Танк Т-35 :: Общие сведения

Dec 12, 2020 21:50



русское вооружениетехникабронетанковаятанкитяжёлые ⟩ т-35


Т-35 - советский пятибашенный тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в 1931-1932 годах инженерами специализированного конструкторского бюро (КБ) под общим руководством Н.В. Барыкова. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство - в 1933-1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе.

Идея создания тяжелых многобашенных танков, наделённых незаурядной огневой мощью, в 20-30-х годах была весьма популярна в мире. Этой проблемой занимались танкостроители Великобритании, Франции, Германии и, естественно, Советского Союза, где в то время велись широкие исследования в области бронетанковой техники.

В начале 1933 года танковое производство ленинградского завода «Большевик» было преобразовано в самостоятельный завод №174 им. К.Е. Ворошилова. Созданный особый конструкторский машиностроительный отдел завода (ОКМО) возглавил Н.В. Барыков (впоследствии видный конструктор танков, генерал-майор). ОКМО по существу стал первым конструкторским бюро по разработке отечественных конструкций танков, он-то и занялся разработкой опытного образца тяжёлой боевой машины, предназначенной для усиления общевойсковых соединений при прорыве мощных оборонительных позиций противника.

Сборка первого прототипа была закончена 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям Управления механизации и моторизации РККА и произвёл на них сильное впечатление. Хотя внешне новый советский танк оказался похожим на английскую опытную машину A1 E1 «Independent», построенную фирмой «Vickers» в 1929 году, нет данных о том, что специальная закупочная комиссия, находившаяся в Англии в 1930 году, интересовалась этим танком. Скорее всего, советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от своих английских коллег.

Малосерийное производство машины, получившей обозначение Т-35 и существенно отличавшейся от прототипа, было начато в 1934 году на Харьковском паровозостроительном заводе и продолжалось до 1939 года. За это время был изготовлен 61 танк, ставший настоящим символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии тех лет.

К выпуску Т-35 было причастно несколько заводов: Ижорский выпускал бронекорпуса, Рыбинский - двигатели, «Красный Октябрь» - коробки передач. В июне они должны были поставить выпускаемую ими продукции на ХПЗ. Но произошло это лишь в августе.

Окончательная сборка первого Т-35, который изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), началась 18 октября и закончилась 1 ноября, а 7 ноября танк участвовал в праздничном параде в Харькове - столице тогдашней УССР.

Как своим внешним видом, так и затратами Т-35 поражал воображение: за 525 тысяч рублей, в которые обошлись его разработка, строительство и эксплуатация, можно было построить 9 лёгких танков. По вооружению это был самый сильный танк в мире.

Танки Т-35 образца 1933 года изготовлялись в двух вариантах - линейные и командирские. На последних радиостанция устанавливалась в центральной башне, а антенна радиостанции, как и на других командирских танках того времени, укреплялась на башне.

В 1934 году планировалось изготовить 10 машин Т-35. Освоение танка в производстве шло с большим трудом. Наряду с техническими и технологическими трудностями тормозили освоение производства и репрессии инженерно-технических работников. Но несмотря на это, 7 ноября в параде на Красной площади участвовало шесть новых Т-35.

T-35 был создан по классической компоновочной схеме: отделение управления размещалось спереди, боевое - посередине, а моторно-трансмиссионное - сзади. На подбашенной коробке массивного корпуса устанавливались пять башен: центральная кругового вращения и четыре с ограниченными секторами обстрела. Вооружение танка Т-35 состояло из трёх пушек и пяти пулемётов. Короткоствольное 76-мм орудие устанавливалось в центральной башне, а две 45-мм пушки - в передней правой и задней левой башнях. Два 7,62-мм танковых пулемета ДТ были спарены с 45-мм пушками, а еще три находились в шаровых опорах центральной и двух пулемётных башен. Число и калибр орудий до конца 30-х годов по праву делали танк Т-35 самым сильным в мире по вооружению: выбранный вариант установки последнего позволял сосредоточить огонь сразу двух орудий, одного 76-мм и одного 45-мм, и трёх пулемётов вперёд, назад и на любой борт.

Экипаж танка был под стать вооружению и состоял из одиннадцати человек: командира, дополнительно выполнявшего обязанности пулемётчика, трёх наводчиков и стольких же заряжающих, механика-водителя, радиста и двух пулемётчиков. Бронирование (катаные листы толщиной 20-30 мм (крыша - 10 мм) соединялись электросваркой и частично заклёпками) обеспечивало экипажу защиту лишь от огня крупнокалиберных пулемётов и осколков снарядов, мин и бомб.

Этого было явно недостаточно, и в 1937 году броню несколько увеличили, что, естественно, привело к увеличению массы танка до 55 тонн и ухудшило и без того неудовлетворительную манёвренность, которая обусловливалась не только тяжеловесностью машины, но и слишком большим отношением длины танка к ширине его колеи. Модернизация Т-35, проведённая в 1937 году, затронула коробку переключения передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование. Была изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены специальные уплотнения, предотвращающие попадание внутрь танка воды. Убрали внутрь корпуса глушитель, выхлопные трубы, закрытые бронекожухами, вывели наружу. В этом же году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Целью изменений было усиление броневой защиты за счёт изменения формы башен и увеличения толщины броневых листов.

Т-35 образца 1937 года также выпускались линейные и командирские. На последних в центральной башне устанавливалась радиостанция, снаружи - поручневая антенна.

Но устранить многие конструкторские недостатки, присущие Т-35, не удалось. Несмотря на внушительные размеры, внутренние объёмы были очень невелики. Боевые отделения не сообщались между собой и проникнуть из одного в другое было невозможно. Весьма ограниченная обзорность, особенно с места механика-водителя, позволяла видеть местность лишь слева и впереди и то в ограниченных секторах. Выход из машины через верхние люки и из задних башен был сильно затруднён, так что фактически для членов экипажа было большой проблемой покинуть повреждённую машину.

Оставляли желать лучшего и тяговые характеристики: танк мог преодолеть подъём только в 17°, а большая лужа была для него серьёзным препятствием. Военные отмечали низкую надёжность его агрегатов, большая масса затрудняла движение, особенно по мостам. Четырёхметровая его высота повышала уязвимость на поле боя, где он становился отличной мишенью. Кроме того, большого труда экипажу стоило взобраться на танк и занять по тревоге свои боевые места, поскольку надгусеничные полки располагались на двухметровой высоте.

Но главное несостоятельной оказалась сама идея многобашенной компоновки и рассредоточения огня. Командир танка физически не мог давать своевременные указания всем обслуживающим пять башен членам экипажа, а пулемётчики и артиллеристы в башнях нижнего яруса при недостаточных средствах наблюдения не имели возможности самостоятельно выбрать главную цель. Кроме того, ресурсы повышения бронезащиты за счёт простого увеличения толщины броневых листов при многобашенной компоновке были невелики, и такой путь приводил в тупик гораздо раньше, чем при классической однобашенной схеме.

Танки Т-35, а также созданные на их базе самоходные артиллерийские установки СУ-14 приняли участие в боях первого периода Великой Отечественной войны и очень быстро почти все были потеряны, правда, в основном не в столкновениях с противником, а по техническим причинам. Последний раз два танка T-35 использовались зимой 1941 года в битве под Москвой.

[] История танка Т-35

Танк Т-35 - что это такое? Какими были танки Т-35 в СССР?

Когда в Советском Союзе появились танки Т-35?

Почему танк Т-35 назвали Т-35? Расшифровка аббревиатуры «Т-35».

Как выглядит танк Т-35? Фото танка Т-35.

Как нарисовать танк Т-35 пошагово? Описание конструкции танка Т-35 (не из википедии).


Читайте также:
    - что такое полотуха

танк т-35

Previous post Next post
Up