Перемены - 9. Окончание

Dec 04, 2008 23:54

Начало ...
Перемены - 2 (продолжение) ...
Перемены - 3 (продолжение) ...
Перемены - 4 (продолжение) ...
Перемены - 5 (продолжение) ...
Перемены - 6 (продолжение) ...
Перемены - 7. Легенды БПИ. (продолжение) ...
Перемены - 8 (продолжение) ...

Нa лабораторных работaх мы изучали конструкцию автомобилей и тракторов. Там были узлы разных машин в разрезе - не только отечественных, но и некоторых зарубежных.
    В эти годы выпускались
  • легковые автомобили "Москвич" МЗМА-407, "Волга" Газ-21, "Запорожец" ЗАЗ-965 (горбатый), "Чайка" ГАЗ-13 и ЗИС-111 (членовозы);
  • грузовые ГАЗ-51, ЗИС-164, МАЗ-200, КРАЗ-214;
  • автомобили повышенной проходимости ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗИС-157. КРАЗ-219;
  • самосвалы ГАЗ-93, ЗИС-585, МАЗ-205, КРАЗ-222, МАЗ-525, БелАЗ-530, БелАЗ-540;
  • автобусы ЛАЗ-695, ЗИС-127, ЗИС-158, ПАЗ-672.

И первый вопрос, который возникал у студента, был таким: "Почему коробка передач и главная передача автомобилей "Додж 3/4" и "Студебеккер" такие компактные и легкие. Почему там стоят маленькие шестерни и подшипники, а на отечественных автомобилях такого же класса они намного крупнее и в 2-3 раза тяжелее?"
И умудренные опытом доценты объясняли нам, что американцы применяют для зубчатых колес легированные стали с высоким содержанием никеля, молибдена, вольфрама и ванадия, изготовляют их с высокой точностью, поверхность зубьев подвергают азотированию или цианированию. А в Советском Союзе никель, молибден, вольфрам и ванадий дефицитны. Качественные стали в первую очередь идут для изделий оборонной промышленности, потом, что осталось - для автотракторного машиностроения, а уж другим отраслям вовсе не достается легированных сталей.
Это только одна из множества причин. Об остальных я узнал позже, когда поработал конструктором на заводе, а потом инженером в научно-исследовательской лаборатории. Но я абсолютно точно знаю одно: наши инженеры не хуже тех, которые окончили американские и европейские университеты и работали в лучших мировых фирмах.
Технологию автотракторостроения у нас преподавал М.Ю. Канэ, инженер с огромным опытом, первый главный технолог МАЗа, прошедший еще в тридцатые годы стажировку в США. А деканом факультета был первый главный конструктор МАЗа Г.М. Кокин. Оба - лауреаты Сталинской премии. Эти инженеры отлично знали, как делать качественные грузовики. А грузовики выходили такими, какими получались. Впрочем, они были не самыми худшими в СССР.
На нашей профилирующей кафедре "Автомобили" работали люди увлеченные, которые досконально знали свое дело и умели учить студентов. О них я еще напишу отдельно.

Пять студенческих лет пробежали. Состоялось распределение, оно у нас было союзное - наших выпускников можно было встретить на всех автомобильных и тракторных заводах СССР (кроме двух московских). Защита дипломов. После защиты в специальной ведомости мы расписались в получении диплома и нагрудного знака. Получить их мы должны были через два дня - нужно было проставить последнюю оценку.
И тут заключительную подлянку нам устроили партия и правительство. Поскольку нередки случаи, когда выпускники отказываются ехать работать по месту распределения, принято решение: не выдавать выпускникам дипломы в течение трех лет. Вместо них выдать временные свидетельства об окончании ВУЗа. Мы возмутились. Ведь мы уже расписались в получении диплома. Так отдайте! Стихийно возникла идея: не будем получать временные свидетельства и направления на работу. О чем наши старосты и сообщили в деканат. С нами начали проводить разъяснительную работу, но мы были непреклонны. Та же ситуация возникла и на других факультетах. Выпускники толпами ходили по двору института и обсуждали возникшую ситуацию. Потом мы пошли в общежитие, скинулись по трёхе, отправили гонцов. Сели, выпили, закусили. Стало веселее. И я завел песню.

Ходят мальчики кругом,
Просят: - Дайте нам диплом!
Коль диплома не дадите,
Мы работать не пойдем.

Мы учились напролом,
Ночью снился нам диплом.
То ли, может, он со мною,
То ли, может, я при нем.
Последние две строчки пели все. В общем, три дня мы продержались. Потом кое-кто поддался. Сначала взялись за коммунистов. Их в нашей группе было двое - армейского призыва. Один получил направление, второй отказался. Ему объявили строгий выговор с занесением в учетную карточку. Потом сдались комсомольские активисты - уж не знаю, что там им посулили. Потом мы узнали, что машфак и энергофак свои распределения получили. И мы сдались. Лет через пять я узнал, что скандал дошел аж до ЦК КПБ. Ректора, секретаря парткома института и деканов вызывали на ковер. Им пеняли за низкий уровень воспитательной работы среди будущих молодых руководителей производства. Они хоть ошибки и признавали, но все-таки оправдывали наши действия. Внезапно таки дела не делаются. И если бы мы продержались еще пару дней, дипломы бы нам отдали.

1 августа 1963 года я пришел в Отдел главного конструктора Минского моторного завода.

60-е, Минск

Previous post Next post
Up