Ил-12 - пассажирский (транспортный) самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. По конструкции - цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трёхопорным шасси с носовым колесом. Ил-12 заменил Ли-2 и DC-3 на авиалиниях СССР. Позднее на его базе был создан более совершенный Ил-14.
Разработка ИЛ-12 началась, когда ещё шла Великая Отечественная война, и все усилия советской авиапромышленности были направлены на выпуск боевых самолётов. В 1943 году C.В. Ильюшин по собственной инициативе приступил к проектированию своего первого пассажирского самолёта. Это было новое направление в творческой деятельности С.В. Ильюшина и всего ОКБ, ставшего со временем одним из ведущих. Основным типом пассажирского самолёта в то время был ПС-84, которому в 1942 году было присвоено обозначение Ли-2. Самолет Ли-2 - это отечественный аналог американского пассажирского самолета DC-3 фирмы «Дуглас». Из-за загрузки всех основных советских КБ оборонной тематикой и в связи со сложной международной обстановкой было принято решение о покупке лицензии на производство этого пассажирского самолёта американской фирмы, созданного в 1935 году. В те годы в проектировании пассажирских самолётов сформировалось направление создания этих самолётов на основе переделки хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации средних и тяжёлых бомбардировщиков. Создание пассажирского самолёта на этой основе позволяло сократить время и стоимость разработки, но последующий опыт эксплуатации показал их низкую экономическую эффективность. С.В. Ильюшин выбрал другой путь. Он начал проектировать специальный пассажирский самолёт с характеристиками, оптимизированными для выполнения определённой транспортной работы. Ильюшин командировал в Ташкент, где серийно строились Ли-2, группу специалистов ОКБ с заданием изучить особенности конструкции и их производства. Проектируемый самолёт по своей пассажировместимости, грузоподъёмности, крейсерской скорости и дальности полёта должен был превосходить Ли-2.
Работа над первым вариантом Ил-12, рассчитанного на 29 пассажирских мест, началась осенью 1943 года. Его предполагалось оснастить четырьмя высотными моторами М-88В. Этот проект был утверждён С.В. Ильюшиным 4 января 1944 года и был показан И.В. Сталину, который поддержал инициативу Ильюшина и одобрил создание Ил-12. Но в дальнейшем проект претерпел значительные изменения, уже рассматривался вариант с двумя дизельными двигателями АЧ-31. Это привело к уменьшению крейсерской скорости и дальности полёта по сравнению с первоначальным проектом. В марте 1944 года Ильюшин утвердил компоновку и общий вид Ил-12 с дизелями АЧ-31. Совместно с ЦАГИ были проведены обширные исследования различных крыльев. Крыло было спроектировано для крейсерских скоростей полёта.
Первый полет Ил-12 состоялся 15 августа 1945 года, пилотировал машину экипаж во главе с лётчиком-испытателем В.К. Коккинаки. Лётные испытания показали, что доводка двигателей АЧ-31 до полного соответствия необходимым условиям требует значительного времени и объёма. Срывались планируемые сроки и начало эксплуатации. С.В. Ильюшин принял нелёгкое решение - заменить, даже в ущерб некоторым лётным данным, дизельные двигатели бензиновыми, как более надёжными и доведёнными. Было решено установить двигатели АШ-82ФН. Правильность выбора подтверждалась результатами продувок модели в трубах ЦАГИ. 9 января 1946 года тот же экипаж выполнил первый полёт с двигателями АШ-82ФН.
Проведённые заводские и государственные испытания, а также опытные полёты на трассах «Аэрофлота» показали, что Ил-12 значительно превосходит все находящиеся в эксплуатации пассажирские самолёты. Серийный выпуск начался на московском заводе №30. Регулярные полёты с пассажирами на борту начались в июне 1947 года. С 1948 г. самолёты вышли на международные авиалинии. Помимо пассажирских вариантов Ил-12 были построены транспортные и десантно-транспортные варианты Ил-12Т, Ил-12Д. Самолёты эксплуатировались в течение длительного времени и летали до конца 1960-х годов, а в Китае эти самолёты использовались до 1988 года.