Японская керамика для чайной церемонии развивалась в направлении от спокойных, гармоничных, достаточно симметричных форм, которые еще могли напоминать произведения китайских или корейских мастеров, к подчеркнутой экспрессии и своеобразию, даже гротеску, которые в конце XVI в. высоко ценились мастерами тя-но-ю Сэн-но Рикю, Кобори Энсю, Фурута Орибэ.
Премиум Хикидаси Сэто-Гуро пиала выдающегося Сэкикадзу Мидзуно (1936-), ~ 120 мл. Подпись мастера стоит на дне пиалы. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.
Мастера Сэто и Мино стали одними из первых, кто осуществил революцию в керамике, предназначенной для чайной церемонии: стили Сэто, Раку, Сино, Орибэ. Сосуды в стиле Желтый Сэто считаются первым шагом, предпринятым японскими мастерами на пути выработки собственного стиля. Блюдам и чашам Желтый Сэто еще свойственна симметрия, восходящая к китайским образцам (этот стиль почти не знает «разрушений» формы), и равномерное покрытие поверхности сосуда желтой глазурью теплого оттенка, благодаря которой эти вещи получили прозвище «обжаренные в масле». Мастера Желтого Сэто вдохновлялись китайскими сосудами, но отнюдь не ограничивались копированием континентальных образцов, активно искали собственные художественные решения.
К самым элитным примерам Желтого Сэто относились сосуды граненой формы, хотя мастера чайной церемонии охотно использовали и простые круглые блюда или миски с «ажурной» каемкой. Керамисты, работавшие в стиле Желтый Сэто, изобрели своеобразные приемы декоративной отделки, которые Рикю ценил как «специфически японские»: рисунок сначала процарапывался в глине несколькими небрежными штрихами; затем несколькими легкими и непредсказуемыми движениями покрывался коричневатой (с содержанием железа) и зеленой (с содержанием медного купороса) глазурью, которая растекалась свободно. Таким образом, в декоративном оформлении керамики появляется момент импровизации - это окажется принципиальным пунктом в развитии других стилей, более экспрессивных, нежели Желтый Сэто. Мотивы росписи сосудов также были «специфически японскими», в отличие от привычных китайских образов (сосна, цветущая слива, пионы). Вещи этого стиля украшены изображениями простых полевых цветов, трав или листьев репки. Таким образом, Желтый Сэто стал первым важным шагом на пути развития японской керамики для тя-но-ю, выдержанной в соответствии с эстетическими требованиями саби или ваби. Для тех, кто привык пользоваться для проведения тя-но-ю произведениями китайского декоративно-прикладного искусства с их безупречными формами, обращение к вещам Желтый Сэто казалось «десакрализацией» чайной церемонии. Для тех, кто наделял сакральностью мир саби и ваби, обращение к произведениям японских мастеров, наоборот, означало углубление религиозной составляющей тя-но-ю.
Следующим шагом в развитии японской керамики считается Черный Сэто. Этот стиль отличали следующие характеристики. Цилиндрическая форма сосудов (чаши могут быть как относительно высокими, так и совсем приземистыми), причем, как правило, цилиндр слегка сужается в верхней части. Края чаш неровные, то повышаются, то понижаются. Черная глазурь, которая и дала название стилю, придавала керамике ощущение «закопченности», эффекта потертости, многократного использования. К тому же в глазурь подмешивали некие компоненты, которые придавали ее поверхности эффект трещин, мелких комков, бугров и пузырей. По сравнению с Желтым Сэто это был шаг вперед в «разрушении сохранности».
Кстати, раскопки археологов показали, что керамисты в этих местах пользовались черной глазурью, которая давала подобные фактурные «дефекты», задолго до середины XVI в., до появления Черного Сэто. Таким образом, использование данной глазури прекрасно соответствовало призывам Такэно Дзё-О и Рикю к созданию «красоты с национальными корнями». Необычная форма чаш на очень низкой ножке, имеющих резкий переход от стенок к донышку сосуда (излом под прямым углом), - объяснялась тем, что на донышке должны были оседать чаинки.
Внутренняя фактура стенок чаши была пористой, так что естественный краситель, содержащийся в чае, со временем впитывался в керамику, придавал ей новый, «природный» оттенок. Представим себе, что в XV в. обладатель старинной китайской фарфоровой чаши - скажем, сёгун Ёсимицу или сёгун Ёсимаса - использовал бы ее для чаепития. Оставить коричневатый налет на стенках такой чаши показалось бы кощунством. Напротив, чаши Черный Сэто создавались именно для того, чтобы быть «испачканными» чайным осадком, и чем сильнее была степень «загрязнения», чем меньше была сохранность первоначального «чистого» состояния, тем выше была «сакральность» такой чаши, тем выше она ценилась знатоками.
Продолжение следует...
- О.В. Текшева -
Часть I Часть II Часть III Часть IV