Саксонский Манчестер - так звучит одно из неофициальных названий города, о котором сегодня будет мой пост. Это, пожалуй, один из самых необычных и потому интересных городов Германии. Где еще можно окунуться в атмосферу настоящего советского города, как не в центре Карл-Маркс-Штадта? - Именно так назывался Хемниц с 1953 по 1990 годы. Хемниц не случайно сравнивают с Манчестером. Это самый промышленный и пролетарский город Саксонии. Пролетарским духом тут пропитано все, начиная от архитектуры и заканчивая лицами горожан. И сегодняшний пост посвящен прогулке по этому совершенно нетипичному немецкому городу.
В Хемнице я был три раза. Первый раз я приехал в Хемниц весной 2011 года и город поразил меня с первых минут пребывания в нем. Шагая по классическим советским бетонным плитам, которыми выложена центральная площадь города, я ощутил стойкий флешбек в мое раннее советское детство и прочувствовал дух первомайских демонстраций в СССР. Почему-то именно такие ассоциации вызвал во мне Хемниц в мой первый приезд. Во второй раз я приехал в Хемниц с целью посетить два музея: музей саксонских автомобилей и хемницкий индустриальный музей и этот город произвел на меня не меньшее впечатление, чем в мой первый приезд. А когда я побывал тут в третий раз, я просто влюбился в этот город. Хемниц однозначно не похож ни на один другой город Германии, этим он и интересен.
Уверен, найдется немного людей, которым Хемниц придется по вкусу. В сознании обывателя Германия ассоциируется скорей со сказочными фахверковыми городками Баварии, чем с суровостью постиндустриального Хемница. Я даже видел телепрограмму посвященную лондонцу, добровольно переехавшему жить из Лонодона в Хемниц. Это было настолько сенсационно, что он стал героем телепередачи.
01. Почему человек переезжающий жить в Хемниц выглядит чудаком, понимаешь выйдя на железнодорожной станции Chemnitz Mitte, с которой и началась моя прогулка по городу. Станция расположена в центре города и выглядит вот так:
02. Здание вокзала полностью заброшено.
03. В переходах ведущих на перрон, можно снимать фильмы про постапокалипсис.
04. Круть!
05. Первое, что видит человек, выйдя с вокзала Chemnitz Mitte - такой вот панельно-советско-постапокалиптический пейзаж.
06. На этой же улице находятся руины заброшенного завода фирмы Union. Фирма была основана в 1852 году и занималась производством сверлильных, фрезерных и других станков. В 1996 году данный завод закрылся, хотя фирма продолжает существовать и по сей день.
07. Несколько заброшенных заводских корпусов расположены прямо на одной из центральных городских улиц.
08. Начиная с конца 18-го столетия в Хемнице очень бурно развивается промышленность и в 19-м веке он становится одним из самых индустриализированных городов Германии. Именно в Хемнице в 1877 году рождается немецкое патентное право. Тут же берет начало немецкая машиностроительная промышленность.
09. На рубеже 19 и 20 веков Хемниц становится самым богатым городом Германии а его населения к 1930-му году достигает своего пика - 360 000 человек. Сегодня в Хемнице проживает 242 400 жителей (по данным на 2013 год).
10.
11. Город сильно пострадал при бомбардировках 1945 года, во время которых был полностью стерт с лица земли его исторический центр. 9 мая в Хемниц вошли советские войска и в истории города начался 45 летний период советской оккупации.
12. Индустриальных и не только руин в Хемнице много. Трудно найти район, в котором не было бы заброшенных жилых домов, различных зданий и заводов. Так много заброшенных построек как в Хемнице, я видел лишь в Лейпциге, где во многих районах заброшен каждый пятый дом.
13. Изначально я подумал, что это бывший завод некогда крупнейшего немецкого автомобильного концерна Auto Union, так как в Хемнице с 1936 года располагалась штаб-квартира концерна, и лишь сейчас при подготовке поста узнал, что к автоконцерну фирма Union отношения не имела.
14. Отдельного упоминания заслуживают трамваи Хемница. На улицах города можно все еще встретить старенькие модернизированные Tatra-T3D, покрашенные в цвета хемницкого флага - желтый и голубой. Татр в трамвайном хозяйстве Хемница осталось всего 11 штук. На смену им приходят новые трамваи вариобаны.
15. Вариобан - трамвай, который способен перемещаться как внутри города по трамвайным линиям, так и за городом, используя железнодорожные пути.
Вариобаны были впервые протестированы в Хемнице в 1993 году, но активно начали занимать свою нишу пассажирских перевозок лишь в 2002 году, когда была разработана так называемая Хемницкая модель общественного транспорта, согласно которой городская трамвайная сеть была соединена с региональной железнодорожной сетью. И как внутри города, так и между деревушками и городками региона начали курсировать трамваи-поезда вариобаны.
16.
17. Это самые широкие трамваи, которые мне когда-либо доводилось видеть. Где еще вы увидите внутри трамвая четыре ряда сидений и широченные проходы между ними.
18. Проезжаю пару остановок на трамвае и оказываюсь в самом центре города. Центр Хемница тоже весьма необычен и представляет собою смесь классической советской архитектуры и современных торговых центров.
19. Главная доминанта города - 97 метровое здание отеля, построенное в 1976 году в стиле брутализм. В советское время тут располагался Интеротель "Конгресс" который предназначался исключительно для приема и размещения гостей с Запада.
Хемниц - единственный среди больших городов Германии, который после 1945 года вплоть до 1990 года не имел своего центра. С объединением Германии этот вопрос был включен в повестку дня и в середине 1990-х началось сооружение городского центра, который было решено строить вокруг здания старой ратуши. Сегодня центр города представляет собою полностью современный комплекс торговых центров, офисных зданий и жилых зданий вперемешку с советской архитектурой и редкими вкраплениями довоенного Хемница.
20. Один из торговых центров в сердце города.
21. Среди современных торговых центров можно встретить редкие остатки старого Хемница.
22. Один из таких примеров - городская ратуша, пережившая бомбардировки 1945-го.
После разрушений 1945 года восстанавливать город не стали и на месте старого города построили современный городской центр в соответствии с канонами социалистической архитектуры того времени. 10 мая 1953 года Хемниц по решению правительства ГДР был переименован в Карл-Маркс-Штадт. При переименовании города председатель правительства ГДР Отто Гротеволь сказал следующую речь.
"Люди, живущие тут не оглядываются назад, их взгляды устремлены вперед в новое светлое будущее. Их взгляды направлены в сторону социализма и полны любовью и почтением к основателю социалистического учения, величайшего сына немецкого народа Карла Маркса. Я выполняю решение правительства и привожу в исполнение торжественный акт переименования этого города. С этого времени этот город несет гордое и обязывающее имя Карл-Маркс-Штадт."
23.
После переименования города, Хемниц было решено превратить в образцовый социалистический город и перестроить его по канонам социалистического градостроительства. Для этого был перекроен весь городской центр, заново проложены улицы, сохранившаяся городская застройка эпохи грюндерства безжалостно сносилась и на ее месте выросли новые районы панельных многоэтажек.
24. Классическое советское здание в самом центре города, в котором в советское время располагался областной совет и областная ячейка правящей социалистической партии Германии.
25. Символом Карл-Маркс-Штадта в течении последних десятилетий является памятник Карлу Марксу, торжественно открытый в 1971 году. Памятник в виде головы идеолога коммунистической доктрины был сооружен по проекту русского скульптора Льва Кербеля. Это вторая в мире по величине скульптура головы, после головы Ленина в российском Улан-Удэ.
26. После объединения Германии и переименования Карл-Маркс-Штадта обратно в Хемниц, стал вопрос о сносе памятника. Но после многочисленных общественных дискуссий было решено сохранить монумент. В то же время Хемницу поступает множество предложений из других городов о покупке памятника. В том числе был Кельн, продажа головы которому активно обсуждалась. Девиз Хемница до 2007 звучал как: "Хемниц - город с головами", и каменная голова в центре города делала девиз буквальным. Вероятно, это была одна из причин, почему голову не снесли и не продали. Сегодня голова, как и табличка на здании с цитатой из коммунистического манифеста: "Пролетарии всех стран соединяйтесь" на четырех языках, являются символами города и его визитной карточкой.
27. В остальном же центральные районы города выглядят так:
28. Современный центр города и самая центральная остановка городского транспорта.
29. Широченный хемницкий трамвай-вариобан.
30. Советская автоклассика в Хемнице в почете.
31. Жилые массивы в центре города.
32.
Еще одна характерная особенность Хемница - это пролетарский дух, который выражен не только в архитектуре, но и представлен местными гопниками. Конечно эти милые люди не идут ни в какое сравнение с гопарями постсоветскими, но в масштабах Германии в Хемнице они довольно заметная прослойка населения.
33. За годы поездок по Германии я видел жесткие действия полиции лишь два раза, и оба раза это происходило в Хемнице. Во время этой моей прогулки, парниша в спортивных штанах и оранжевой кофте в чем-то был активно не согласен с полицейскими. Через минуту дискуссий, парень уже отдыхал лежа на плиточке с руками за спиной...
34. ...в то время, как полицейский протоколировал инцидент, общаясь со стоящими на остановках людьми. Хемниц суров.
35. Тем временем моя прогулка подходит к концу и, сев на трамвай, я отправляюсь в сторону главного вокзала.
36. По дороге заметил островок старой архитектуры и вышел на ближайшей остановке, чтобы осмотреть его детальней. Театральная площадь, пожалуй, самый целостный в архитектурном плане кусочек старого города. С трех сторон площадь окружена историческими зданиями: слева на фото музей в котором содержится богатая коллекция произведений искусства, справа от него находится здание оперы, построенное в 1906-1909 годах.
37. Справа от оперы расположена евангелическая церковь, 1888 года постройки. Не скажу, что эта площадь меня хоть как-то впечатлила. Немногочисленные туристы едут в Хемниц совсем за другим.
38. Театральная площадь расположена рядом с главным вокзалом, так что остаток пути прохожу пешком.
39. Здание главного вокзала города выглядит так:
40. На остановке возле вокзала встречаю еще один вариобан.
41. Вокзал Хемница современен и гармонирует с архитектурным обликом города. Приехавший в Хемниц путешественник, попадает в царство советской архитектуры уже в тот момент, когда подошва его ботинка соприкасается с асфальтом перрона.
42. На этом моя вторая прогулка по Хемницу заканчивается.
43. И на этом же месте начинается мой третий приезд в Хемниц.
44. Тут у меня была запланированная пересадка на вариобан и было 40 минут времени, которые я решил потратить на изучение привокзальной территории, вместо того, чтобы банально просидеть на перроне.
45. Улицы, окружающие главный городской вокзал, изобилуют заброшенными зданиями разных архитектурных периодов.
46. Очевидно, что все это будет в ближайшие годы сноситься, но сегодня на неподготовленного путника центральные улицы Хемница могут произвести неблагоприятное впечатление.
47. Но для любителей заброшек - тут рай. Почти все здания открыты и в каждое из них можно проникнуть, правда и смотреть внутри нечего совсем.
48. Заколоченные покинутые здания - типичная картина для любого восточногерманского города, но наиболее ярко заброшенность выражена в Лейпциге и Хемнице, хотя это самые успешные города Саксонии, которая в свою очередь является самой экономически развитой землей экс-ГДР.
49. Внезапно! ГДР-овский Вартбург в идеальном состоянии. Довольно редкая картина даже для Восточной Германии. Трабантов еще много бегает по улицам городов бывшей ГДР, а вот увидеть на улице Вартбург - это удача.
50. Надпись "Родной дом" на фоне заброшенных зданий и объявлений о продаже или сдаче в аренду жилплощади. Несмотря на то, что уровень зарплат в Хемнице один из самых высоких по Саксонии, очереди из желающих жить в Хемнице пока что не выстраиваются.
51. Хемницкие фонари.
52. На основаниях фонарей отлит герб города, так же, как и в саксонском
Циттау.
53. Привокзальные постройки. Тут заметны следы активной строительной деятельности. Часть заброшенных зданий уже снесли, остальные ждут своей очереди.
54. Надеюсь, что не все здания подлежат сносу, некоторые из заброшенных привокзальных построек прекрасны, и хочется верить, что их ждет санирование. Все таки в Хемнице не так много хорошей архитектуры, чтобы уничтожать ее остатки.
55. Проезжающий мимо вариобан. Это тот маршрут, что мне нужен. Завершаю свою прогулку по привокзальным улицам и возвращаюсь на вокзал.
56. Главный вокзал Хемница тоже активно перестраивают, реализуя Хемницкую модель общественного транспорта. Эти две платформы для вариобана были построены буквально совсем недавно. Вариобаны, отправляющиеся отсюда, проезжают весь город в качестве трамваев, после чего выходят на железнодорожные линии и уже по ним продолжают маршрут, объезжая окрестные деревушки и городки.
57. Красный трамвай 522 маршрута - как раз тот, что мне надо. Захожу внутрь и в очередной раз удивляюсь ширине трамвая и обилию свободного места внутри.
58. Маршрут трамвая проходит через весь центр города. Проезжаю знакомые по прошлым приездам в Хемниц места.
59. Красота!
60. А вот и главная цель моего третьего приезда в Хемниц - красивейший виадук, постройки начала ХХ века. Я заметил его, будучи проездом в этих местах, и решил вернуться и осмотреть его подробней.
61. Виадук потрясающе красив и я полагал, что он заброшен, так как сверху железнодорожное полотно обильно поросло зеленью и с земли создается впечатление заброшенности. В моих планах было подняться наверх и совершить прогулку вдоль покинутой железнодорожной линии.
62. Но первые минуты моего прибывания в этом месте показали, как сильно я ошибся, считая виадук и проходящую по нему железнодорожную ветку заброшенной.
63. До чего же красивыми были инженерные сооружения конца 19 - начала 20 века! В то время не скупились на детали, превращая любое инженерное сооружение в шедевр эстетики.
64. Конструкция впечатляет со всех ракурсов!
65. Карабкаюсь наверх, где в очередной раз убеждаюсь, что виадук не только не заброшен, но еще и активно используется всеми видами железнодорожного транспорта.
66. Мысли о живописной прогулки вдоль железнодорожного пути сразу же отпадают.
67. А жаль, железнодорожная линия проходит через весь центр города по высокой насыпи и с полотна открываются неплохие виды на центральные районы города.
68. Спускаюсь вниз и делаю еще несколько фотографий виадука.
69. Это называется неудачно припарковать машину. Среди множества свободных мест, водила умудрился оставить свою колымагу как раз там, где с моста обильно капает вода.
70. Есть в Хемнице красивые места!
71. В 2017 году немецкий концерн Deutsche Bahn планирует модернизацию данной железнодорожной ветки и последующий
демонтаж исторического виадука с заменой его на более современную конструкцию, способную обеспечить возросшую транспортную нагрузку. Так что, если кто хочет увидеть это инженерное сооружение вживую, стоит поспешить.
72. Пройдя около километра вдоль железнодорожной линии, обнаруживаю вход на платформу.
73. Оказывается, что на этой станции останавливаются поезда идущие в сторону Дрездена и до следующего поезда около 20 минут ожидания.
74. С платформы открываются красивые пейзажи кварталов Хемница.
75. Вскоре приходит мой поезд и я еду назад в Дрезден среди цветущих рапсом полей Саксонии.
Могу однозначно рекомендовать Хемниц к посещению всем любителям непопсового туризма. Если вы едите в Германию и хотите увидеть очень нетипичный и оригинальный город, в котором редко ступает нога туриста - езжайте в Хемниц. Не прогадаете.
Следующие посты будут о технических музеях Саксонского Манчестера. А посмотреть там есть что.