Заключительная часть рассказа о моей однодневной поездке по региону Рудные горы (Erzgebirge), что находится на юге Саксонии. В этой части мы прогуляемся по одному из красивейших и целостных маленьких городов Саксонии - Чопау. Облик этого города практически не менялся последнюю сотню лет и прогулка по этому городу превращается в своеобразное путешествие во времени, где о настоящем напоминают лишь современные автомобили на улицах города. Как и многие городки этого региона тут тоже есть свой замок, находящийся в самом центре города. Теперь обо всем этом подробнее...
Привожу еще раз карту моего маршрута. Между всеми точками достопримечательностей я перемещался на так называемом Поезде Рудных гор (Erzgebirgebahn), курсирующем с интервалом раз в час между станциями Chemnitz и Cranzahl. Дневной билет на этот поезд стоит 22 евро на первого пассажира и по 4 евро на каждого следующего. Сначала я посетил станцию
Erdmannsdorf-Augustusburg, где прокатился на лесном фуникулере и побывал в замке Аугустусбург, затем я отправился на станцию
Scharfenstein, где посетил один из красивейших замков этой местности, и последним пунктом моей поездки стал городок Zschopau, находящийся между этими двумя станциями.
Теперь немного лингвистики. Название города и одноименной речки, вдоль которой проходит маршрут поезда - Zschopau, то есть Жопау. Видимо люди, которые переводили название на русский, постеснялись ассоциаций, вызванных этим словом в их головах и перевели его на русский как Чопау. Чтобы не пугать читателей, среди которых могут быть и те, что при однокоренном слове падают в обморок, буду и я вслед за стеснительными лингвистами называть этот городок Чопау.
01. На перроне вокзала гостей города встречает приветственный плакат.
02. Есть города с говорящими названиями. Так однажды я побывал в польском поселке с названием Синявка и за всю прогулку я не встретил там ни одного трезвого человека. Пьяны были все от мала до велика и причем в стельку, дело было правда в пятницу. Так вот Жопау... ой простите... Чопау к таким городам не относиться. Это один из самых благоустроенных саксонских городов, в которых мне доводилось бывать. Тут нет индустриальных руин, нет заброшенных районов, да и домов то заброшенных не больше, чем в любом городе южной Германии.
О том, что ты находишься в Восточной Германии, тут напоминает лишь потрясающая восточноевропейская архитектура.
03. Речка с одноименным названием, на одном берегу которой находится очень красивая каменная набережная. Гулять тут - сплошное удовольствие!
04. Фонари Чопау достойны того, чтобы им посвятить поэму. В этом посте их будет много, разных но одинаково прекрасных.
05. Мост через реку.
06.Один из берегов речки Чопау с исторической застройкой. Хотя в городе Чопау вся застройка историческая.
07. В центре города находится дворец Вильдек (Wildeck). Изначально на месте дворца находился средневековый замок, который и положил начало городу Чопау. В средние века тут проходила так называемая "соляная тропа" - дорога связывающая Саксонию и Богемию. "Соляной тропой" ее назвали в связи с тем, что по этому торговому пути в больших масштабах транспортировали на юг соль, добытую в городе Халле, что в Саксонии-Анхальт. Именно для охраны перехода "соляной тропы" через речку Чопау и был в 12-м веке сооружен замок. Точных данных о том, как он выглядел и в какие года был построен нет. Вероятно, изначально это был даже не замок, а лишь сторожевая башня, которая превратилась в замок лишь на границе 13 и 14 веков. Эта башня сохранилась до нашего времени и сегодня является самым старым сооружением в Чопау.
08. Вид замка окончательно изменился в 1545-1547 годы, когда замок по инициативе курфюрста Саксонии Морица был перестроен в охотничий дворец в стиле Ренессанс. При этом были снесены три башни замка и оставлена лишь самая высокая - смотровая. В течении лет дворец еще неоднократно перестраивали и вид его менялся. В качестве резиденции курюфрстов и королей, дворец использовался до 1911 года. После 1945 года дворец был национализирован и в нем разместились: библиотека, музыкальная школа, станция юных техников и натуралистов. С 1974 года дворец стал областным Домом культуры. В 1994 году собственником дворца Вильдек стала Саксония и после реставрации в нем были размещены: музей мотоциклов, музей книгопечатания, нумизматическое общество с обширной коллекцией монет, библиотека и комната для брачных церемоний.
09. В последние годы на месте тропинки, огибающей дворец, соорудили барочный сад. Вход на его территорию совершенно свободный но в шесть вечера сад закрывают. Я зашел внутрь без десяти шесть.
10. Сад очень уютный с множеством лавочек и прекрасным видом на утопающий в зелени город.
11. Вид с территории сада. На окраине города можно заметить архитектурное наследие ГДР - небольшой район блочных пятиэтажек. Тут есть несколько таких районов, но все они находятся на окраинах города и увидеть их можно лишь поднявшись на холм, на котором стоит дворец.
12. Лестница на заднем плане - выход из сада. В один из фонарей органично встроен указатель с названием улицы.
13. Внутренний двор замка. К сожалению, к моменту моего прибытия, тут все уже было закрыто. И если музеи мне не особо интересны, то подняться на башню с обзорной площадкой наверху мне бы хотелось. Вид оттуда открывается просто потрясающий!
Из музеев, размещенных во дворце, особый интерес представляет коллекция мотоциклов, рассказывающая об истории производства мотоциклов в Чопау. Ведь мотоциклы в этом городе начали производить в 1922 году и производят их до сих пор. Фабрика DKW, находящаяся в Чопау в 1928 году была самой крупной в мире фабрикой по производству мотоциклов. А до конца 1989 года производитель мотоциклов MZ (Motorradwerke Zschopau) был одним из самых массовых производителей мотоциклов в мире.
14. Так в Чопау выглядит практически каждый уголок.
На сегодняшний день в самом Чопау живет около 10 000 жителей, вместе с пригородами - 14 000. Между 1990 и 2006 годами из-за безработицы город покинуло 22% населения и оно медленно продолжает сокращаться и сегодня. Это типичная картина любого восточногерманского города.
15. Центр города.
Чопау, как я уже упоминал, возник из замка, построенного для охраны переправы через реку на "соляной тропе". Первое упоминания города датируется 1286 годом, когда город был упомянут под названием Schapa. В середине 14 века в Чопау начинается добыча серебрянной руды и город начинает развиваться. В 17 веке на город обрушиваются несчастья одно за другим: сперва в 1612 году эпидемия чумы выкашивает большинство населения города (погибает около 450 человек), затем в 1634 году во время Тридцатилетней войны большая часть города уничтожается пожарами.
16.
После Тридцатилетней войны город быстро восстанавливается и достигает расцвета благодаря торговле, ремеслам и добыче серебра. Очередное несчастье обрушивается на Чопау в 1748 году - центр города полностью уничтожается в течении трех часов мощным пожаром. Лишь дворец остался нетронутым огнем.
17.
Предварительная ступень индустриализации города началась очень рано - еще в начале 18 века. Важное экономическое положение Чопау наглядно иллюстрируют регулярные визиты российского царя Петра І, который бывал тут в 1711 и 1713 годах. В начале 19 века в Чопау массово начинают появляться текстильные предприятия, а в 1819 году тут находится самая крупная в Саксонии хлопкопрядильная фабрика. В 1866 году была построена железная дорога вдоль русла реки Чопау, которая связала Чопау с крупными городами Саксонии и еще более ускорило развитие промышленности, которое продолжилось и в начале 20 века.
18.
В 1919 году в Чопау немецкий инженер Hugo Ruppe изобретает компактный двухтактный мотор, мощностью 1 л.с., который явился основой для дальнейшего развития мотоциклостроения в Чопау. В 1922 году в этом городе начинается серийное производство мотоциклов под маркой DKW а в 1929 году тут производится 60 000 мотоциклов в год, что делает фабрику в Чопау самой большой в мире. В 1932 году четыре самых крупных автопроизводителя Саксонии: DKW, Horch, Wanderer и Audi объединяются в автомобильный концерн Auto Union со штаб квартирой в Чопау, которая в 1936 году была перемещена в новое здание в Хемнице.
Во время Второй мировой завод в Чопау поставляет мотоциклы для Вермахта, а после войны все производственный мощности были полностью демонтированы и отправлены в Советский Союз. В 1950 году производство мотоциклов в Чопау возобновляется и с 1952 года они производятся под маркой MZ (Motorradwerk Zschopau). После объединения Германии производство мотоциклов резко сократилось но его удалось сохранить. Мотоциклы тут производят и по сей день, правда далеко не в тех масштабах, что раньше.
19.
20. Во время Второй мировой войны Чопау бомбили всего один раз. В результате той бомбардировки были уничтожены лишь 11 домов и школьный спортзал. Благодаря тому, что город практически не пострадал от конфликтов ХХ века, он выглядит так же, как и сотню лет назад.
Обратите внимание на лампу внутри фонаря.
21. Крупным планом. Первый раз вижу лампу в непрозрачном корпусе. Наверное какая-то новая сверхэкономная технология.
22. В Чопау указатели улиц часто интегрированы в уличные фонари. Такое я видел только в этом городе.
23. Фонари Чопау однозначно достойны быть воспетыми поэтом!
24. Улицы этого удивительного города ничуть не уступают в изяществе и стиле фонарям. В Чопау прекрасен каждый метр!
25. Лишь только на окраинах города в общую архитектурную идиллию исторической застройки вторгаются ярко раскрашенные коробки ГДР-овских пятиэтажек.
26. Когда я жил в Украине, при слове "Германия" в моей голове рисовалась примерно такая вот картинка.
27. Это поэзия!
28. Центральная площадь города.
29. Что удивляет в Чопау, так это отсутствие заброшенных домов, ветхости и признаков упадка. Город выглядит свежо, бодро и совсем не депрессивно.
30. Делать хорошие кадры в Чопау очень просто. Можно даже не прицеливаясь нажимать кнопку. Тут трудно промахнуться.
31.
32. Вдоволь нагулявшись по старым улочкам Чопау, я вернулся к исходной точке - к замку.
33. Заметив узенькую улочку с красивыми фонарями, я пошел посмотреть куда она меня приведет. При виде этой улочке подумалось о том, что неплохо было бы сюда вернуться еще раз и погулять по городу вечером, когда горят фонари.
34. Узенькая улочка привела меня к речке. Тут дорога уперлась в тупик.
35. Я вернулся обратно на мост, и сфотографировал это место еще раз но уже с моста.
36. Набережная.
37. Здание привокзального хозяйства, которое судя по его внешнему виду не используется. В любом другом городе Восточной Германии оно бы стояло заброшенное, с разбитыми окнами и исписанное граффити. Почему в Чопау все совсем не так, как в других подобных городах - я затрудняюсь ответить.
38. Зачем точка в конце?
39. На этом завершилась моя однодневная поездка по этому удивительно красивому региону Рудных гор. Если вы когда-нибудь окажетесь в Саксонии и захотите за один день увидеть максимально много не тронутой туризмом красоты, теперь вы знаете куда надо ехать!