Село Чамерево: Хранители памяти

Feb 06, 2016 23:58

Начало здесь - Село Чамерево: Сельский храм

Лучшая деревня Владимирской области

Музейчики в небольших поселках особенно интересны - экспонаты там простые и незатейливые, но главная концепция весьма благородна - удержать в памяти людской свою местную культурную традицию, которая складывается из маленьких кирпичиков местного быта, местной культуры и местных героев. Как мелкие ручейки, эти потоки вливаются в большое озеро национальной традиции и определяют всё то, что мы называем национальной идентичностью.

В селе Чамерево Судогодского района Владимирской области (совсем недалеко от Владимира) есть такой музейчик, расположенный в местной библиотеке.  Однако, местные власти его позиционируют не как музей, а как культурный центр "Синеборье".  И да! они  имеют на это право, ибо главная идея Центра давно переросла простой сельский музей. Здесь представлена целая концепция "малой родины", тесно связанная с широким понятием патриотизма.

Местный школьный народ учится уважать свою историю и своих героев, а местные взрослые - гордятся тем, что село Чамерево в минувшем году выиграло конкурс на "Лучшую деревню Владимирской области".




Но знаете, что меня поразило с самого начала, при входе в музей?  Нет, не только внушительная надпись под настенной розеткой    - "220 вольт" ( не влезай - убьет! ) - но и потрясающе яркие синие стены помещения.





О этот яркий синий цвет!  Он мне сразу напомнил полыхающие краски Мексики, и дом знаменитой художницы Фриды Кало, который так и назывался - "Голубой дом". Фрида обладала отличным вкусом, и она знала, что яркие синие стены прекрасно оттеняют редкие мексиканские артефакты, которые она собирала вместе с Диего Риверой.

Надо сказать, что и в местном русском музейчике, на ярком синем фоне даже самые простые экспонаты деревенской жизни выглядели особенно выигрышно, и приобретали особую фактуру - сюда не стыдно было бы привести и саму Фриду.





Глубинная народная память

Мне близка сама идея привлечения внимания к "малой родине", где хранится народная память на самом глубинном уровне. Таких музейчиков мне немало удалось повидать и в Мексике... И везде - и в России, и в Мексике -  такие "центры памяти" работают в первую очередь благодаря преданности и усилиям местных энтузиастов, и в немалой степени - благодаря поддержке местных властей, которые желают, выражаясь современным языком, "повысить профиль" своего региона.

Наши краеведы - совершенно особенный народ. Еще в советское время, отдавая им должное,  писатель Николай Дубов отмечал:

...У них есть только одно - всепоглощающая страсть, неутолимая любовь к родной стране, ее настоящему и ее прошлому. В отличие от других видов любви, эта никогда не ослабевает, а только усиливается, в ней не разочаровываются и не охладевают. Ей подчиняется, ей отдается вся без остатка жизнь. Она не приносит ни славы, ни денег, ради нее терпят лишения и невзгоды, семейные нелады, а иногда и полный разлад. Она делает людей неуязвимыми к насмешкам и даже оскорблениям, дает силы и стойкость, которые позволяют все перенести и выдержать.

...Все, что собирает, узнает краевед, предназначено другим, и смыслом его жизни становится желание и готовность сообщить, отдать людям то, что сумел собрать и узнать он. Только становясь общим достоянием, собранное превращается в сокровище.

Как это верно, и как знакомо! Любовь к своему прошлому - это особая любовь, и полнее всего она раскрывается только тогда, когда ею можно поделиться со всеми.

Центр Синеборье, однако, не ограничивается обращением к героям своей местной истории. Тут надо брать выше - здесь позиционируются герои самого высокого, общероссийского, "федерального" значения: Андрей Боголюбский и Александр Грибоедов.

Письмо князю Андрею из 21-го века



Андрей Боголюбский - не только знаменитый персонаж местной истории, но и фигура общероссийского значения, ибо начало русской государственности традиционно принято считать именно с периода его правления, когда политический центр Руси переместился из "престижного" тогда, но неустойчивого Киева в далекую и малодоступную Залесскую землю.  (звучит как-то очень близко и знакомо...)

Сколько же трудов положено князем Андреем на укрепление и возвышение своей земли!   Мог ли он предвидеть, что благодаря его немалым усилиям, княжество Владимирское станет пионером в многовековом процессе собирания русских земель?  В то далекое время у князя Андрея был свой интерес в Синеборье -   собственные села: и недалеко от любимого Владимира, и охота хорошая.

Признательность потомков пережила девять столетий.

Меня глубоко взволновало простое, наивное и ошеломляюще искреннее письмо князю Андрею, которое сквозь века написала девочка Настя из села Чамерева:



"Андрей Юрьевич, здравствуйте!  Пишет вам ученица 8 класса Захарова Настя. Мне 14 лет. Я живу в селе Чамерево в непосредственной близости сёл Глебово, Спас-Купалища,которыми Вы владели и не раз посещали.  Познакомившись с Вашей выдающейся личностью из книг, я о многом хочу Вам рассказать. Поняла я главное - Вы стояли у колыбели нашего государства. Да, я живу сейчас в великой России, фундамент которой Вы заложили, благодаря воли с Небес, мудрой политики и необыкновенной работоспособности.  Прошло уже 900 лет, как вы начали строить города, соборы, Великую Россию. Страна наша за это время многое претерпела…"



Нас, владимирских школьников с младых ногтей приучали считать, что первым истинным патриотом Владимирской земли был  князь Андрей, который вырос именно здесь, в городе Владимире, и здешнюю землю - а не далекий Киев - считал своей родиной. В письме девочки Насти я вижу преемственность традиций и наших местных исторических приоритетов. (маленький вопрос - почему тогда в нашем городе, где большинство жителей считает наипервейшим местным патриотом князя Андрея, стоит целых ДВА памятника князю Владимиру?)

Наш Грибоедов



Другим местным героем по праву считается Александр Сергеевич Грибоедов - и не только потому, что его предки были потомственными дворянами Владимирской губернии.  Сама трагическая смерть Грибоедова переплелась с Владимирским краем.  В 1829 году Русская дипмиссия во главе с Грибоедовым была зверски перебита в Тегеране, и дабы забыть о досадном происшествии, персидский шах отдарился императору Николаю I изумительным брильянтом под названием "Шах", а единственному выжившему в резне - секретарю русской миссии Ивану Мальцову, имевшему на паях с дядей И.А.Мальцовым свой стекольный бизнес в городке Гусе Владимирской губернии - было разрешено беспошлинно торговать стекольными и хрустальными изделиями в Персии. В наши дни, рассматривая изумительное стекло и хрусталь в "ориенталистском" исполнении, созданное в то время на Гусевском хрустальном заводе, и хранящееся ныне в музеях  Владимира и Гуся Хрустального - поневоле вспоминаешь, что оно было оплачено кровью блестящего русского дипломата, и необыкновенно одаренного человека Александра Сергеевича Грибоедова.

Поэтому, Грибоедов - он наш, владимирский!



Местные таланты

При входе в музей, мое внимание сразу привлек портрет на синей стене... Я не сразу его узнала, хотя отгадка была рядом, и кричала мне - вот же я!  Неужели ты меня не узнаешь?



*   *   *

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу:
- С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! -

Она возьмет.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже…
Ну и пусть.

Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю…

Это портрет поэта Николая Рубцова. Его написала девочка Маша.

Энергетические артефакты

Экспонаты сельских музеев всегда несут в себе очень понятную и близку энергетику. Вот была баба Аня, у нее был этот чугунный утюг, которым она за свою жизнь столько напользовалась, что утюг хранит воспоминания о ее пальцах - молодых крепких и морщинистых старых.



А вот остовы керосиновых ламп. Я-то еще помню, как одна такая была у моей бабушки, Царство небесное...

А вы знаете, чем раньше завивали волосы? Щипцами для завивки, или плойкой.  Я тоже помню эту вещь, хотя мне не приходилось ею пользоваться.



В соседней комнате можно посмотреть старый, дореволюционный быт... который, впрочем, в некоторых домах сохранялся вплоть до семидесятых годов прошлого века.  Я-то помню многие вещи!  И у суздальской баушки, и у владимирской...

Вот уголок дома зажиточной семьи:



А вот и неизбежные слоники, выстроившиеся в очередь перед Медведем... Нет ли здесь какой-нибудь современной аллегории?



В углу кровать с люлькой, и портреты хозяев, украшенные вышитыми подзорами. Помню, помню - были такие у моей суздальской баушки!  Где теперь та бабушка, и где те портреты...  Помню, в розовом детском возрасте, глядя с печки на портрет молодой бабушки, висевший над ее кроватью -   я уже всё понимала, и сильно поражалась, насколько она была похожа на меня.  Не я на нее, а именно она - на меня. Эгоцентрическое детское сознание.))





Помимо хозяйских портретов (мой дом - моя крепость), на стене были замечены и портреты последних Романовых  - Николая Александровича и Александры Федоровны.  Предположительно, портреты выпущены к Трехсотлетию Дома Романовых, за год до Первой мировой войны.



В левом углу красуется диван - которые тогда находились во многих квартирах. Да, я и диван такой тоже помню, в комнате у бабушки!  Накатило воспоминание, и защемила тоска по старым ушедшим вещам, которые помнят нас еще маленькими, а наших родных - молодыми.   Острый приступ ностальгии пришлось заглушить известными строками Омара Хайяма:

Все, что видишь ты, - видимость только одна
Только форма - а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!

Вина, однако, под рукой не оказалось, поэтому дальше так и пришлось ходить со щемящим сердцем.





Я теперь понимаю, почему раньше на вокзалах было столько носильщиков! Этот деревянный чемодан - явно неподъемный. Ни тебе громыхающих по плитке колесиков, ни блестящеще-змеиного цвета современных материалов, ни выдвижной ручки.  Такое - только на извозчике.



Часы, которые отмеряли время прошлым поколениям местных старожилов:





Уголок со старинными книгами и иконами:





Восхитительные вязаные кружева и подзоры - вот что всегда веселит мне сердце. Я радуюсь, что хотя бы старые бабушкины подзоры сохранились - я их не только берегу, но и собираюсь использовать. Про то, чтобы самой такое связать - я даже и помечтать боюсь, хотя такие попытки у меня были, и не всегда неудачные. Но где уж мне сравняться со старой мастерицей?

А вот эта старая икона - не один ли из вариантов Троицы?





В левом углу - целая группа предметов крестьянского быта:



А вот и другие старые предметы, которые способны вогнать в ступор современного человека, который невольно задумается - Что это такое, и как называется?

Прялка и гребень-чесало:



В память медленно, но уверенно вливались незабытые строки песни:



*    *    *

Долго я жила в тиши
Вертеном крутила,
И от всей своей души
прялку я любила.

Долго я цвела как мак
Сидя у окошка.
Хоть бы парень молодой
подмигнул немножко.

Вот и парень подмигнул
я не испугалась...
Но немножечко спустя
Нитка оборвалась.

Часто думаю о нем
На душе так грустно
Часто-часто рвется нить,
А на сердце пусто.

*    *    *

Чамеревская библиотека оказалась с сюрпризами - мне, как любителю фольклора, приглянулась вот такая редкая книга:



№ 33
(бумажку жгли) и смотрели на тень, на чего вроде похоже.  Или человек стоит, или гроб, или могила.

№ 34
И бумагу жгли. Вот, значит, бумагу жгем, над лежанкой тама, чтобы белое.  Чего получится.  Или машина, или конь какой получится, или чего ли.

Гадания с яйцом.

№ 35
В воду бросали яйцо, разбивали и смотрели какой оно формы.

№ 36
Разбивали яйцо.  Смешивали белок, и в стаканчик ставили на боженку.  И набоженке ночь простоит, а утром смотрели, на что похоже: у кого могила, у кого церковь - и сбывалось.

№ 37
На Рождество девушки гадали на яичке. Яйцо в стакан разбивали и капк по воде расползется - гадали, на что похоже. На кольцо - к свадьбе, на гроб - к смерти.

Гадания по принципу жребия

Мама пекла витушки с песком и маком.  Туда запекается пятачок - кому попадется, тот будет счастливым человеком.

Гадания на жениха
Гадания по принципу "чет-нечет"

Гадания с частоколом

№ 39

Забор обнимаешь, сколько кольев обнимешь, и считаешь - выйдешь замуж - не выйдешь, выйдешь - не выйдешь; вдова - не вдова.

: )))

Радушный центр "Синеборье" всегда готов поделиться своей памятью с гостями. С нами беседовала глава Глава местной чамеревской администрации Валентина Александровна Преснова.  Она рассказала нам о том, как местные власти стремятся поддержать Центр, дабы сохранить Память, где им помогают и местные прихожане, и отец Виктор.

Музею исполнилось десять лет, - сказала Валентина Александровна. Иногда, бывает и идея, и концепция - но как ее претворить в жизнь? На это ушли целые годы. Главное, по мнению Главы администрации - это люди, которые посвящают себя реализации этой идеи.  А в Чамерево подобралась на редкость дружная команда.

Нам рассказали о местном празднике -  "Рождество в Чамерево",  которое отмечается вот уже 6 лет подряд. Главная задача этого праздника - отдых всем дружным населением, и каждой семьей по отдельности. Праздник начинается в 11 часов утра у храма, и заканчивается в восемь вечера - там же. На празднике и веселые мероприятия - и езда на лошадях, и фейерверки, и концерт в местном клубе, и горячий чай, и вкусная еда. Приезжайте в Чамерево!



Под конец экскурсии, в библиотеке нас угощали чаем, конфетками и бутербродами.  Мы были рады гостеприимству, и искренне благодарны нашим радушным и внимательным хозяевам.

Но были, были среди нас  двое.... Оба бородаты, спокойны и сосредоточенны.

Они молча - серьезно и внимательно - смотрели на нас из угла, и никак не присоединялись к нашей компании.    Один из них перевернул весь мир...

Карл Маркс смотрит на тебя:

Эти портреты - тоже наша Память.  Каждый воспринимает свою историю по-своему, однако из истории России, как из песни - нельзя выкинуть ни одного слова.

поэзия, русское родное, персоналии, nostalgia, память, традиция, прогулка, наши корни

Previous post Next post
Up