Можно ли мирянам читать свт. Игнатия (Брянчанинова)?

Aug 29, 2010 01:41



В теме у sergeylarin зашел разговор о имеющемся запрете свт. Игнатия (Брянчанинова) на чтение творений святых отцов, написанных для монашествующих. Дело дошло даже до того, что этот запрет распространили на книги самого святителя. На аргумент о том, что свт. Игнатий рекомендовал для чтения мирянам свою книгу «Приношение современному монашеству» был получен ответ, что дескать автор имел в виду только тех мирян, которые готовятся стать на путь монашества, либо для “монахов в миру”. При ином же толковании якобы не удастся устранить противоречие с означенным выше запретом.

Итак, вопрос: можно ли читать мирянам книги свт. Игнатия, написанные им для монашествующих?

Чтобы яснее представлять о чем идет речь, стоит привести здесь выписки из творений самого святителя Игнатия.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. О том, что мирянам не следует читать святых отцов, писавших для монашествующих.

Письмо свт. Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт (1848г.).

“Христианину, живущему посреди мира, недолжно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самым делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем наводит на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом, соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною. Христианину, которого жребий - проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения. Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!”

«О чтении святых Отцов» из книги «Аскетические опыты» (1847г.)

“Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, - Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, - святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, - мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь”

2. О том, что мирянам можно читать творения самого святителя, в том числе написанные им для монашествующих.

Заключение к книге «Приношение к современному монашеству» (1861г.)

“Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворий или при ча­совне, и к жизни инока, странствующего на корабле по требованию и обычаю государственно­му, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, защищающего при нем какую-либо ученую или административную должность, - даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением”

Письмо свт. Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову (1862г.)

“Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни”.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для начала следует заметить, что свт. Игнатий нигде не пишет о мирянах, готовящихся стать монашествующими или “монахах в миру” (отдельный вопрос было ли в то время вообще такое явление как “монахи в миру”). При этом если согласиться с точкой зрения оппонентов, то с необходимостью придется признать и то обстоятельство, что, по мнению святителя, только те миряне имеют желание “среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением” и “быть христианами на самом деле”, которые являются “монахами в миру” или готовятся стать монашествующими, а остальные, как говорится, просто погулять вышли. В таком случае, последним и чтение святых отцов, писавших вообще для всех христиан, представляется излишним. В общем, на мой взгляд, данная позиция выглядит несколько надуманной.

Я же первоначально решил, что запрет святителя вызван настолько высокой планкой подвигов подвижников прошлого, что такие подвиги не под силу современным христианам, которые от такого чтения могут впасть в мечтательность (о вреде которой святитель часто предупреждал своих читателей и безотносительно чтения святоотеческой литературы). Однако внимательно перечитав вышеприведенные тексты решил отказаться от этого варианта, поскольку очевидно, что свт. Игнатий пишет не о высоте подвигов, а о разных образах жизни, укладах, свойственных монашествующим и мирянам.

Тогда, может быть, отвлечься от буквального прочтения и предположить, что свт. Игнатий рекомендует мирянам читать только свои “общие благожелательные напутствия”, как сделали предположение здесь? Однако почему он тогда не разрешил такие же общие напутствия читать у святых отцов прошлого?

Далее, что бросается в глаза - разное время написания работ и писем (около 14 лет). Может быть разрешить противоречие тем, что в последствии приобретенный духовный опыт позволил подвижнику поменять свою позицию и косвенно отменить свой предыдущий запрет? Но мне данное предположение представляется слишком легковесным. По крайней мере, можно поискать более обоснованные версии.

Короче говоря, буду признателен если поделитесь своими мнениями.

Previous post Next post
Up