ВЫПУСКИ №№:
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16 В России возросло число православных
3 июля. Доля православных в России выросла на 16% по сравнению с 1997 годом. Об этом свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение».
Результаты показали, что к православным себя причисляют 68% опрошенных, 6% россиян исповедуют ислам, 19% участников опроса не считают себя верующими и 1% причисляет себя к другим христианским конфессиям.
На вопрос «Как часто вы посещаете храм?» треть респондентов заявили, что практически никогда там не бывают, 24% опрошенных посещают храм один-два раза в год, и только 11% бывает в церкви каждый месяц.
По данным ФОМа, 61% тех, кто считает себя верующими, не причащается практически никогда, 14% причащается реже одного раза в год, и только 2% делают это раз в месяц и чаще.
Похожая тенденция наблюдается и с соблюдем постов. 79% опрошенных заявили, что практически не соблюдают постов, 11% соблюдают только Великий пост, а все посты соблюдает только 1%.
Большинство респондентов никогда не читало Евангелие: таких оказалось 58%. 22% заявили, что когда-то читали Евангелие, и лишь 2% читают эту книгу регулярно. 30% православных заявили, что вообще никогда не молятся, в то время как 40% россиян используют исключительно свои молитвы.
ЧИТАТЕ В ВЫПУСКЕ:
‑ МНОГО ПОЛЯКОВ ПРИНИМАЮТ СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ, НО МАЛО УЧАСТВУЕТ В МЕССЕ
‑ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ ОКАЗАЛСЯ ВТОРЫМ ПО "ПОПУЛЯРНОСТИ" РУССКИМ СВЯТЫМ
‑ 83,4% ЖИТЕЛЕЙ ТУРЦИИ ДЕРЖАТ ПОСТ
‑ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ БОЛЬШИНСТВО ВЕРУЮЩИХ ОДОБРЯЕТ ЛЕГАЛИЗАЦИЮ АКТИВНОЙ ЭВТАНАЗИИ
‑ УСТАРЕЛА ЛИ РЕЛИГИЯ?
‑ КОЛИЧЕСТВО ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ИСПАНИИ ВЫРОСЛО В ДВА РАЗА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ
‑ ИУДЕИ, КАТОЛИКИ И ЕВАНГЕЛИКИ ВЫЗЫВАЮТ НАИБОЛЬШУЮ СИМПАТИЮ У АМЕРИКАНЦЕВ
‑ ПРАВОСЛАВИЕ НЕОБХОДИМО РОССИИ?
‑ В ЛАТВИИ ДЕЙСТВУЮТ 1 179 ОБЩИН И ПРИХОДОВ
Много поляков принимают святое Причастие, но мало участвует в мессе
16 июля. В Польше много верующих принимает святое Причастие, но меньше участвует в мессе. К такому выводу пришли специалисты Института статистики Католической Церкви (ИСКЦ). Впервые показатель участия в воскресной мессе упал ниже 40%, что является результатом постоянной тенденции ухода поляков от религиозных практик.
Карта религиозности поляков разнообразна: от показателей выше среднего на юго-востоке страны, до ниже среднего на северо-западе. В целом, тенденция снижения религиозности характерна для всех регионов Польши.
Специалисты ИСКЦ считают, что кризис веры связан с личностным кризисом людей: «Мы должны обратить внимание на то, чтобы Евхаристия была центральным событием воскресного дня, но существует также проблема проживания всего дня в духе Евхаристии, проблема проведения свободного времени, и тут нам нужно задуматься, что можно предпринять в этом направлении».
Тем не менее, некоторые статистические данные имеют положительный характер. Так, например, в Польше и сегодня набольшее количество семинаристов в сравнении с любой другой страной Европы.
‑ 39,1% крещенных католиков ходят на мессу каждое воскресенье (в 1980-х гг. таких было 57%, в 1990-х - 50%).
‑ Только 42% от тех, кто посещает воскресную мессу, принимают Причастие (в 1980-х гг. этот показатель составлял 14%).
‑ С 2003 г. число поляков, которые посещают воскресную мессу, уменьшилось на два миллиона. Однако 2,1 млн поляков эмигрировали после того, как страна присоединилась к Европейскому Союзу в 2004 г., и многие из них по-прежнему ходят на мессу, но уже в других странах Западной Европы.
‑ Число епархиальных священников и священников из монашеских орденов в Польше продолжает увеличиваться, поскольку количество хиротоний опережает смертность среди духовенства. Польша теперь находится на 2 месте по количеству количеству епархиальных священников в Европе (после Италии) и на 3 по количеству священников-монахов (после Италии и Испании).
‑ Количество призваний в женских монашеских общинах уменьшилось, и численность женщин-монахинь в Польше снизилась на 284 в 2012 г.
Преподобный Сергий оказался вторым по "популярности" русским святым
18 июля. В этом году Русская Православная Церковь празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского.
По данным всероссийского опроса, проведенного службой "Среда", 6% россиян были в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Чаще всех посещают Лавру москвичи: каждый четвертый из них (25%) уже побывал в обители. Кроме того, чаще, чем в среднем, монастырь посещают жители ЦФО (16%), граждане с высшим образованием (12%), жители небольших городов с населением от 50 до 250 тыс. чел. (11%), россияне старше 60 лет (10%), граждане с наиболее высоким доходом (9%), а так же православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (8%). Реже всего добираются до Троице-Сергиевой Лавры рабочие, россияне со средним образованием и ниже, сельские жители, жители Сибирского ФО.
Тех, кто не был в Троице-Сергиевой лавре, но хотел бы там побывать, - 8%. Чаще других желание посетить обитель высказывают занимающие руководящие должности (16%), москвичи (15%), православные (как принадлежащие, так и не принадлежащие к Русской Православной Церкви - 13% и 14% соответственно), а также россияне с высшим образованием (12%). Помимо этого, значительно чаще, чем в среднем, о желании побывать в обители говорят россияне, готовые участвовать в гражданских инициативах (18%), а также те, кто участвует в делах благотворительности (12%). Реже всего о намерении посетить Лавру говорят сельские жители, жители Сибирского ФО, а также россияне, не верящие в Бога.
Служба "Среда" также попросила россиян назвать известных им православных святых, родившихся на русской земле (вопрос без подсказок, без вариантов ответа). На втором месте по итогам опроса оказался святой преподобный Сергий Радонежский, которого назвали 14% граждан.
Преподобный Сергий наиболее известен среди москвичей (29%), жителей ЦФО (23%), граждан старше 60 лет (21%) и россиян с высшим образованием (21%).
На первом месте по итогам опроса оказалась блаженная Матрона Московская, на третьем - преподобный Серафим Саровский.
В рамках опроса, недавно проведенного ВЦИОМ, респондентам было предложено ответить на закрытый вопрос «Вы лично знаете, слышали или сейчас впервые слышите о Сергии Радонежском?» с вариантами ответа.
При такой постановке вопроса имя преподобного Сергия оказалось знакомо 72% россиян. Из них 24% хорошо осведомлены о том, кто он такой, а 48% слышали о нем, но подробностей не знают.
83,4% жителей Турции держат пост
15 июля. Директорат по религиозным делам Турции, совместно со статистическим ведомством страны Turkstat провели социологическое исследование религиозной жизни страны.
Исследование показало, что 99,2% населения Турции - мусульмане. 77,5% из них принадлежит к ханафитскому мазхабу, 11,1% - к шафиитскому, 0,1% - к ханбалитскому, 0,03% - к маликитскому. 0,1% жителей страны назвали себя джафаритами, то есть шиитами-имамитами. 6,3% опрошенных не связали себя ни с каким мазхабом.
Что касается прочности веры, то 98,7% респондентов заявили, что «они не сомневаются и верят, что Аллах существует и Он - Единственный Бог». Всего лишь 0,8% ответили на этот вопрос фразами типа: «Я верю в Аллаха, но есть сомнения», «Я не могу быть уверенным, существует Аллах или нет», или даже «Я не верю в Аллаха».
96,5% респондентов согласились с утверждением «Все, что утверждается в Коране - истина и имеет непреходящую ценность». Процент тех, кто верит в воскресение после смерти и в судный день составляет 96,2%. 95,3% заявили, что верят в существование сверхъестественных существ - ангелов, джиннов и шайтанов.
Число тех, кто совершает пятикратный намаз составляет 42,5% населения страны, в то время, как 16,5% не молятся совсем. При этом регулярность совершения молитв увеличивается вместе с возрастом человека, а женщины молятся более регулярно, чем мужчины. В то же время отмечена обратная пропорция между уровнем образования и регулярным совершением молитвы. Если 69,3% неграмотных регулярно совершают намаз, то среди лиц с университетским образованием таких всего 27,4%. Что касается мотивации к совершению намаза, то 92,5% заявили, что они молятся без какой-либо мотивации, 55,4% молятся для благодарения Аллаха, 47,1% обращаются к молитве в ситуации, вызванной стрессом из-за тяжелого материального ил морального положения, а 43% молятся, потеряв близкого или любимого человека.
Число тех, кто держит пост в Рамадан столько, сколько позволяет им здоровье составляет 83,4% и только 2,5% опрошенных сообщили, что никогда не постились. Среди постящихся мужчин - 80,7%, женщин - 86%.
Как не парадоксально, среди турецких мусульман невысок процент совершивших хадж. Таковых всего 6,6%. 84,9% опрошенных тем не менее, желают совершить паломничество.
41,9% ‑ верующих могут читать Коран по арабски.
71,6% ‑ женщин носит хиджабы, 27,2% не соблюдает мусульманский дресс-код. В сельской местности «хиджабных» женщин 88,9%, в городах доля таковых снизилась до 65%.
Практически все опрошенные подтвердили, что первые религиозные знания они получили до 16-летнего возраста. 91,8% объявили, что первые знания по исламу получили от родителей, близких или местного имама, оставшаяся часть назвала в качестве источников исламских знаний ТВ, газеты, а также коранические курсы, организуемые религиозным ведомством страны.
87,1% опрошенных утверждают, что намерены воспитывать детей в исламской традиции.
В Великобритании большинство верующих одобряет легализацию активной эвтаназии
18 июля. В Великобритании большая часть католиков, англикан и иудеев высказались за введение эвтаназии. В ходе опроса, проведенного в преддверье дебатов в Палате лордов, выяснилось, что 3/4 англикан, 2/3 католиков и 70% иудеев одобряют легализацию активной эвтаназии. Мусульмане, баптисты и индуисты, напротив, отрицательно относятся к возможности легализовать эвтаназию. Хотя среди мусульман процент согласных также достаточно высок - 33%.
Ответственная за проведение исследования социолог Ланкастерского университета Линда Вудхед наиболее распространенной причиной принятия эвтаназии назвала возможность свободы выбора для каждого: «Каждый должен сам решать, как он хотел бы умереть». О «святости», неприкосновенности жизни, по словам социолога, вспомнило только небольшое число опрошенных.
Устарела ли религия?
20 июля. Институт общественного мнения Гэллапа сделал американцев невольными провозвестниками приближения смерти религии. Тысяче человек было предложено ответить на неоднозначный вопрос, считают ли они, что религия может решить все современные проблемы, или же в большей степени она стала старомодной и неактуальной.
Поразительно, но лишь 13% людей ограничились ответами «Воздержался» или «Другое». 57% респондентов заявили, что религия - это ответ практически на любой вопрос, и 30% сказали, что она «старомодна».
Подобный опрос ясно дает понять, что сомнения по поводу религии - и, наряду с этим, секуляризации - все это, несомненно, нарастающие тенденции. Около трети американцев считают, что религия «устарела», так что это должно, в свою очередь, означать, что вера медленно, но верно выходит из моды. Однако такое утверждение правдиво только в самом общем смысле: когда респондентов, участвующих в опросе исследовательского центра Pew в 2012 году, спросили, верят ли они в Бога или святого духа, 92% опрошенных ответили утвердительно, но с разной степенью определенности; 7% сказали «нет», и только 2% затруднились ответить.
Когда вопрос прозвучал иначе: «К какому вероисповеданию вы себя относите и вообще относите ли?», немногим более 2% людей назвали себя атеистами, 3% - агностиками, и почти 14% никак конкретно себя не охарактеризовали.
По данным опроса центра Pew 7% людей заявили, что не верят в Бога, но только 2% активно идентифицируют себя как атеисты.
Количество евангельских церквей в Испании выросло в два раза за последние 10 лет
20 июня. Церковь евангельских христиан в Испании значительно разрослась за последнее десятилетие. Если в 2004 в стране насчитывалось 979 евангельских церквей, зарегистрированных в Министерстве юстиции, то в 2014 их число составляет уже 2 103.
Как объяснил пресс-секретарь Союза евангельских религиозных организаций Испании (Ferede) Хорхе Фернандес, «этот импульс связан с иммиграцией, особенно из Латинской Америки».
Действительно, латиноамериканцы составляют основную группу иммигрантов в Испании, и их количество за последнее десятилетие выросло на 65,6%. Так, на июнь 2013 в стране проживало 1 494 284 резидента из Латинской Америки, в то время как в 2004 их число составляло 514 485, согласно данным Государственного департамента по вопросам иммиграции и эмиграции.
Протестанты же являются основным религиозным меньшинством в Испании: из 6125 культовых мест всех меньшинств, 3521, или 57%, являются евангельскими. За ними следуют мусульмане (21,36%); и Свидетели Иеговы (11%), согласно данным Обсерватории религиозного плюрализма в Испании, связанной с Министерством юстиции.
Точных данных о количестве проживающих в Испании евангеликов нет, известно лишь, что в 2004 их приблизительное число составляло 400000, по данным Ferede. «Но это примерные данные, основанные на количестве церквей в стране», - прокомментировал господин Фернандес.
Иудеи, католики и евангелики вызывают наибольшую симпатию у американцев
21 июля. Американский исследовательский центр Pew провел исследование относительно отношения американцев к различным религиям. Задачей исследования было выяснить, какие религии имеют наиболее позитивный имидж в глазах граждан США.
В результате исследования выяснилось, что с наибольшей симпатией американцы относятся к иудеям, католикам и евангельским христианам. Эти религиозные группы получили рейтинг приблизительно в 60 баллов по 100-балльной шкале (63 балла - евреи, 62 - католиков и 61 - евангелисты).
Буддисты, индуисты и мормоны набрали от 40 до 50 баллов. Мусульмане и атеисты нравятся американцам меньше, - они набрали соответственно 40 и 41 балл.
Исследователи отмечают, что такие результаты были ожидаемы, поскольку в поддержку той или иной группы часто высказываются сами представители этой группы и, во многом, результаты исследования соответствуют численному соотношению этих групп.
Католики и евангельские христиане тепло относятся друг к другу, говорится в пояснительной записке к результатам исследования. Евангельские христиане также позитивно относятся к иудеям, однако последние отнюдь не отвечают взаимностью, ставя христианами и атеистами довольно низкие рейтинги. Кроме того, очень холодные взаимоотношения между атеистами и евангельскими христианами, выставившими друг другу не более 20 баллов
Православие необходимо России?
28 июля. Чаще всех совершенно согласны с утверждением «Православие необходимо России» - православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви: 47% совершенно согласны среди православных и 31% по России в целом. Также чаще совершенно согласны жители ЦФО (43%), москвичи (41%) и жители городов-миллионников (40%). Наибольший процент совершенно не согласных - среди не верящих в Бога (9% среди не верящих и 3% в среднем по России).
Москвичи и жители миллионников по своим ответам не отличаются от остальных россиян. В городах с населением от 250 тыс. до 1 млн человек больше не согласных с тем, что православие необходимо России (12%), в селах, напротив, больше согласных (80%). Из всех Федеральных округов от среднестатистических ответов отличается лишь Центральный, где меньше сомневающихся (14%) и больше согласных с приведенным утверждением (78%).
Наконец, самые значимые отличия демонстрируют группы по вероисповеданию. Так, если в среднем по России приведенное высказывание отрицают 7% граждан, то в группе атеистов доля несогласных составляет целых 22%, еще 39% в чем-то согласны, а в чем-то нет. Среди православных граждан, как относящих себя к Русской Православной Церкви, так и не относящих доля несогласных составляет всего по 2%, а доля уверенных в необходимости православия - по 91% и 90% соответственно.
Интересно, что среди последователей ислама с утверждением "Православие необходимо России" не согласен всего 1%, 33% в чем-то согласны, в чем-то не согласны, а оставшиеся 65% согласны.
За последние два года процент россиян, согласных с тем, что «православие необходимо России», практически не изменился. В 2012 году доля согласных составила 73%, в 2014 - 74%.
В Латвии действуют 1 179 общин и приходов
1 августа. По информации Министерства юстиции Латвии, в 2013 году на территории страны действовали 1179 религиозных организаций, приходов и общин:
294 лютеранских общины, 289 католических, 134 православных, 68 староверческих, 97 баптистских, 52 пятидесятнических, 51 адвентистов Седьмого дня, 17 мусульманских, 11 иудаистских, 11 вайшнавских, 11 новоапостольских, 39 общин христиан веры евангельской, 19 общин церкви «Новое поколение», 4 буддистских, 10 языческих (диевтури), а также 36 общин "Свидетелей Иеговы".
Кроме того, в прошлом году в Латвии вели свою деятельность 10 приходов немецких лютеран, 3 общины евангельских последователей Мессии, 4 общины мормонов, 2 реформаторских общины, 18 общин евангельских христиан, 2 англиканских общины, 2 апостольских общины, 1 индуистская община, одна община «Христианской науки», 1 община христианского унитаризма, 1 приход древневосточной апостольской церкви и другие.
В 2013 году латвийские религиозные общины и приходы насчитывали 1 506 056 верующих, что на 110 438 человек меньше, чем в 2012.
В прошлом году лютеранские общины насчитывали 712 891 верующих, что на 2 000 меньше, чем годом ранее. В этом году впервые за последнее время представлены отчеты Римско-Католической Церкви Латвии, согласно которым на территории Латвии зарегистрировано 389 670 католиков.
В православных общинах и приходах в 2013 году насчитывалось 370 000 человек (в 2012 году столько же), в староверческих - 2 355. При этом в своем отчете Древлеправославная Поморская Церковь Латвии указала, что богослужения в храмах посещают 41 877 верующих (в прошлом году - 51 330 верующих). В 2013 году баптистские общины насчитывали в своих рядах 7 026 человек.