Музей саксонских автомобилей в Хемнице

May 11, 2014 22:30

Как я уже упоминал в посте, посвященному самому пролетарскому городу Германии, целью второго моего приезда в Хемниц, было посетить два интересных технических музея, расположенных на одной и той же улице в семистах метрах друг от друга. Первым я посетил музей саксонских автомобилей и сегодняшний пост будет посвящен этому небольшому, но уютному музею, в котором на площади около 1000 квадратных метров находятся около 150 автомобилей, мотоциклов и велосипедов произведенных в Саксонии и не только на протяжении всего ХХ века.



01. Музей этот достаточно новый, был открыт в 2008 году в историческом здании одной из первых в Германии многоэтажных парковок. Здание было построено в 1928 году из железобетона в стиле конструктивизма. На шести этажах располагались места для парковки трехсот автомобилей, которые перемещались между этажами на специальных лифтах. Музей саксонских автомобилей и мотоциклов занимает сегодня весь первый этаж здания.



02. На входе посетителей приветствует старенький трехколесный Framo LT200. Такие небольшие грузовички производились в 1930-х годах на заводе Framo (Frankenberg Motorenwerke) в городах Франкенберг и Хайнихен, что недалеко от Хемница.



03. Данный Framo LT200 был произведен в 1932 году. Мощность его моторчика -  всего 6 л.с.



04. На первом этаже находятся три лифта, которые транспортировали машины на верхние этажи парковки. Слева от лифтов вход в музей.



05. В одном из лифтов теперь вальяжно расположился Wanderer W 26, 1937 года выпуска.



06. Хемницкая фирма Wanderer входила в концерн Auto Union, в котором занимала нишу производителя автомобилей среднего класса и впускала кроме автомобилей также мотоциклы, велосипеды и различную технику. Производством автомобилей фирма Wanderer занималась до 1941 года, после чего перешла на выпуск военной продукции. В послевоенное время производство автомобилей так и не было возобновлено.



07. Водительское место Wanderer'a.



08. И пассажирский диванчик.



09. Музей саксонских автомобилей небольшой, но очень уютный. Внутри царит атмосфера дедушкиного гаража, изрядно подкрепленная запахами машинного масла и старого железа. Люблю такие музеи. Единственный минус - транспорт тут расположен довольно кучно, что не очень удобно для фотографирования.



10. Для любителей мотоциклов тут просто рай.



11. Очень много мотоциклов самых разных исторических эпох, объединенные лишь тем, что все они произведены в Саксонии.



12. Я уже рассказывал о потрясающе живописном городке Чопау, в котором в прошлом размещался самый крупный в мире производитель мотоциклов - фирма DKW, переименованная после Второй мировой в MZ (Motorradwerke Zschopau). Большая часть мототехники в музее - продукция DKW-MZ.



13. Мне же мотоциклы не интересны, поэтому я ограничусь лишь общими фотографиями мототехники музея и остановлюсь детальней на выставленных тут исторических автомобилях.



14. Инсталляция, демонстрирующая авторемонтную мастерскую 1930-х.



15. Инсталляция простенькая, но сделана с любовью к деталям.



16. Фургон DKW F5 Li 700, 1935 года выпуска. Фирма DKW как и Wanderer являлась одной из четырех фирм, составляющих концерн Auto Union и выпускала недорогие автомобили с двухактными двигателями. Каждое из колец в эмблеме концерна Auto Union обозначало четыре материнские компании: DKW, Wanderer, Audi и Horch, составляющие на то время крупнейший немецкий автоконцерн.



17. Бывшие ниши для парковки заставлены техникой, собранной по принципу принадлежности к той или иной временной эпохи. Таким образом обходя одну нишу за другой можно совершить небольшое путешествие по истории автомобилестроения Саксонии. Начнем обзор с самой первой ниши, где представлены самые старые экспонаты коллекции.



18. Начну обзор с мотоцикла, произведенного в 1907 году в Циттау фирмой Phänomen. Этот небольшой и очень красивый городок, которому в моем жж был посвящен не один пост был крупным центром саксонского машиностроения начиная с 1900 года, когда в Циттау начался выпуск мотоциклов фирмой Phänomen и вплоть до 1990 года, когда канула в историю фирма Robur - наследник Phänomen, производящая во времена ГДР небольшие грузовики и автобусы. На фото мотоцикл Phänomen 5 1/2 PS, 1907 года выпуска.



19. В 1910 году фирма Phänomen прекратила производство мотоциклов, полностью сконцентрировав все производственные мощности на производстве трехколесных автомобилей.



20. Следующий экземпляр представляет собою интересный подвид автомобильной эволюции. Этот полуавтомобиль-полумотоцикл Magnet Selbstfahrer был построен в 1911 году в Берлине фирмой Motorenfabrik Magnet GmbH, существовавшей до 1926 года и производившей мотоциклы и трехколесные автомобили. Это единственный сохранившийся экземпляр данной модели, представляющий конструкционно мотоцикл с автомобильным кузовом, из которого осуществлялось управление данным транспортным средством. Транспорт оснащался двухцилиндровым двигателем, выдающим 7 л.с и разгоняющим это чудо инженерной мысли до скорости 50 км/ч. Этот полуавтомобиль работал в качестве такси и до сих пор находится в рабочем состоянии.



21. Самый старый из представленных в музее транспортных средств Oldsmobile Polymobil, 1903 года выпуска. Этот автомобиль олицетворяет собою эру зарождения автомобильного транспорта. Конструкция, заложенная в основу автомобиля была одна из самых успешных в начале ХХ века и многие фирмы производили подобные автомобили по лицензии в том числе и лейпцигская фирма DUX. Завод фирмы Дукс находился также в Москве, где производил лицензионные копии мотоциклов, автомобилей, дирижаблей и даже самолетов. Представленный тут Oldsmobile вероятно служил образцом для производства лицензионных копий, которое началось в Лейпциге в 1904 году.



22. Wanderer W3 5/12 PS "Puppchen", 1913 года выпуска, получивший прозвище "Куколка". Автомобиль оснащался 12-сильным четырехцилиндровым четырехтактным двигателем, разгоняющим автомобиль до неплохой на то время скорости 70 км/ч. Тип W3 был успешной попыткой хемницкой фирмы Wanderer, производившей мотоциклы с 1902 года, выйти на автомобильный рынок. В период с 1913 по 1927 год было произведено около 10 000 "Куколок", что являлось огромным успехом для модели.



Переходим в следующую нишу, где представлена техника "золотых 20-х" - периода автомобильного бума, когда регион Хемниц-Цвикау стал одним из ключевых в немецком автомобилестроении. В то время автомобиль все еще являлся роскошью, а большинство населения перемещалось на велосипедах и мотоциклах. В 1928 году был принят закон, который должен был способствовать моторизации населения. Согласно этому закону, владельцы транспортных средств, имеющих моторы объемом менее 200 кубиков освобождались от налогов. Благодаря этому закону фабрика DKW в Чопау становится самым крупным производителем мотоциклов в мире.

23. Мотоцикл Heros, 1925 года выпуска, произведенный фирмой Motorenwerk Hartmann & Richter в саксонском городке Niederoderwitz. Фирма существовала с 1921 по 1929 годы и занималась производством мотоциклов.



24. Еще один экземпляр фирмы Phänomen из Циттау. С 1910 года фирма производившая мотоциклы и велосипеды полностью перешла на производство таких вот трехколесных "феномобилей". На фото Phänomobil Zn, 1921 года. Трехколесные автомобили были намного дешевле в производстве, продаже и содержанию, чем их четырехколесные собратья, что обусловило их высокую популярность особенно в госинстанциях таких как почта. За 19 лет производства трехколесников в Циттау, одними лишь государственными ведомствами было закуплено около 1000 подобных автомобилей, большинство из которых использовались почтой. Представленный в музее автомобиль оснащался 12-сильным четырехцилиндровым двигателем, разгонявшим автомобиль до скорости 65 км/ч.



25. В следующей нише находятся парочка представителей 30-х. Слева на фотографии Audi Typ P5/30 PS, 1931 года выпуска. Этот автомобиль базировался на модели DKW 4=8 и оснащался двигателем Peugeot. Кузов автомобиля изготовлялся из дерева и был несущим. Эта модель должна была обеспечить выход Audi в сегмент компактных и дешевых автомобилей, но оказалась рыночным провалом. Всего было выпущено 327 автомобилей, из которых до наших дней сохранилось лишь два экземпляра, один из которых представлен в музее саксонских автомобилей. Автомобиль находится в полностью рабочем состоянии.



26. Справа от Ауди выставлен DKW F2 - 600 Reichsklasse, 1933 года выпуска. В период с 1932 по 1935 годы было произведено 27 059 автомобилей этой модели, что являлось огромным успехом. Такой крупный тираж явился следствием простоты и дешевизны модели. Автомобиль комплектовался мотоциклетным двухтактным двигателем, мощностью 18 л.с. обладал деревянной рамой, передним приводом и независимой подвеской всех колес. Моторы для этой модели производились в Чопау, кузова в Берлине а финальная сборка осуществлялась в Цвикау.



27. Эта модель была первым в мире переднеприводным автомобилем, выпущенным крупной серией.



28. А вот тот же автомобиль DKW F2, 1933 года выпуска, но с другим кузовом.



29. Данный кузов является собственной разработкой Курта Пампеля (Kurt Pampel), директора одного из представительств фирмы DKW.



30. Как для самоделки очень даже неплохо!



31. Внутри музея вывешены десятки различных рекламных и информационных плакатов разных эпох.



32. Гоночные DKW.



33. Место пилота.



34. DKW PS 600 Sport - элегантный роадстер 1930 года выпуска, построенный на базе первого автомобиля фирмы DKW - P 15PS.



35. Дальше следует небольшая экспозиция, посвященная военному времени. На фото мотоцикл, разработанный специально для Вермахта DKW NZ 350, 1944 года выпуска.



36. Рядом еще одно порождение военного времени - Wanderer W10, выпущенный в 1930 году и уже в военное время оснащенный газогенераторной установкой.



37. Интерьер Wanderer'a.



38. Еще один трехколесник фирмы Framo 1935 года выпуска, представленный для наглядности конструкции в разрезе.



39. Простота конструкции и дешевизна обеспечили широкую популярность грузовичков и фургонов Framo в 1930-х годах.



40. Пожарный Wanderer W 11, 1929 года выпуска.



41. Помимо производства трехколесных грузовичков, фирма Framo делала попытки выйти на рынок малолитражек. На фото Framo Piccolo 1935 года выпуска - ультрабюджетный кабриолет всего с одной дверью справа.



42. Интерьер под стать экстерьеру более, чем прост.



43. В одной из гаражных ниш инсталляция с заброшенным грузовичком DKW F8, 1939 года.



44.


45.


46. Велосипед, оборудованный вспомогательным двигателем внутреннего сгорания объемом 20 кубиков. Привод на колесо осуществляется непосредственным контактом ролика и поверхности шины. Это был прототип 1950 года, который так и не пошел в серийное производство.



47. Бензобак объемом 0,5 л находится внутри фары.



Следующие ниши посвящены послевоенной автомобильной продукции Восточной Германии. Автомобили, производимые в Восточной Германии в послевоенное время, базировались на довоенных моделях, которые частично были модифицированы в связи с тем, что прежние связи с поставщиками комплектующих были утеряны. Вдобавок ко всему в послевоенные годы были большие трудности с материалами, в частности с прокатной сталью.

48. IFA F8, 1954 года выпуска - автомобиль, базирующийся на модели DKW W8, производимой в 1939-1942 годах и отличающийся от базовой модели лишь деталями. За весь период производства 1949-1955 годов было выпущено около 25 000 IFA F8.



49. Переходим к следующей нише, в которой представлена парочка автомобилей и несколько мотоциклов послевоенного времени.



50. Еще одна IFA F8 с кузовом кабриолет, изготовленным на кузовном заводе VEB Karosseriewerk Dresden.



51. По причине нехватки металла в связи с эмбарго стран запада, в послевоенном ГДР для изготовления отдельных элементов кузовов и автомобильных рам активно использовали дерево, а чуть позже начали применять дуропласт. AWZ P70 стал одним из первых в мире серийных автомобилей, чей кузов был полностью изготовлен из дуропласта. Этот автомобиль явился предшественником знаменитого Трабанта, хотя конструкционно это был все тот же IFA F8. В период с 1955 по 1959 годы было произведено около 36 150 автомобилей этой модели в трех вариантах кузовов: седан, купэ и универсал. До наших дней сохранилось очень мало этих автомобилей с кузовом "универсал".



52. В следующей нише расположен уникальный прототип автомобиля с турбинным двигателем на базе Wartburg.



53. Этот турбинный двигатель был разработан в конце 1970-х и в 1979 году прошли его тестовые испытания. В качестве топлива использовалась перекись водорода, которая при каталитическом разложении освобождала энергию, вращающую турбину. Продуктами сгорания на выходе являлись водяной пар и чистый кислород.



54. Двигатель обеспечивал мощность 120 л.с.



55. Какой уважающий себя восточногерманский автомобильный музей может обойтись без символа ГДР-овского автопрома - Трабанта? Есть и в этом музее свой Трабби 601. При этом эта модель особенная. Данный Трабант относиться к так называемой "нулевой" серии - партии автомобилей, выпущенной до официального старта конвейера. Этот экземпляр является одним из самых старых Трабантов 601-й модели, сохранившихся до наших дней и отличается от серийной модели множеством мелких деталей.



Последний участок музейной территории занимает временная экспозиция на тему "Западные автомобили в ГДР".

56. Первым официально импортируемым в ГДР западным автомобилем стал VW Golf. Поставки этой модели в ГДР начались в 1977 году и всего было импортировано 10 000 автомобилей этой марки.



57. В последующие годы предложение на восточногерманском рынке было расширено импортными Ctroen GSA в максимальной комплектации Pallas, которых было закуплено 5500 штук.



58. В 1981 году глава ГДР Эрих Хонеккер побывал с делегацией в Японии с целью налаживания экономических контактов между ГДР и Японией. Результатом этой поездки стал импорт в ГДР 10 000 автомобилей Mazda 323. Это был самый желанный автомобиль-мечта среднестатического жителя Восточной Германии. Реализовать которую могли впрочем лишь люди, проживающие в Берлине и обладающие суммой в 30 000 марок. Именно столько стоил этот автомобиль в начале 1980-х в ГДР.



Для всех трех моделей была создана сервисная сеть внутри страны. Несмотря на это приобрести импортный автомобиль жителю ГДР было очень не просто, особенно не берлинцам. Так как правительство стремилось к улучшению картинки прежде всего столичных улиц, то и импортные автомобили продавались в основном только жителям Берлина и окрестностей. Только один лишь Ctroen GSA Pallas можно было купить по всей Германии по той причине, что популярностью он не пользовался и даже те 5500 автомобилей, закупленных ГДР для внутреннего рынка, продавались с трудом. Все три автомобиля, выставленные в музее, являются оригинальным импортом в ГДР начала 1980-х.

59. Цены на подержанные автомобили на рынке ГДР в конце 1980-х годов в восточногерманских марках.



60. Завершает музейную экспозицию шикарный Horch - саксонский производитель люксовых автомобилей, входивший в концерн Auto Union.



На этом обзор музейной экспозиции закончен. Для посещения музея можно запланировать около часа свободного времени, если вы, конечно, не фанат мотоциклов, которых в музее более сотни. Мотоциклы мне совершенно не интересны, поэтому я обошел всю экспозицию за часа полтора, после чего направился в находящийся в 700 метрах индустриальный музей Хемница, которому будет посвящен следующий пост.

Официальный сайт музея саксонских транспортных средств: http://www.fahrzeugmuseum-chemnitz.de

Германия, авто, Саксония, ГДР, музей

Previous post Next post
Up