Кстати, Сэн-но Рикю вовсе не считал, что особенности ваби или саби свойственны исключительно старинным вещам, «освященным временем». Последователи чайной церемонии любят вспоминать такую легенду. Как-то раз Рикю был зван во дворец Тоётоми Хидэёси, Дзюракудай, где были выставлены сосуды, недавно привезенные с континента. Рикю некоторое время ходил по залам, слушая комментарии окружающих придворных знатоков чайной церемонии: «Ах, это вещь старинная, и, очевидно, имеет большую ценность», или «О, это вещь совсем новая. Похоже, она ничего не стоит!». В конце концов Рикю не выдержал:
«Искусство ценить сосуды для чайной церемонии заключается в том, чтобы разобраться, интересны ли эти сосуды для тя-но-ю и сочетаются ли они друг с другом гармонично. Гармония и сочетаемость не имеют ничего общего с возрастом сосудов. Старинные вещи - сфера деятельности антикваров, а не людей, обладающих “чайным” вкусом».
Аналогичные воззрения Рикю демонстрирует и в известной истории с дверью от старинного горного храма, которую один из богатых купцов Сакаи, любителей чайной церемонии, приспособил для калитки в родзи - чайном садике. Рикю осудил выбор купца и сказал, что было бы гармоничнее использовать в этом месте такую же старую дверь от ближайшего амбара, но не тратить огромные деньги на перевозку двери из горного храма, находившегося очень далеко от усадьбы купца.
Если в тя-но-ю используется старинная вещь, которую многие воспринимают как «сакральную», как «освященную временем», этот выбор, согласно Сэн-но Рикю, должен определяться «естественными», «природными» причинами (например, старинная архитектурная деталь, найденная по соседству). Тем не менее последователи великого мастера чайной церемонии, такие как Кобори Энсю (1579-1647), Фурута Орибэ или Ода Ураку, ценили «внешний эффект» старинных вещей, например, собирали предметы с «незаурядной биографией». Так получилось с бамбуковой вазой Ондзёдзи, изготовленной Рикю для Тоётоми Хидэёси и выброшенной во двор сёгуном, который в тот момент был в плохом настроении. От удара ваза треснула, подобно прославленному колоколу Ондзёдзи - буддийского монастыря, отсюда и происходит название вазы. Известно, что Рикю окончил свои дни, совершив сэппуку по воле Хидэёси, так что бамбуковая ваза, не только созданная великим мастером тя-но-ю, но и отмеченная печатью конфликта между Хидэёси и Рикю, превратилась в сакральный объект для любого ценителя чайной утвари, стала одним из самых дорогих предметов, предназначенных для чайной церемонии, и с тех пор многочисленные бамбуковые вазы нарочно изготовлялись с трещинами и дефектами. Трещина, как символ утерянной сохранности, в бамбуковых вазах, подражающих Ондзёдзи, стала своеобразным подтверждением, верификацией сакральности данного предмета.
Как же проходило становление столь поддерживаемых Рикю японских школ керамики для тя-но-ю во второй половине XVI столетия? С середины XVI в. начинается интенсивная творческая конкуренция между представителями различных керамических «печей» Японии, среди них Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки. Это естественно привело к появлению многих выдающихся произведений художественной керамики - произведений, предназначенных для использования в тя-но-ю. Также появились первые японские мастера, которых все знали по именам (ранее такая слава была уделом исключительно китайских или корейских художников). В качестве примера можно привести Тёдзиро или Дзёкэя, которым случалось работать в тандеме с самим Сэн-но Рикю.
Продолжение следует...
- О.В. Текшева -
Часть I Часть II Часть III