Спасибо, очень интересно. Сталинградский тракторный был полностью спроектирован бюро Альберта Кана в Детройте.Его стоимость была тогда определена в 40 млн. долларов. Стальные конструкции цехов везли морем. Построили, кажется, за 9 месяцев.
Я читал как-то вроде бы на ВИФе, там говорилось, что коммунисты не планировали производить танки на тракторных заводах. Но, видимо, такие расчеты были, поскольку спеццеха на СТЗ реально существовали.
В феврале 1931 года Комиссия по обороне Совета труда и обороны (СТО)запланировала такой уровень годового производства танков: Т-27 - 1600 штук, Т-26 - 1380, средних танков БТ (Кристи) - 2000Тут хорошо бы ссылочку. Внушает сомнение то, что средних больше лёгких. Думается, наблюдаем тут глухой телефон. У Самюэльсона (Plans for Stalin's War Mashine, p.136) упомянуто постановление СТО от 8 февраля 1932 г. (т.н. "большая танкостроительная программа"). Там даны следующие цифры - 5000 танкеток, 3000 лёгких танков (Т-26) и 2000 средних танков (БТ) в течении года. Хочу обратить внимание - 1932 года, не 1931. В феврале 1931 года планировать производство 2000 БТ? Это врядли. В это время ещё действовал много более консервативный план, МВ-10
( ... )
1. Когда я писал реплику, ссылки ещё не было. Поэтому и... После добавки нуля всё становится понятно - речь о выпуске военного времени, а не о планах на мирное время
( ... )
Игорь, Вы чересчур прямолинейно воспринимаете, ИМХО, коэффициенты Тухачевского. Выше я написал, из какого расклада, возможно, он исходил. Разумеется, в прямом смысле танки можно делать и не только на тракторных заводах, кто же спорит? Мне кажется, что Тухачевский сознательно огрублял сравнение, чтобы сделать его максимально понятным. Потому что отвлеченные рассуждания в духе, что на 1 тонну...и т.п. (см. выше), хе-х, воспринимаются крайне слабо.
ТУт, конечно, имела место обкатка "ассимиляционной" модели мобилизации промышленности. Строительство сборочного цеха и "игручечное" (даже малосерийным его назвать не получается) производство Т-26 было нужно, конечно, не для оснащения армии мирного времени, а для подготовки к переводу на выпуск танков в случае войны всего завода. Именно последнее и было главным. Остаётся открытым вопрос об эффективности таких методов. С одной стороны, на заводе есть некоторое количество людей, которые представляют себе, что такое танк Т-26. Но их знания о технологии его производства уже сомнительной пользы - после перехода к массовому выпуску танка надо будет использовать принципиально другие методы. Кроме того, не факт, что производить будут именно Т-26. Мне ещё непонятно, зачем надо было отдельно строить литейные цеха. Неужели нельзя было для "игрушечного" производства загрузить имеющиеся мощности? В общем, нужны были менее затратные методы подготовки промышленной мобилизации.
по поводу литейки - создавали мини-комплекс полного цикла. Мне кажется, это логично ведь. Требования к сталям и литью для военки немного иные, чем для тракторов.
Вот такие вот мини-комплексы полного цикла влетают в копеечку, а потом бесполезны. Хотели потренировать тракторный завод в выпуске танков - тогда уж идите до конца, плавьте спецсталь там же, где плавите сталь для тракторов. Заодно узнаете много нового, что потом только в 1942 году полезло.
Comments 55
Сталинградский тракторный был полностью спроектирован бюро Альберта Кана в Детройте.Его стоимость была тогда определена в 40 млн. долларов. Стальные конструкции цехов везли морем. Построили, кажется, за 9 месяцев.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Это мое ИМХО.
Reply
Reply
Мне ещё непонятно, зачем надо было отдельно строить литейные цеха. Неужели нельзя было для "игрушечного" производства загрузить имеющиеся мощности?
В общем, нужны были менее затратные методы подготовки промышленной мобилизации.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment