по следам одной публикации (личное)

Sep 01, 2019 08:02

Этим летом Интернет взорвала публикация плача выпускников элитных школ, что им скучно в вузе. Прочтение вызвало у меня множество размышлений, которые раньше не приходили в голову ( Read more... )

образование, филология, размышления по поводу, публицистика

Leave a comment

xgrbml September 1 2019, 05:23:54 UTC
Да, очень тяжелая проблема. Справедливости ради, она несколько в другом виде существовала и в советское время: программа вступительных экзаменов в вузы (здесь и далее я говорю о математике, но вряд ли с другими предметами было иначе) содержала больше материала, чем то, чему учили в обычной средней школе. Собственно, введение ЕГЭ как раз и должно было устранить этот разрыв. Но вместе с ЕГЭ сразу появились и средства его обойти: поступление по олимпиадам. В результате во многие сильные вузы поступить без олимпиадных успехов стало почти нереально, а к олимпиадным успехам прийти надежнее всего через элитные школы...

И как с этим быть, понятия не имею.

Reply

a_p September 5 2019, 15:40:24 UTC
Так делают во Франции на медицинских факультетах: на первый курс записываются более-менее все желающие (с дипломом о среднем образовании), на второй переводится не больше некоторого, заранее известного, количества (по результатам экзаменов). Получается 10-12%. Проблемы неравенства это, впрочем не решает: вовсю работают (частные и платные) подготовительные курсы, натаскивающие на сдачу экзаменов.

Reply

rayskiy_sergei September 5 2019, 16:25:04 UTC
Грустно. И не знаю, совсем не представляю, как решить проблему.

Reply

asper September 5 2019, 17:26:43 UTC
Зачем кого-то отсеивать? Нет никаких проблем организовать всеобщее бесплатное или дешёвое высшее образование для всех желающих - достаточно похерить всю эту систему с лекциями-преподавателями-студентами в одном помещении и дать людям возможность учиться заочно-дистанционно, по учебникам и видеозаписям.

Контроль живыми людьми можно оставить для экзаменов - вживую или по скайпу, не сдавшим с первого раза - пересдачу за деньги.

Понятно что например врачей конечно так не подготовишь - нужна практика с живыми наставниками, анатомичка с трупами и т.п., но филологов с математиками, программистов с философами, экономистов с социологами и прочая, прочая - никаких проблем.

Reply

rayskiy_sergei September 5 2019, 18:02:11 UTC
Я не готов оценивать имеющиеся возможности, о которых Вы говорите, т.к. не изучал эту сферу.

Reply

ext_4091418 September 1 2019, 21:46:45 UTC
Я согласен что олимпиадам от этого станет лучше. Но они же стали превращаться в замаскированные вступительные не от хорошей жизни, а потому что ЕГЭ на верхней части спектра отсеивает "не тех". Я из интереса в этом году смотрел обсуждения в нескольких YouTube-каналах, где люди выкладывали ссылки на работы по математике с вопросами "почему здесь сняли балл", и причины были вперемешку - непонимание разницы между необходимым и достаточным условием, отсутствие в решении тригонометрического круга, не влияющий на ответ ляп при исследовании ОДЗ, отсутствие явно сконструированного примера (при записанной логике того как этот пример можно было бы построить)... И это без учёта тривиальных ошибок в первой части из-за спешки.
А Калина выступает, действительно, много с чем, и почти всегда это замаскированное "никаких денег на эту проблему тратить не надо, достаточно пары указов".

Reply

rayskiy_sergei September 2 2019, 02:54:19 UTC
Да, ЕГЭ оценивают отвратительно. С литературой дело обстоит куда хуже, чем с математикой.

Reply

a_konst September 4 2019, 13:36:50 UTC
Даже если бы ЕГЭ оценивали идеально - невозможно сделать один экзамен на всю страну, дающий хорошее расслоение в верхней части спектра, причем хорошее для всех ВУЗов сразу.

Reply

vishniakov September 4 2019, 13:41:58 UTC
А зачем оно там?

Reply

a_konst September 4 2019, 13:50:25 UTC
Совершенно незачем, согласен.
ЕГЭ как единственный вступительный - исключительно уродская конструкция, поэтому использование хоть чего-то еще, что ВУЗы могут сами выбирать, неизбежно, и ничего лучше олимпиад для этой цели сейчас, увы, нет.
Если бы вузам разрешили хотя бы один профильный экзамен проводить самим, а ЕГЭ использовать просто как базовый фильтр минимально образованных - было бы все гораздо лучше.
Но это ж подрывает главную идею борцов с коррупцией, которые тут же с пеной у рта кинутся рассказывать, какие кормушки были раньше в приемных комиссиях вузов, а вот теперь их, падл таких, заставили наконец учить тех, кого положено.

Reply

vishniakov September 4 2019, 14:13:11 UTC
У меня нет уверенности, что это пресловутое "расслоение внутри верхней части спектра" реально существует и при повторных экзаменах любой природы будет уверенно сортировать абитуриентов в том же порядке.

То есть реальной проблемы "а вот он мог бы стать великим биологом, а из-за одного балла ЕГЭ пошел в заборостроительный" нет.
Либо таки извернется и все равно вернется в биологи, либо станет великим заборостроителем.

Да, влияние опечаток, ошибок, неадекватная оценка ответов ЕГЭ - это проблема и с ней бы и надо бороться.
Вступительные экзамены в ВУЗ, которые я помню, к таким вещам были также чудовищно чувствительны.

Reply

a_konst September 4 2019, 14:24:52 UTC
"Гарантию может дать только госстрах ( ... )

Reply

vishniakov September 4 2019, 14:51:04 UTC
// ну хотя бы разницу способностей на порядок можно определить надежно ( ... )

Reply

a_konst September 4 2019, 13:52:54 UTC
А, или вы про расслоение спрашивали, зачем оно?
Чтобы выбрать тех, кого имеет смысл учить.
Тех, кому имеет смысл учиться на биофаке, на порядки меньше, чем тех, у кого по биологии пятерка. (или даже >90 баллов ЕГЭ).

Reply

vishniakov September 4 2019, 14:05:20 UTC
Так по идее человек сам знает, что он на биофаке хочет учится. Исходя из более-менее здравой оценки своих возможностей, склонностей, интересов. Исходя из факторов, которые экзаменатор вообще не знает - ну вот то же расстояние от дома.
А высокий бал ЕГЭ - способ отобрать среди всех желающих тех, на кого хватит ограниченного ресурса (учебных мест) по критерию хотя бы слегка коррелирующего со способностью дальше обучаться...

Reply

a_konst September 4 2019, 14:27:35 UTC
Отбирать только по ЕГЭ было бы возможно, но только при условиях:
1) отмены всеобщего обязательного призыва в армию
2) гибкое финансирование ВУЗов, когда зарплата и вообще количество ставок не зависят от того, сколько студентов выгнали.

Тогда схема "на первый курс берем 100 человек, в среднем выпускается каждый год около 20-30, но флуктуации бывают запросто от 90 в удачный год до 5 в особо неудачный".
И чтоб на первой же сессии можно было выгнать хоть 70. Или хоть все 100, если все тупые оказались.

При этих условиях можно провести планку, условно, "на 5 баллов ЕГЭ ниже", на всякий случай, чтобы отобрать из этих +50 человек еще десяток перспективных.

Но эти условия фантастичны, поэтому практичнее делать другой фильтр, по которому, чтобы набрать те же примерно 30 будущих выпускников, достаточно на вход набрать 50, а не 100 человек.

Reply


Leave a comment

Up