Leave a comment

fat_yankey December 22 2007, 17:30:50 UTC
В феврале 1931 года Комиссия по обороне Совета труда и обороны (СТО)запланировала такой уровень годового производства танков: Т-27 - 1600 штук, Т-26 - 1380, средних танков БТ (Кристи) - 2000

Тут хорошо бы ссылочку. Внушает сомнение то, что средних больше лёгких. Думается, наблюдаем тут глухой телефон. У Самюэльсона (Plans for Stalin's War Mashine, p.136) упомянуто постановление СТО от 8 февраля 1932 г. (т.н. "большая танкостроительная программа"). Там даны следующие цифры - 5000 танкеток, 3000 лёгких танков (Т-26) и 2000 средних танков (БТ) в течении года. Хочу обратить внимание - 1932 года, не 1931. В феврале 1931 года планировать производство 2000 БТ? Это врядли. В это время ещё действовал много более консервативный план, МВ-10.

Вообще, Т-26 был принят на вооружение только 13 февраля 1931 г., и поставлен в план этого года только одному заводу - ленинградскому "Большевику" (б.Обуховский). Сперва план дали 500 машин, потом сократили до 300. Реально выпустили 120 машин, из них военной приёмкой принято только 100 (в том числе 35 из неброневой стали). А вот на 1932 год завод получил план в 3000 машин. Аккурат по "большой программе". Следует заметить, что как раз в феврале 1932 г. танковое производство из "Большевика" выделили в отдельное предприятие (з-д №174). В конце года план, естественно, снизили. Реально завод в этом году выпустил 1341 танк, да ещё 20 сумел сдать из несданных прошлым годом. На 1933 год план поставили 1700 машин.

На СТЗ Т-26 впервые в план был поставлен на 1934 год (50 машин). Реально выпустили 23. На следующий год план увеличили до 200 машин, реально удалось произвести 115. В 1936 - ещё меньше. В 1937 году завод уже не сдал ни одного танка, выпуск был приостановлен. В 1940 из имевшегося задела собрали ещё 10 танков, на этом история с выпуском Т-26 на СТЗ закончилась.

непосредственно сборка танков была намечена на Сталинградском тракторном заводе и Харьковском паровозостроительном.

Какой-то странный список заводов. В начале 1931 г. танки УЖЕ делали на двух заводах - упомянутом выше "Большевике" (малые танки МС) и Харьковском паровозостроительном (средние танки Т-24). Там их и планировали собирать дальше. КРОМЕ этих двух, планировалось развернуть производство танкеток на московском 2-м заводе ВАТО (позднее з-д №37, Сокольники). Это были, так сказать, "головные заводы" (сам термин тогда ещё не был введён). Кроме того, намечалось множество заводов-"дублёров" (опять используя анахроничный термин), а именно ГАЗ, ЧТЗ, СТЗ, ЯАЗ м.б. что-то ещё. Ни один из "дублёров" развернуть серийное проиводство танков так и не смог. Ближе всего к этому делу подошли СТЗ и ГАЗ. Надо отметить, что в 1931-32 гг. планы менялись с большой скоростью. Выпуском того же БТ сначала пробовали загрузить ЯАЗ, затем "Большевик", но в конце концов вышло, что ХПЗ оказался не в состоянии выкатить свой средний танк удовлетворяющий военных, танк Гротте тоже не пошёл, в итоге мощности освободились и их загрузили выпуском БТ. Кроме упомянутых заводов был ещё "Красный путиловец", на котором в 1933 г. развернули мелкосерийный выпуск Т-28.

Следует ещё упомянуть, что с ноября 1932 года все танкосборочные заводы и з-д запчастей "Красный Октябрь" были объединены в "Спецмаштрест".

В качестве предприятий, которые должны были производить броню были включены Ижорский, Кулебакский, Мариупольский металлургические заводы

Бронекорпуса для танкеток Т-27 делал Подольский крекинго-электровозостроительный завод им.Орджоникидзе.

Самый оптимистичный прогноз говорил о выпуске танков лишь с января 1933 года. Однако, как не сложно догадаться, прогноз не сбылся. В постановлении Нижне-Волжского крайисполкома ВКП (б) от 15 июля 1933 года прямо говорились, что цеха не были готовы и к середине 1933 года.

В записке начальника ГУАП датированной 4 августа 1933 г., самый "оптимистичный прогноз" говорил о возможности начала выпуска танков на СТЗ не ранее I квартала 1934 г. Сразу вспоминается заявление великого историка советской индустриализации Дмитрия Хмельницкого, что тракторные заводы это уже готовые танковые, поскольку технология одна и та же. Хе, как говорится, хе.

Reply

_devol_ December 22 2007, 17:53:40 UTC
Тут хорошо бы ссылочку. Внушает сомнение то, что средних больше лёгких. Думается, наблюдаем тут глухой телефон.

- Ошибаетесь. Я не пишу своих текстов без ссылок, если заметили. Другое дело, что ноль я упустил. По источнику см. тут: И.В. Быстрова. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы). М., 2006.

На СТЗ Т-26 впервые в план был поставлен на 1934 год (50 машин).

- тогда как Вы объясните письмо Тухачевского Молотову по поводу планов предприятия от 8 декабря 1931 года? Там он прямо пишет о строительстве опытного цеха для ассимиляции, говорит о его параметрах.

Бронекорпуса для танкеток Т-27 делал Подольский крекинго-электровозостроительный завод им.Орджоникидзе.

- не стал его вставлять. Там ведь производство было небольшим. Насколько я знаю.

Сразу вспоминается заявление великого историка советской индустриализации Дмитрия Хмельницкого, что тракторные заводы это уже готовые танковые, поскольку технология одна и та же.

- технологии разные, но, вероятно, он просто неверно передал суть. Для того, чтобы производить танки, нужно иметь тракторостроительные мощности (грубо говоря - 3-4 трактора = 1 танку). Об этом Тухачевский прямо писал, см. тут у меня: http://users.livejournal.com/_devol_/159738.html

Reply

fat_yankey December 22 2007, 18:51:50 UTC
1. Когда я писал реплику, ссылки ещё не было. Поэтому и... После добавки нуля всё становится понятно - речь о выпуске военного времени, а не о планах на мирное время.

2. Из того, что Тух. высосал из пальца коэффициенты перевода тракторов в танки, а автомобилей - в самолёты, вовсе никак не следует, что для производства танков НУЖНЫ тракторосторительные мощности.

Давайте посмотрим на примерах. В СССР главными танковыми заводами 30-х годов были :

* Часть з-да "Большевик", он же №174. Бывший Обуховский сталелитейный. Типичный тяжмаш.
* ХПЗ, он же №183. Название говорит само за себя. Паровозы, т.е. опять тяжмаш.
* ВАТО-2, он же №38. Автомобильный завод. Выпускал танкетки и лёгкие танки.
* Кировский, бывший Путиловский. Производство Т-28 развёрнуто в паровозном цеху.

Ни одного тракторного среди них нет, а между тем №174 и №183 уже в 1935 г. крупнейшие танковые заводы в мире.

Давайте посмотритм зарубежом. Америка в 1941-42 гг. создавала танковую промышленность с нуля. Львиную долю танков выпускал специально построенный Детройтский арсенал, но и кой-какие гражданские заводы загружались производством танков. Какие? А вот:

Средний М3 Грант делали:

American Locomotive Company (685 штук)
Baldwin Locomotive Works (1220 штук)
Pressed Steel Car Company (500 штук)
Pullman Standard Manufacturing Company(500 штук)

Средний М4 Шерман делали:

American Locomotive Company (2300 штук)
Baldwin Locomotive Works (1245 штук)
Federal Machine and Welder Company (540 штук)
Ford Motor Company (1690 штук)
Lima Locomotive Works (1665 штук)
Pressed Steel Car Company (8147 штук)
Pullman Standard Manufacturing Company(3426 штук)

Как видим практически исключительно паровозо- и вагоностроительные предприятия. Форд для танков построил специальный завод, а не конвертировал имеющееся производство. Оно и понятно, по весу средний танк (и его детали) ближе к вагону или паровозу (и их деталям), чем к трактору. Сборочные цеха заводов подвижного состава намного лучше с этим справятся.

Проиводство лёгких танков американцы развернули на автомобильных заводах General Motors и Chrysler. У нас под лёгкие танки мобилизовали Горьковский автозавод. собственно вся история попыток развернуть производство танков на СТЗ и ЧТЗ показывает, что танковые спеццеха для тракторного завода скорее чужеродный придаток, чем органичная часть. На ЧТЗ производство КВ зажило только после эвакуации туда Кировского завода из Ленинграда. Ну а история с СТЗ тут уже озвучена.

Нужно же помнить, что СТЗ с начала производства выдавал легкие колёсные трактора.

Reply

_devol_ December 22 2007, 20:55:30 UTC
Игорь, Вы чересчур прямолинейно воспринимаете, ИМХО, коэффициенты Тухачевского. Выше я написал, из какого расклада, возможно, он исходил. Разумеется, в прямом смысле танки можно делать и не только на тракторных заводах, кто же спорит? Мне кажется, что Тухачевский сознательно огрублял сравнение, чтобы сделать его максимально понятным. Потому что отвлеченные рассуждания в духе, что на 1 тонну...и т.п. (см. выше), хе-х, воспринимаются крайне слабо.

Это мое ИМХО.

Reply

fat_yankey December 22 2007, 21:09:35 UTC
Это Тух. чересчур прямолинейно понимал эти коэффициенты, он вобщем-то человек был простой. Понятно, что оттуда можно извлечь здравое зерно, примерно как вы делаете (см. выше). Но говорить, что "для того чтобы производить танки нужно иметь тракторостроительные мощности" есть ересь. Для того, чтобы производить танки нужно иметь развитое тяжёлое машиностроение, да. И чем больше мощности тяжмаша, тем больше танков потенциально можно произвести (это собственно и есть рациональное зерно). Но конкретно трактора тут вовсе не при чём. А придурок-Хмельницкий пишет: "в СССР не существовало собственной тракторной промышленности. А следовательно и танковой. Производство тракторов практически ничем не отличается от производства танков. Технологические процессы почти одни и те же."

Reply

_devol_ December 23 2007, 18:22:20 UTC
ну да, конечно! Согласен. Вероятно, именно это и имел в виду болван Тухачевский. А трактора...Ну, как пример. Не более того.

Reply

_devol_ December 23 2007, 18:23:36 UTC
кстати, Игорь, вопрос - а чем там вообще на СТЗ занималось бюро по проектированию танков в 30-е годы? Ведь они даже сделали свои образцы, которые прошли ипытания.

Reply

fat_yankey December 24 2007, 05:55:49 UTC
По работе танкового проектного бюро СТЗ информации немного. Из того, что известно можно предположить, что перед нами один из примеров, известного также по другим заводам, феномена "своей машины". Т.е. попытки вместо полноценного освоения спущенного из центра образца, выдать свой. Дирекцию завода тут возможно питала надежда выйти в "головные предприятия", коллектив бюро - любовь к творческой работе (своё интереснее делать, чем подгонять по месту чужое) и надежда на Сталинскую премию. В танковой отрасли подобное можно было наблюдать на ГАЗе, где тоже работало своё танковое бюро. В авиационной области примеров больше. Есть даже примеры удачного внедрения "своей машины" (напр. МиГ-1).

Reply

dobryj_manjak December 23 2007, 03:17:54 UTC
Из того, что Тух. высосал из пальца коэффициенты перевода тракторов в танки, а автомобилей - в самолёты, вовсе никак не следует, что для производства танков НУЖНЫ тракторосторительные мощности.

А вот тут согласен. Практика показала, что подойдёт любое крупное предприятие, выпускающее сложную технику. Автомобили, паравозы, корабли, металлургическое оборудование и т.д. Не обязательно именно трактора.

Reply


Leave a comment

Up