Вопросы сакральности и сохранности в материальной культуре тя-но-ю XVI-XVII вв. Часть VI

Jul 31, 2020 10:01

Стиль Черный Раку получил высокую оценку последователей чайной церемонии после 1586 г., когда, как мы уже упоминали выше, в Нара прошла чайная церемония с использованием японской керамики.

Черный Раку отчасти близок Черному Сэто благодаря сплошному покрытию чаш черной глазурью (технология изготовления глазури и в том и в другом стиле одинакова). Для произведений, выдержанных в стиле Сино или Орибэ, покрытие глазурью будет не сплошным, а частичным. Сплошное покрытие глазурью вещей Черного Сэто и Черного Раку - последнее сохранившееся свидетельство влияния китайских и корейских мастеров на японских керамистов.




Чаши Черный Раку лепили руками (Черный Сэто создавали с помощью гончарного круга), подправляли форму соскабливанием и обжигали в малых печах (чаши Черного Сэто обжигали партиями в большой печи). Если формы керамики Черного Сэто жестки и энергичны, то формы Черного Раку более плавны, обтекаемы, индивидуальны, в них больше округлых линий. Так, на переходе от стенок к донышку чаши отсутствует жесткий излом под прямым углом, которым отличаются произведения Черного Сэто. Края чашки слегка загнуты внутрь - это отличительная особенность Черного Раку.

Известностью на всю Японию пользовались и стили Сино (Белый, Красный, Серый), особенно Белый Сино, который был разработан керамистами провинции Мино. Он воплотил две мечты японских мастеров чайной церемонии: мечту о светлой керамике (глазурь для Белого Сино изготовлялась из полевого шпата, с минимальным содержанием железа) и мечту о росписи в свободном, импровизационном стиле. Конечно, мечта о светлой керамике объяснялась влиянием китайских образцов, но перед мастерами Сино стояла задача найти собственный, неповторимый поворот темы керамики, покрытой светлой глазурью. Интересно, что блюда и тарелки Белого Сино, выпускавшиеся на продажу в массовом порядке, несли на себе заметный отпечаток влияния китайских образцов. Напротив, чаши для чайной церемонии или кувшины для воды стиля Сино представляли собой «штучное» производство, и здесь сосредоточились все усилия японских мастеров по выработке оригинального стиля, который нашел свое воплощение в своеобразном использовании глазури и в уникальных росписях.

Глазурь на чашах Сино отличается наличием множества мелких впадинок, которые японские специалисты называют «булавочными уколами», и нанесена неравномерно - местами очень толстый слой, местами тончайшая пленка, сознательно создается ощущение «дефекта производства», о котором шла речь применительно к Черному Сэто и Черному Раку, важна и пористая поверхность глазури, которая придает чашке вид живого, «дышащего» существа. Характерной чертой чаш стиля Сино является то, что их ножка и донышко отличаются по цвету от стенок: керамист погружал чашу в глазурь, удерживая ее пальцами за донышко, поэтому нижняя часть чаши и сохраняла естественный оттенок глины.

Определяющая характеристика стиля Сино - очарование в несовершенстве, в импровизации. Это относилось и к росписи чаш или кувшинов для воды (интересно, что стили Черный Сэто или Черный Раку вообще не позволяли использование росписей). Мастера Белого Сино, в отличие от тех, кто работал с Желтым Сэто, расписывали чашу после нанесения глазури, пользуясь художественными кистями. Импровизационный характер росписи приводил к появлению абстрактных рисунков, располагавших к медитации. В коллекции токийского национального музея находится чаша «Сумиёситэ» стиля Белый Сино с изображением мостика хаси и синтоистских ворот тори.

Художник набросал мост и ворота несколькими ударами кисти: видно, как в пределах одного мазка меняется концентрация глазури - от насыщенной до еле заметной. Кажется, что мост и ворота окутаны густым туманом, который часто бывает в горных монастырях после дождя.

Впечатлению «туманного вечера» способствует и молочно белый оттенок глазури, типичный для стиля Белый Сино. Чаши этого стиля как раз и ценились потому, что образы их росписи создавали окно в «другой мир», который помогал участникам тя-но-ю отрешиться от повседневности, погрузиться в состояние молитвенной сосредоточенности. В этом смысле чаши Белого Сино можно считать сакральными объектами.

Чаша Сумиёситэ является исключением в том смысле, что на ней изображены узнаваемые объекты - мост и ворота храма. В большинстве случаев роспись на чашах Сино носит абстрактный характер: волнистые линии могут восприниматься как склонившиеся под ветром осенние травы или как собственно струи воды, или вершины далеких холмов. Для мастера, расписывавшего чашу Сино, было важно дать толчок фантазии того человека, который соприкоснется с чашей во время тяно-ю. В некоторых случаях чаши Сино вообще лишены росписи, в таком случае они относятся к стилю Мудзи Сино. Еще один известный стиль Сино - Серый Сино, или Нэдзуми Сино. Чашу лепили из белой глины, обливали серой глазурью с окисями железа (это вещество называлось «ониита», или «чёртова доска»), потом наносили рисунок путем соскабливания, так что получался белый узор на сером фоне.

Продолжение следует...
- О.В. Текшева -
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V

искусство, тя но ю, культура, Сэто, чайная церемония, Сино, чайная культура, Раку, керамика, Япония, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up