Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. «Талашкино сделалось нашим постоянным летним пребыванием, а зиму мы проводили, как всегда, в Петербурге, иногда же уезжали за границу. Жизнь в Талашкине потекла легкая и приятная. Каждый из нас имел свою арену деятельности, каждый по-своему пустил корни. Киту, успокоенная за свое дорогое гнездо, с удвоенным рвением предалась сельскому хозяйству, к которому примкнула новая страсть - конный завод, переведенный из Хотылева. Муж предпринял огромный труд по русской этнографии и часами работал, запершись у себя в кабинете. Я занялась созданием школы, а все остальное время посвящала мастерской, трудясь над рисунком.
Кроме постоянных жителей, в Талашкине у нас подолгу гащивали в разное время Репин, Прахов, Софи Ментер, знаменитая пианистка, Коровин, Ционглинский, Трубецкой - скульптор (лепивший с меня статую в продолжение трех месяцев и очень неудачно), Врубель, Владимир Ильич Сизов, приятели и родственники мужа и кое-кто из Смоленска.
Репин. Поррртрррет С.Ментер
Тенишева позирррует Трубецкому.
Мы часто предпринимали большие прогулки пешком и в экипажах. Муж играл со своей компанией в крокет, ездил на велосипеде. По вечерам устраивались музыкальные вечера: трио и квартеты с участием Вячеслава, хорошо игравшего на виолончели (он был учеником Давыдова), дуэты - виолончель с пением. Я часто и много пела. Все очень любили эти вечера и, рассевшись каждый в своем углу на любимом кресле в нашей большой зале, специально нами переделанной для этой цели, целыми часами засиживались, наслаждаясь музыкой.
Днем можно было обойти все Талашкино и никого не найти. У всех были свои рабочие часы, каждый зарывался в свое дело, только из открытых окон флигеля неслись, переплетаясь в невообразимую какофонию, игра Медема на рояле и бесконечно повторяемые скрипичные фиоритуры и упражнения Фидельмана.»
Репин. Тенишева и пианист Медем
О Коровине и Врубеле попугай напишет чуть позже отдельно - каждый из них достоин отдельного поста. Здесь мне хотелось бы пррросто показать ту летнюю жизнь в усадьбе, насколько она была ррразмеррренна и пррроста. Пррривести фотогрррафии, которые сохррранились с того лета, и даже не задавать вопррроса, которррый всё ррравно останется без ответа - кому помешало то миррроздание? И что же так перрреклинило потом наше сознание?
И паррру стрррочек, которррые я уже цитиррровал, вырррванных из письма Марии Клавдиевны к Бенуа. Ведь очень добрррые слова, да? «Я еще больше оценила Репина, не говоря конечно о его таланте, но как человека, он чудный, серьезный и ровный человек... Все это время Репин занимался со мною и очень меня подбодрил».
Репин и Тенишева на этюдах.
А ещё я хочу показать акварррель, лучший поррртрет княгини кисти Репина, на которрром Тенишева сама рррисует.
Репин. Княгиня Тенишева.
Ну, и пообещать, что
пррродолжение обязательно будет.