Борис Павлович считает, что у «понаехавших» в Киров специалистов нет никакого будущего в регионе

Feb 15, 2011 16:54


Борис Павлович обратился с открытым письмом к Никите Белых, высказав опасения, связанные с некомпетентным подходом к проекту создания в Кирове Театра Оперы. Борис Павлович - один из столпов вятского общества, безусловный авторитет в вопросах театра, главный режиссер «Театра на Спасской», приехавший на Вятку из Петербурга и изменивший лицо бывшего ТЮЗа, номинант «Золотой маски», занимающий активную общественную позицию, любимец общественности, « Человек марта 2010 года» и один из главных претендентов на титул « Человек 2010 года» на Вятке.



Борис Павлович. Фото Александры Куликовой.


С того самого момента, как Никита Белых поглядел на реконструированный Пермский Театр Оперы и надумал создать собственный театр на Вятке, и в особенности после того, как губернатор решил собирать предложения относительно «внешнего вида» театра через блог и твиттер, общественность высказывала сомнения в профессионализме менеджмента нового театрального проекта. Мы со своей стороны рассказывали и в журнале ТДТ, и в блоге о том, каким должно быть здание Оперы (вопросы художественного руководства и формирования труппы мы не обсуждали, сразу оговорившись, что поскольку Никита Белых спросил у сетевого сообщества только относительно здания, то мы и высказываемся исключительно на заданную тему), дав краткий обзор истории и современной практики оперного строительства.

И вот признанный эксперт в вопросах развития театра Борис Павлович предостерегает Никиту Белых от необдуманных поступков. Один из комментаторов пишет, что губернатору показали это письмо. Осталось дождаться ответа на вопрос, прислушается ли глава нашего региона к советам профессионалов и к мнению гражданского общества, или снова решит все сам, как это уже бывало раньше - от создания сайта Администрации Кировской области, занявшего не самые высокие места в рейтингах аналогичных ресурсов других регионов, до установки первой вятской уличной скульптуры, которая не стала предметом безусловной гордости жителей города.

Но не менее важная тема, которую также раньше поднимала общественность и к которой возвращается в своем открытом письме Борис Павлович, - это тема удержания в регионе талантливых молодых кадров и приглашения на Вятке специалистов из других регионов. Мы неоднократно писали на эту тему - от вызвавшей резонанс майской статьи « Кормить надо лучше, они и не улетят?» до недавних комментариев в связи с инициативой Никиты Белых брать деньги с богатых регионов, переманивающих молодых вятских спортсменов. Причем последняя тема актуализировалась после того, как лыжник Владислав Скобелев, на которого Никита Белых как раз и жаловался Елене Вяльбе, выиграл два «золота» и «серебро» на Универсиаде в Турции, выступая «двойным зачетом» за Киров и Ханты-Мансийск.

И вот Борис Павлович приводит в открытом письме вопиющие факты наплевательского отношения чиновников к актерам, приехавшим работать в Киров, и ставит страшный диагноз:

«У нас, «понаехавших» в Кировскую область из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Владивостока здесь нет никакого будущего. Есть только энтузиазм».

По правде сказать, очень хочется, чтобы власти остановились и не накосячили, создав вместо Оперы очередной «сельский клуб». Но еще больше хочется услышать содержательный ответ адресата открытого письма насчет отсутствия будущего у специалистов-энтузиастов, приехавших работать в Кировскую область, поскольку автор этого комментария также относится к числу «понаехавших». Для меня родина предков Вятка стала второй малой родиной, и я для себя не прошу ни квартиру, ни зарплату, как-то сам решаю свои проблемы вместе с друзьями-коллегами, и «понаехавшими», и «местными». Но я хочу, чтобы у Вятки было будущее, а это значит, что должно быть будущее на Вятке у режиссеров и актеров, лыжников и ледолазов, художников и журналистов. А всем им нужна не только поддержка гражданского общества, но и власти. И такая поддержка, кстати, прямая обязанность власти в лице областного правительства.

Открытое письмо Бориса Павловича Никите Белых
Репост с сайта «Бизнес-новости в Кирове»

14.02.2011
До конца энтузиазма
Уважаемый Никита Юрьевич! Из новостной ленты сети интернет я получил сведения о принятом Вами решении открыть в Кирове театр оперы и балета. Заинтересовавшись, я подробно изучил всю имеющуюся в открытом доступе информацию по данному вопросу.
Мне искренне хотелось бы, чтобы весь имеющийся у меня профессиональный опыт, профильное образование, силы и талант служили во благо города, который за последние годы стал для меня родным. Правда, мое творчество может повлиять лишь на культурную жизнь региона, но никак не на его культурную политику. Я могу лишь высказать свое особое мнение.
Хочется начать с того, что я горячо приветствую Ваше желание разнообразить художественную палитру города. Именно эту цель преследует и Театр на Спасской, отвлекаясь от постановок и проката спектаклей на проведение фестивалей современной хореографии, поэзии, драматургии и документального кино, а также устраивая лаборатории, семинары, выставочные экспозиции в фойе и многие другие акции. Безусловно, новая площадка может серьезно обогатить культурный ландшафт города.
Тем не менее, у меня есть несколько существенных опасений, и мне кажется важным поделиться ими сейчас, накануне принятия Вами окончательных решений.
1. Руководящий состав нового театра. Обычно здание строится как помещение для уже имеющегося коллектива - но это не нынешний случай. На данный момент такого «бездомного» музыкального театра в Кирове нет. Краеугольной становится фигура лидера, который сможет сплотить коллектив и «с нуля» создать театр. Для этого нужна поистине титаническая фигура, человек, обладающий харизмой уровня Валерия Гергиева. Если такой кандидатуры нет, успех предприятия под вопросом.
2. Кадровый вопрос. Даже если этой осенью набрать на базе музыкального училища специальный курс артистов музыкального театра (хотя подготовительной работы к этому, насколько я знаю, на данный момент не ведется), то они будут готовы к работе лишь спустя пять лет, то есть в 2016 году, а открытие театра запланировано на 2013 год. Или же в планы департамента культуры входит приглашение и обеспечение жильем целиком иногородней труппы? Но вызывает сомнение готовность города предоставить жилье сразу 20-30 специалистам.
3. Рентабельность музыкального театра. В планах - постройка «небольшого, но уютного» театра на 400-500 мест, что мотивировано невозможностью заполнить более вместительный зал. Все верно, в Кирове регулярно собирать 1000 человек - утопия. Но производство и обеспечение музыкального театра от этого не станет дешевле! Меньшее количество зрителей не предполагает более убогие декорации или сокращение оркестра. Не случайно театры оперы и балета функционируют преимущественно в городах с населением более 1 млн человек. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность регулярно заполнять зал вместимостью 800-1000 человек. Только такой оборот позволяет окупать содержание музыкального театра - самой дорогостоящей формации зрелищных искусств.
Есть еще несколько более частных, но не менее существенных профессиональных вопросов, которые можно было бы обозначить в подробном разговоре о музыкальном театре, если таковой разговор будет иметь место.
И, наконец, главный вопрос. Означает ли решение о постройке Театра оперы и балета, что руководство области решило коренным образом изменить ситуацию в профессиональной культурной сфере? Я имею в виду главную составляющую этого процесса - человеческий фактор.
Вы собираетесь строить еще один театр - но взгляните, в каком состоянии пребывают коллективы имеющихся!
Надо ли будет новым специалистам нового театра существовать в таких же унизительных социальных условиях, в которых сейчас живут работники моего театра - Театра на Спасской? Если да, то мне хотелось бы открыто предостеречь будущих артистов оперы и балета о их будущей социальной незащищенности. Наш учредитель, департамент культуры заявляет, что ситуация с предоставлением жилья для иногородних специалистов (а их доля среди артистического персонала составляет около 90%) окончательно заморожена. Вопрос о принципиальном повышении заработной платы также остался без ответа. А речь идет о привлечении людей из других городов, то есть об интеллектуальных инвестициях в Кировскую область! Такие «приезжие», как Александр Королевский или Наталья Красильникова становятся культурными символами города, его «золотым фондом», пополнение которого - вопрос не такой уж праздный.
О каких «интеллектуальных инвестициях» может идти речь, если я, приглашая дипломированного специалиста, предлагаю ему заработную плату в размере шести тысяч рублей и комнату в общежитии без перспективы дальнейшего улучшения условий? Да, фестивальные успехи и заслуженно высокая репутация театра делают свое дело, жадные до работы молодые идеалисты приезжают работать ко мне в театр. Молодость позволяет им беззаветно пускаться на авантюру - иначе такой переезд назвать нельзя. Но сколько может длиться фаза «лишений во имя идеи»? Год, два, три? Пожалуй. Но актеры, приехавшие в театр вместе со мною, то есть почти пять лет назад, так и живут в общежитии Колледжа культуры. Они готовы заводить семью, детей, становиться кировчанами - и это в ситуации, когда Вы лично констатируете проблему оттока перспективой молодежи из Кировской области! Но область не готова ответить им ничем, кроме зрительских аплодисментов.
У нас, «понаехавших» в Кировскую область из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Владивостока здесь нет никакого будущего. Есть только энтузиазм. Подождем, пока он иссякнет?..
Решение построить новый театр - благородно.
Но если у Кировской области есть деньги на то, чтобы построить театр, а на то, чтобы накормить и дать свой угол артисту - денег нет... пожалуйста, не надо строить такой театр. Он никому не принесет счастья.
Борис Павлович,
художественный руководитель «Театра на Спасской»

Театр, Культура, Репост, Театр на Спасской, Гражданское общество, Борис Павлович, Бренд Вятки, Человек года, Никита Белых, Человек марта, Опера

Previous post Next post
Up