Душа Природы в искусстве каба-дзаику

Dec 03, 2015 14:08

Пока столица префектуры Акита - одноименный город утрачивает свои исторические ценности становясь всё более современным, соседний тихий городок Какунодатэ всё ещё стремится напоминать старый и неторопливый японский феодальный город, со строгим разграничением на самурайские и купеческие кварталы. Какунодатэ был основан в 1620 году Асина Йосикацу - правителем Акиты как военный передовой сторожевой пост, с замком на холме в северной части города, и примерно восьмьюдесятью самурайскими резиденциями и 350 купеческими домами в южном районе. Такая планировка и небольшое количество самурайских домов пережили многие годы. Сегодня сохранились и несколько сотен вишневых деревьев, завезенных сюда из Киото три века назад. Какунодатэ всё ещё проникнут своеобразным духом, и, хотя этот «маленький Киото Тохоку» как называют Какунодатэ японцы, можно осмотреть всего за один день из Акиты, он вполне заслуживает знакомства с собой.



На утреннем часи мы видим подставочки под пиалы каба-дзайку и чайный совочек каба-дзайку


Самурайский квартал (букэ-ясики) расположен примерно в 15 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала города. Невозможно пропустить границу между многолюдными торговыми улицами Какунодатэ - сегодня по большей части современными - и широкими аллеями, где самураи жили в своих просторных резиденциях среди аккуратно огороженных садов. Несколько самурайских вилл открыты для посещения. Наиболее интересная среди этих резиденций - особняк Аояги-кэ. Это большой, крытый соломой дом на улице самураев, которую легко отличить по необычно большим входным воротам. В Аояги-кэ жила семья Аояги вплоть до 1985 года, а теперь здесь довольно необычный музей экспонирующий семейные ценности и реликвии семьи на протяжении нескольких поколений, а именно - сельскохозяйственные орудия труда, реликвии времён Японо-китайской войны и сражений на Тихом океане в период Второй мировой войны, восхитительная коллекция старинных фотоаппаратов и граммофонов с пластинками, а также коллекция самурайских доспехов и самурайского быта. Не забудьте рассмотреть потолок в доме, на котором нарисованы морские волны, согласно поверью защищающие дом от пожара.

Немного далее расположен один из самых старых самурайских домов Какунодатэ, изысканный Исигуро-кэ. Построен он был для финансового советника даймё в 1809 году и его главная особенность - два больших огнестойких хранилища для риса, а также других ценных продуктов и вещей.

Необычный зеленый бетонный фасад Мемориального музея искусств Хирафуку привлекает внимание приезжих, а сам музей располагает небольшой, но достаточно ценной коллекцией образцов традиционных японских искусств. Совсем рядом - Дэнсёкан, разместившийся в красивом здании из красного кирпича. Это музей сокровищ клана Сатакэ используется и как учебный класс по каба-дзайку, народному промыслу, в процессе которого небольшие ящики, коробочки, столы покрывают тонким шпоном вишневой коры. Появившееся в XVIII веке как дополнительный источник доходов для обедневших самураев, ремесло каба-дзайку сегодня торговая марка всевозможных сувениров из Какунодатэ. А после просмотра улицы самураев , особенно весной, очень приятно прогуляться по двухкилометровому туннелю из вишневых деревьев - Какунодатэ сакура, идущему вдоль набережной Хинокинай-гава.

Каба-дзайку - это знаменитые изделия Какунодатэ, префектура Акита, для изготовления которых на деревянную основу мокутай приклеивают кору диких вишневых деревьев.

История Каба-дзайку началась в середине периода Эдо (1603-1868 н.э.). Около 1780 года самурай Хикороку Фудзимура разработал технику Каба-дзайку в северной части префектуры Акита. Он начал получать небольшие деньги за свои изделия, но, так как он был самурай, то работал скорее ради удовольствия. Он делал коробочки для чая и табака, футляры для очков, нэцкэ и крепежи для свитков.

После периода Мэйдзи, должность самурая исчезла и самураи должны были обеспечивать себя самостоятельно. Некоторые из них начали продавать изделия Каба-дзайку. Появились крупные оптовые торговцы и Каба-дзайку превратился в полноценный бизнес.

Технология изготовления изделий (на примере коробочки для хранения чая)

image Click to view



Для изготовления изделий применяется значительный арсенал специальных инструментов (молоточки, пилочки, резаки, и т.д.)

1. Выскабливание коры

Вишневая кора бывает различного качества и представляет различную ценность, в зависимости от возраста дерева и состояния.
После того, как кусок коры обрезают до необходимого размера, ее пропаривают утюжком, делая мягкой и плоской.
Затем поверхность соскабливается широким ножом для получения глянцевой блестящей поверхности и цвета.

2. Животный клей наносят на поверхность коры, которая затем сушится.

3. Три слоя тонких деревянных листов скручивают по форме, используя горячий утюжок, чтобы получить цилиндрическое основание.

4. Внутренняя кора: Животный клей наносят на внутреннюю сторону основания и внутрь помещают обработанный кусок коры.

5. Затем корпус отделяют с помощью небольшого ножа.

6. Тело: Животный клей наносят на тело и лист коры приклеивают на основание с помощью утюжка.
Требуется огромный опыт и мастерство, чтобы соблюдать правильную температуру утюжка, чтобы приклеить кору ровно на поверхности основания, не оставляя никаких морщин.

7. Маленькие кусочки коры вставляются в места соединения при помощи утуюжка. Дно и верх коробочки сглаживаются специальными инструментами.

8. Поверхность шлифуется наждачной бумагой №180-800.
Для придания финальной дополнительной гладкости изделие полируется порошком точильного камня и покрывается маслом.

Искусство Каба-дзайку получило статус "Национального Традиционного Художественного Ремесла" в 1976 году как первое ручное ремесло префектуры Акита.

image Click to view



Больше Каба-дзайку не встречается нигде в мире, ведь, как известно, все изделия делаются из коры единственного дерева. Кора Дикой вишни обладает антибактериальными свойствами. Изделия ценятся за свою неповторимую красоту, а также тепло натуральных материалов.

Господин Янаги Миньёси, один из главных сподвижников национальных промыслов, в своем эссэ "Мораль Каба-дзайку", опубликованном 15 декабря 1942 года, писал:

"...Я думаю, что есть 3 ценные примечательные характеристики коры дикой вишни.

Первая характеристика - кора дикой вишни обладает изумительно красивым цветом, в основном от темно-красного до фиолетового тонов.

Второй замечательная характеристика - её блеск. Поверхность постепенно начинает сиять, а полировка настолько деликатна, что создается впечатление, что изделия покрыты лаком.

И третья характеристика - её сила и стойкость. Кору легко разделить вдоль, по лоскутам, а вот наоборот, разделить поперек -это очень, очень трудно.

Вместе с такими 3 добродетельныыми герооями, обеспечивающими изделиям каба-дзайку высокое качество, данное искусство не имеет аналогов. Следовательно, мы можем сказать, что производство предметов каба-дзайку благословленно, и опирается на милость природы и местности.

Я считаю, что довольно сложно найти другие продукты из натуральных материалов, которые могут быть настолько прочными и стойкими, красивыми, а также поддерживать высокий стандарт качества в каждой своей детале. "

Подготовлено Домом Живого Чая
Использованные источники: 1

А теперь и некоторые изделия каба-дзайку можно посмотреть и приобрести в Доме.

тятаку, искусство, технология изготовления, Тохоку, ремесло, чайные подставки, Мастер, Акита, Какунодатэ, видео, каба-дзайку, Дом Живого Чая, Япония

Previous post Next post
Up