Коломенские версты

Nov 28, 2014 19:40

Продолжаю рассказ о нашем осеннем путешествии (предыдущая глава - здесь).

Сегодня я расскажу о Коломне - городе, который за всю нашу поездку произвел наибольшее впечатление. За один день мы не нагулялись по нему, поэтому приезжали сюда еще раз - на обратном пути из Рязани в Тверь.

Мои детские воспоминания о поездке в Коломну сводятся практически только к одной фразе экскурсовода. Дело в том, что в июльский день 25 лет назад, когда наша экскурсионная группа приехала в Коломну, резко похолодало, и мы, видимо, были одеты не по погоде. Наш автобус пришел к Коломенскому Кремлю, экскурсовод вышла на улицу и стала ждать, пока мы соберемся вокруг нее. А нам холодно, и мы, не шевелясь, в полном составе сидим в теплом «Икарусе», надеясь, что наше отсутствие останется незамеченным. Тогда гид вернулась в автобус и хмуро протянула в микрофон: «Това-а-арищи, выходи-и-ите!» Это обращение «товарищи» и обиженный тон экскурсовода были настолько забавными, что мы, рассмеявшись, все-таки вылезли, ежась, на улицу. Но внезапный летний холод полностью парализовал мою память, и, кроме этого, я не запомнила о Коломне ничего :)

В этом году с погодой нам повезло, был яркий солнечный день, поэтому, приехав к Кремлю, мы смело вышли из машины. Осталось пройти через скверик со стаями голубей, обогнуть площадь у автобусного вокзала, и вот мы уже у крепостных стен.

За стенами оказалась пешеходная улочка, по которой мы медленно пошли. В одно- и двухэтажных домах по обеим сторонам улицы располагались кафе, рестораны, сувенирные магазины и различные городские конторы.

А где сам кремль-то? И тут я, наконец, понимаю, что мы уже по нему идем. Но оказалось, что Коломенский Кремль - это не такая музейная крепость, как в большинстве городов с кремлями, а настоящий район города с архитектурными достопримечательностями и жилыми домами.

Для меня стало открытием, что у нас сохранился древний русский город с обширной замкнутой исторической территорией, как, например, Таллин или Прага.

Так, не спеша, мы дошли центра Кремля. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1682) был одет в леса, но даже это не особо портило его величественность.

Рядом стоит нарядный собор Иконы Божией Матери Тихвинская (1861). Кажется, что основательная шатровая колокольня прижимает собор к земле, чтобы его не унесло порывом ветра с Москвы-реки.

В первый раз мы приехали в Коломну в субботу, и почти во всех ресторанах Кремля гуляли свадьбы. Кортежи даже создавали пробки на древних улочках.

Вспоминаю, что в одном из номеров журнала «Наука и жизнь» была напечатана заметка жительницы Коломны. Она приехала в Петербург и услышала от одного из знакомых, что он живет в Коломне. Женщина обрадовалась встрече с «земляком», но оказалось, что речь идет вовсе не о подмосковной Коломне, а о петербургской.

Я большую часть жизни прожила в петербургской Коломне, поэтому с интересом гуляла по подмосковной :)

Идя по Кремлю, мы увидели афишу, приглашающую посетить выставку моделей трамваев. Как любители электрического транспорта (недаром же в Питере мы ходили в музей трамваев) пройти мимо этой выставки мы не могли :)

В Кремле также находится Брусенский монастырь. Его окружает стена с интересными узкими башенками.

Мы посетили еще два монастыря уже за пределами Кремля, и в них тоже видели подобные, видимо - традиционные для Коломны, - башенки. Один из монастырей - Старо-Голутвин Богоявленский, основанный Сергием Радонежским.

Другой - Бобренев Богородице-Рождественский монастырь, основанный, по преданию, Дмитрием Донским после победы в Куликовской битвы.

На берегу Москвы-реки установлен памятник водовозу, в кружку которого можно кидать монетки.

Здесь мы увидели интересный наплавной понтонный мост. Я думала, питерцев трудно удивить мостами, но Коломне это удалось :)

Кстати, о питерских мостах :) На стенде, посвященном Коломенскому машиностроительному заводу, нашлась и интересная для нас информация.

И напоследок - еще пара коломенских церквей. Одна из них - игриво-чешуйчатая церковь Воскресения Словущего (1716).

А на выезде из Коломны мы заехали к церкви Троицы Живоначальной в Щурове (1907). Она запомнилась не только своей масштабностью, но и небольшим зверинцем при храме. В вольерах живут крылатые, ушастые и копытные.

Вместо табличек «Животных не кормить!» здесь висят подробные списки того, что можно приносить: яблоки, капуста и т.д. Взрослые и дети приходят сюда с целыми мешками овощей и фруктов и с удовольствием кормят питомцев.

Такой мы увидели Коломну. По красоте на первом месте для меня находится Ростовский Кремль, но первенство в номинации «Живой Кремль» я отдаю Коломне.

Еще понравилось, что здесь продвигают местные съедобные сувениры: коломенскую пастилу, мармелад и калачи. Хочется из поездок привозить в подарок родным и знакомым не только магниты и сувениры, сделанные заботливыми руками китайских рабочих, но и оригинальные вкусности. Да, в Туле мы купили знаменитые тульские пряники, а в других местах ничего уникально-съедобного мы не видели… Так что в Коломне мы приобрели целый пакет с вкусными коробочками :)

Продолжение следует…

Все по этому путешествию:
Глава 1. Рязанские хроники
Глава 2. Серпухов: без зубров и бизонов
Глава 3. У нас в Рязани...