Начало:
Завод... Завод - 2... Завод - 3... Завод - 4... Завод - 5... Нельзя сказать, что мы были незнакомы с продукцией, которую делали на Западе. Мы читали иностранные журналы. Головной институт НАТИ регулярно испытывал образцы зарубежной техники. Иногда в НАТИ удавалось эти образцы посмотреть. А однажды к нам привезли для ознакомкления легендарный двигатель Perkins 4.236. Это был тракторный вариант двигателя. Он устанавливался на популярные канадские тракторы Massey-Ferguson и множество других сельскохозяйственных машин. Другие модификациии этого же двигателя ставились на автопогрузчики, дизельгенераторы, катера, на легкие грузовики европейских и американских фирм и даже легковые автомобили.
Сравним характеристики двух двигателей 1965 года выпуска
Параметры
ММЗ Д-50
Perkins 4.236
Рабочий процесс ВихрекамерныйНепосредственный впрыск
Рабочий объем, л 4.73.9
Диаметр цилиндра, мм 110 98
Ход поршня, мм 125 127
Нoминальная мощность, л.с. 5565
Номинальная частота вращения, об/мин 16002000
Уд. расход топлива, г/л.с.час 195175
Масса двигателя, кг 450 280
Этот двигатель поставили на стенд и сняли характеристики - он дал 68 лошадиных сил вместо паспортных 65. Потом его аккуратно разобрали и выставили для всеобщего рассмотрения. Потом собрали, снова сняли характеристики - после разборки-сборки двигатель потерял две лошадиные силы - и вернули в НАТИ.
Одно дело увидеть на картинке, и совсем другое - потрогать руками. Газораспределительный механизм выглядел как механизм швейцарских часов. Все неработающие поверхности были oбработаны по 7 классу чистоты. Зачем? Просто англичане иначе не умеют - они так привыкли. Двигатель был укомплектован одноплунжерным топливным насосом CAV распределительного типа, который по размерам был сравним с фигой крупного мужчины. Потом этот двигатель, уже частично ободранный, без топливной аппаратуры, которую отправили в Ленинград, в ЦНИТА, возвратили нам. У нас распилили блок и головку, выложили основные детали на стол и пригласили для обсуждения технологов, наших и тракторозаводских.
Технологи, как и мы, испытали культурный шок. Толщина стенки водяной рубашки в чугунной головке была 4-5 мм. Стабильно. И обескураживающий вывод - нет у англичан никакой особой технологии литья и механической обработки. Просто они все делают точно и аккуратно.
Любой студент может нарисовать в курсовом или дипломном проекте замечательный двигатель. Нет особых секретов. Вопрос только в том, кто его изготовит?
Продолжение ...