Пятница накануне мировой катастрофы. Часть 1. Её противоречивое содержание (3)

Sep 17, 2017 03:20


все картинки кликабельны




Её противоречивое содержание (3)

И всё же кое-что мешает принять гипотезу бильдунгсромана. Проблема тут с типажами по классификации Паншина. Напомню, что критик классифицировал героев писателя тремя типами Человека Хайнлайна. Паншин различал их по степени компетентности. Если принять гипотезу, что «Фрайди» - нечто вроде бильдунгсромана, то в нём должен происходить очень конкретный процесс наращивания компетенции. Потому что роман взросления в исполнении Хайнлайна всегда изображал рост этой самой компетенции, обычно это был переход между Первым и Вторым типом Человека Хайнлайна. Но на сей раз никакого отчётливого роста компетентности героиня не демонстрирует. Все её умения и навыки в начале и конце романа остаются на прежнем уровне. Если с ней и происходит какое-то качественное изменение, то только одно: к концу романа Фрайди боле-менее ликвидирует последствия психологической травмы, нанесённой ей в детстве воспитателями приюта. То, что с ней происходит, нельзя описать возрастанием компетентности. Разве что, в каком-то смысле, возрастанием человечности. Нет, дикарка Пятница не становится чуть более цивилизованной, и, следовательно, это не бильдунгсроман. По крайней мере, если сравнивать «Фрайди» с обычными схемами, наработанными Хайнлайном.





На полпути

Подытоживая, хочу сказать… Впрочем, для подведения итогов у меня что-то маловато внятно осмысленных материалов, поэтому придётся пробежаться конспективно и голословно.

Итак, «Фрайди» - роман, о котором можно сказать только то, что он выпадает из жанровых шаблонов. И причина этого, видимо, в том, что Хайнлайн Третьего периода покинул научную фантастику, в которой всё легко раскладывается по полочкам. Думаю, что это произошло потому, что, развиваясь, как литератор, Хайнлайн внутренне её перерос. Однако, накопленный опыт и ожидания рынка, которые он всё же учитывал, просто не позволили бы ему полностью уйти, например, в реализм. Так что естественным движением для него было смещение в сторону модерна и далее постмодернизма. Выход за пределы научной фантастики означал отход от эпистемологической или гносеологической проблематики в сторону онтологической. На седьмом десятке лет Хайнлайн начал решительно выкорчёвывать из своего творчества наследие Кэмпбелла. Мы не можем «понять, как устроена птичка», рассматривая роман «Фрайди» с точки зрения спекулятивной фантастики, именно потому, что автор просто-напросто прекратил мыслить в этой плоскости. Единственная дань прошлому, которая там имеется - астрономический/астронавигационный экскурс в 29-й главе (астрономия была первой любовью Хайнлайна, она определила его судьбу, говоря кратко). В остальном автор всего лишь пользуется антуражем, не придавая ему того значения, какое придал бы писатель-фантаст. Все упомянутые невыстрелившие ружья, логические нестыковки и сюжетная бахрома говорит о том, что Хайнлайн занялся деконструкцией научно-фантастического романа, и тем самым он сделал шаг в сторону постмодернизма.

Не уверен, что смог бы строго доказать это, всё-таки речь идёт о нереализованной тенденции, а не о том, что Хайнлайн стал постмодернистом (это совершенно неверно). Я вижу много косвенных признаков, но ни одно из них суд не примет в качестве доказательств.

Не знаю, что бы произошло, начни Хайнлайн свою литературную метаморфозу раньше. Его собственные литературные вкусы, которые охватывали Шекспира, Вольтера, Барта и Кейбелла, могли бы привести к весьма причудливым результатам. Но получилось то, что получилось. «Число Зверя» и «Фрайди» не превратились в зрелый плод, оставшись промежуточными результатами на так и не завершённом пути. Тенденции, которые их питали, хорошо реализованы в «Иове», но эта изящная нововолновая штучка, на мой взгляд, только отнорок, разъезд, лежащий сбоку от магистрали, ведущей к смутно проступающей на горизонте цели. Писателю просто не хватило времени, чтобы до неё добраться.

Продолжение следует

.

Часть 0. Предыстория. Историческая справка. Её неясное происхождение (начало)

Часть 0. Предыстория. Её неясное происхождение (окончание)

Часть 0. Предыстория. Её странное наследство.Её причудливое образование

Часть 0. Предыстория. Её необычный выход в свет

Часть 1. Её противоречивое содержание (начало)

Часть 1. Её противоречивое содержание (продолжение)

Часть 1. Её противоречивое содержание (окончание) - You are here

Часть 2. Её скандальная жизнь

Часть 3. Её счастливая участь

литературовиденье, картинки, Хайнлайн

Previous post Next post
Up