ВСЕЛЕННАЯ. ЖИЗНЬ. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Часть 1. Унылая классика

Feb 10, 2017 17:36


все картинки кликабельны

1.Унылая классика

Вот с чем Хайнлайну обычно везло в журналах, так это с художниками. Даже самую скверную иллюстрацию к его рассказу нарисовал не абы кто, а известный писатель и критик Дэймон Найт. Я упомянул об этом для того, чтобы прозрачно намекнуть: выдающееся имя ещё не означает выдающегося результата. Так было с Вёрджилом Финлеем, иллюстрировавшим «Марсианку Подкейн», так случилось и с Хьюбертом Роджерсом, которому достались повести «Вселенная» и «Здравый смысл».



Reginald Hubert Rogers (1898 - 1982)
Хьюберт Роджерс был канадским пейзажистом, перебравшимся в США, где он продолжал учиться, а зарабатывал на жизнь и студию иллюстрациями в дешёвых журналах и работой художественным редактором в «New York Herald Tribune» и «New York Times». Его фирменный мрачноватый и лаконичный стиль нравился многим издателям. В 1936 году он настолько был завален заказами, что переехал из Нью-Мексико поближе к издателям, в Нью-Йорк, сняв студию в Гринвич-Виллидже. Роджерс вскоре стал одним из ведущих художников (а точнее, третьим по продуктивности после Келли Фриса и Джона Шёнера) в проектах Джона Кэмпбелла. С 1939 по 1956 годы он сделал для него 58 обложек и несколько сотен внутренних иллюстраций. Его лучшей работой считается обложка к майскому 1947 года номеру «Astounding» с иллюстрацией к «Ярости» Г.Каттнера и К.Мур.




1947, «Astounding Science Fiction» № 05. Художник Hubert Rogers.
На мой взгляд, это отнюдь не самая лучшая его картинка, но кто я такой, чтобы спорить с авторами энциклопедий? Я просто выложу здесь парочку других картинок так, на всякий случай.



1941, «Astounding Science Fiction» № 01. Художник Hubert Rogers.



1941, «Astounding Science Fiction» № 06. Художник Hubert Rogers.
Благодаря своей востребованности, Роджерс не был чьим-то штатным работником, но одновременно сотрудничал со многими журналами. Художник до конца дней оставался фрилансером, не связанным ни с какими государственными или частными структурами. Он был весьма мобилен, поэтому в начале войны (1942 г.) легко перебрался на родину, в Оттаву, где работал по заказам военного ведомства, поддерживая связь с американскими издателями по почте. После войны Роджерс перевёз семью в Вермонт, где продолжал работать над иллюстрациями в журналах палп-фикшн. Помимо журнальных публикаций Хайнлайна, в начале 50-х он иллюстрировал и первые его книжные издания в «Шасте»: «Человек, который продал Луну», «Зелёные холмы Земли» и «Восстание в 2100 году», но это были не самые удачные его работы.



50-е годы. Роджерс на пленэре.
В 1953 году он, подобно многим иллюстраторам, забросил стремительно проседавший журнальный рынок и до конца жизни рисовал пейзажи атлантического побережья Канады, зарабатывая на жизнь парадными портретами политиков, бизнесменов и т.п. Его работы хранятся во многих частных коллекциях Канады, их можно найти и в Смитсоновском институте в США, и в других местах. Он умер в возрасте 83 лет в Оттаве, Канада, 12 мая 1982 года. Никаких премий Роджерс при жизни не получал. В 2016 году его номинировали на ретро-Хьюго в номинации «лучший профессиональный художник», но он занял только шестое место, уступив награду Вёрджилу Финлею.

Узнав о том, что «Вселенную» будет иллюстрировать его старый знакомый Хьюберт, Хайнлайн преисполнился энтузиазма, и написал художнику письмо:

09 февраля 1941: Роберт Э. Хайнлайн - Хьюберту Роджерсу

Уважаемый м-р Роджерс,
Мы с миссис Хайнлайн весьма сожалеем, что пытались дозвониться до вашей студии как раз тогда, когда вы были в Канаде. Надеемся, что у вас всё в порядке, и вы не будете откладывать свой приезд в Калифорнию чересчур надолго.
Я рад, что вы делаете не только обложку, но и иллюстрации ко «Вселенной». Меня не слишком порадовали некоторые чёрно-белые рисунки к кое-каким моим рассказам. Я вовсе не собираюсь критиковать технические способности какого-либо художника, но иногда я чувствую, что мы с иллюстратором работаем наперекор друг другу, в совершенно  различных настроениях. Меня полностью удовлетворили ваши иллюстрации к «Если это будет продолжаться…». Передо мной висит оригинал заглавной иллюстрации, и он точно попал в настроение моей истории…



1940 г. Хайнлайн в студии с иллюстрацией Роджерса на стене.

…кстати, я до сих пор не получил картину для обложки, которую вы мне передавали. Я не спрашивал о ней Кэмпбелла. Мне стоит это сделать, или вы позвоните ему на Манхэттен? Формальная вежливость требует, чтобы я просто терпел и ждал, но я очень хочу получить эту картину. Пока что я помалкиваю. И я очень вам за неё благодарен…

С наилучшими пожеланиями,
Роберт Хайнлайн

На самом деле письмо отменно длинное - Боб восхищается работами Роджерса и скромно отбивается от восхищения Роджерса работами самого Хайнлайна, потом рассказывает о строительстве студии, о своих занятиях рисунком и лепкой и тому подобных вещах. Картина, о которой идёт речь в письме - это исходник обложки к февральскому номеру «Astounding» за 1940 год, где была напечатана повесть «Если это будет продолжаться…». Картина благополучно добралась до Хайнлайна и в дальнейшем украшала стены во всех его домах.



1940, «Astounding Science Fiction» № 02. Художник Hubert Rogers.
Внутренние иллюстрации к «Если» действительно очень неплохие, чего не скажешь о графике Роджерса к «Вселенной». Цветная картина на обложке, впрочем, получилась очень даже ничего - «Вселенную», как ведущий текст номера, Кэмпбелл вынес на обложку журнала:



1941, «Astounding Science Fiction» № 05. Художник Hubert Rogers.
Роджерс в цвете совершенно шикарный. Единственное «но» - слишком юный Джо-Джим, как мне кажется. Внутренняя графика впечатляет куда меньше. Откровенно говоря, цветная обложка к первой повести - единственное что удалось Роджерсу на «пять».




Шапка истории. Довольно грубая штриховка, выглядит так, будто это отпечатано с крошечной гравюрки, размером с экслибрис.



А это юный Джо-Джим за шахматами. Довольно неуклюжая чорная тень рушит равновесие картинки и странно изгибает пространство.



Хью за пультом астрогатора.



И Бобо в невесомости. Пожалуй, это лучшая картинка номера.

Продолжение «Вселенной» вышло в октябре, тоже под обложкой Роджерса, но на этот раз картинка была к рассказу Хайнлайна «По собственным следам».



1941, «Astounding Science Fiction» № 10. Художник Hubert Rogers.
Внутри всё такие же средние роджеровские картинки. Возможно, чуть получше, чем в первой части.




Одно из солнц постоянно росло, все месяцы, что они вели наблюдения…
Здесь особенно хороши звёзды и даже есть глубина изображения.



Рейд мятежников. Хорошая попытка сделать «мультипликационный эффект» из сочетания нескольких фигур в разной фазе движения.



Хью занимается самообразованием. В принципе, неплохо, но мне опять не нравится чорная заливка заднего плана.



А вот это вполне ничего. Джо-Джим заказывает шпаги старухе-кузнецу.



Видимо, финальная битва. И она мне совершенно не нравится. Где доспехи? Почему у Джо-Джима в руках кривой турецкий ятаган? Почему Бобо засунул саблю себе между ног? Товарищ художник, у приёмной комиссии к вам вопросы накопились…

В общем, за исключением первой обложки, у Роджерса получилась довольно средненькая работа. Но первая картинка, безусловно, была хороша, и когда в 1951 году художник Стэнли рисовал обложку к десятицентовому пэйпербуку от «Dell», он старательно воспроизвёл в ней манеру и цветовую палитру Хьюберта Роджерса.



1951 «Dell». Художник Robert Stanley.
Всё-таки классика, как ни крути. На этой оптимистичной ноте я и закончу сегодняшний обзор.

Продолжение следует.

.

Часть 0. Предыстория

Часть 1. Унылая классика - You are here

Часть 2. Люди и мутанты

Часть 3. Авангард

Часть 4. Сюрреализм

Часть 5. «Сиротство, как блаженство» (начало)

Часть 5. «Сиротство, как блаженство» (окончание)
.
 

картинки, Хайнлайн

Previous post Next post
Up