Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма IV

Dec 02, 2015 22:35

Принцип Ма (ma) (пустота, пробел в содержании, пространстве и времени), выражает понятие активной порождающей пустоты, которая выступает не только как фон, пробелы, паузы или свободное пространство, но и как центральная часть и ключевой момент произведения. При этом данный принцип динамизирует композицию, создавая активную пустоту, требующую своего заполнения.




По мнению Х.И Дейви, Ма, понимаемое как «интервал» или «расстояние, пространство», представляет собой всеобщий внутренний технический принцип, присущий многим формам японских искусств. В то же время Ма представляет собой метод создания, содержащего пустое пространство, целого, незаполненные части которого привлекают зрителя, активизируют его воображение и побуждают к своему заполнению. Пустота создает свободный простор, живительную атмосферу, некоторое порождающее поле, которое пробуждает в душе новые, неожиданные переживания, дарит свежие идеи и смыслы.

Универсальный характер данного принципа отмечал также Гарр Рейнольдс, который писал, что Ма может проявляться в музыке в виде пауз, в живописи, путем создания белых пятен, а в садовом искусстве свободных пространств и временных пустот, в театральном искусстве посредством умолчаний и остановок в движении, а в икэбана, с помощью конструирования ассиметричных пустот и чистых полей, позволяющих дышать каждому цветку. С понятием порождающей пустоты соотносится и им определяется, еще один японский эстетический термин фудзэй (fuzei), который впервые возник в японском садовом искусстве.

Фудзэй (fuzei) (букв. ветер эмоций), означает свежий воздух, творческую атмосферу, тонкий порождающий эфир, который пронизывает и связывает все вещи. Фудзэй понимается как возможность и простор, в котором реализуются все остальные эстетические категории. Фудзэй выражает чувство свежести, новизны и глубинное ощущение внутренней свободы и полноты, которая служит источником новых смыслов. В то же время Фудзэй является характеристикой особого состояния утонченного восприятия, творческого вдохновения и изысканного, индивидуального вкуса.

Мё (myo) - «странное, непонятное, таинственное» - выражает нечто скрытое, таинственное, не поддающееся рациональному анализу и невыразимое словами. Понятие отражает трансцендентальную, мистическую сущность вещей, некоторый космический дух, который можно ощутить и уловить только на бессознательном уровне.

Мё - это дух, -писал Соэцу Янаги, - который живёт в истинной красоте. Он не достигается механически отработанным совершенством, но несёт в себе необъяснимую, мистическую тайну. Дайсэцу Судзуки называл мё «подсознательным выражением чего-то такого, что выходит за рамки простой техники и появляется в результате космического духа». По мнению автора: «сатори рождает произведение искусства, оно сообщает ему киин, благодаря которому обнаруживается мё (таинственное), позволяющее проникнуть в сокровенно-прекрасное югэн». При этом мё нельзя достичь путём сознательного усилия - оно должно перетекать от создателя к создаваемому им предмету подсознательно, минуя эго создателя.

Таким образом, фундаментальные и единосущные категории ёдзё, ма, мё представляют собой источники и содержательные грани более зрелого и насыщенного глубинными и сокровенными смыслами понятия Югэн (yugen).

Мономанэ (monomane). Механизмом реализации центрального принципа фуга-но макото, является также мономанэ или подражание вещам. Так как вместилищем красоты и истины в древнем японском искусстве являлась природа, то изначальная красота открывается человеку именно в единении и слиянии с природой и, в первую очередь, с ее внутренним ритмом и духом. Мономанэ «подражание вещам», как способ достижения макото, реализуется путем углубленного созерцания, особой возвышенной чувствительности и целостного самозабвенного сосредоточения, которое позволяет подражать не внешнему виду, а внутреннему духу живых и неодушевленных объектов.

В то же время можно выделить ряд сущностных темпоральных категорий, выражающих внутренне динамический характер ключевого и центрального принципа фуга-но мокато.

Мудзё (mujo) («непостоянство», «бренность», «изменчивость») - темпоральная эстетическая категория японского искусства, отражающая переживание непрочности, изменчивости и непостоянства вещей, наслаждение красотой мимолетности и бесконечного перехода вещей друг в друга. Данный принцип проявляется как эстетическое воплощение буддистского принципа непостоянства и изменчивости феноменального мира, как переживание идеала особого типа “красоты непостоянства” (мудзё-но би). Мудзе - это особенное состояние души, своеобразный способ видения мира, при котором остро ощущается быстротечность времени, хрупкость и изменчивость каждого момента бытия, а мир раскрывается в своей непрерывной изменчивости, в бесконечной творческой игре света, красок и звуков. В то же время это внутреннее движение души, обретение нового взгляда, переливы чувств и зарождение свежих, необычных переживаний.

Фуэки - Рюко (fueki-ryuko) («неизменное изменчивое» или «вечное в текущем) -это единство бесконечного движения и абсолютного покоя, взаимопроникновение двух противоположных, но единых в одном целостном потоке сущностей, проявляющееся в искусстве видеть вечное и неизменное в изменчивом и зыбком окружающем мире. Мацуо Басе, раскрывая динамичный характер данной ключевой категории, писал: «Без неизменного нет основы, без изменчивого нет обновления»… «фуга-но макото обусловливает относительность «неизменного» - фуэки и «изменчивого» - рюко, поскольку выражает собой основу их единства - истинность прекрасного».

Продолжение следует...
Автор: Марков С.Л.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть

саби, философия, дзен, ёдзё, Кокоро, югэн, Фуга-но макото, публикации, ваби, эстетика, ма, буддизм, Япония

Previous post Next post
Up