по следам одной публикации (личное)

Sep 01, 2019 08:02

Этим летом Интернет взорвала публикация плача выпускников элитных школ, что им скучно в вузе. Прочтение вызвало у меня множество размышлений, которые раньше не приходили в голову ( Read more... )

образование, филология, размышления по поводу, публицистика

Leave a comment

a_konst September 4 2019, 14:24:52 UTC
"Гарантию может дать только госстрах" :)
Судя по всему, что я видел, расслоение существует, более-менее объективно (ну хотя бы разницу способностей на порядок можно определить надежно), но при этом эти распределения разные и некоррелирующие между собой для разных, пусть даже близких, направлений - скажем, мало смысла на физику или программирование или кораблестроение, скажем, фильтровать тем же фильтром, как на математику. Но экзамен по математике там тоже нужен, конечно.

> То есть реальной проблемы "а вот он мог бы стать великим биологом, а из-за одного балла ЕГЭ пошел в заборостроительный" нет.

А вот этого мы не знаем, и хоть каких-то способов это узнать у нас нет.
Но по косвенным данным я уверен, что проблема есть.
Например, мой (увы, уже покойный) научный руководитель В.П.Хавин - был математик с мировым именем (в своей области), экстра класса.
Но судя по тому, что он сам рассказывал о своем поступлении на мат-мех - то никакой особенной тяги (до начала учебы на первом курсе) он не чувствовал, и если бы силой обстоятельств попал на другой факультет, математиком бы не стал.
Сколько таких людей не становятся теми, кем могли бы?
Можно верить, что исчезающе мало, но мне не верится.

Вступительные экзамены в приличных местах были чувствительны к ошибкам и случайностям, но тем не менее их формальный результат гораздо лучше коррелировал с субъективным ощущением "способностей". Школьная оценка и балл за ЕГЭ не коррелируют практически никак.

Reply

vishniakov September 4 2019, 14:51:04 UTC
// ну хотя бы разницу способностей на порядок можно определить надежно //

Так такую разницу не только ЕГЭ определеяет, но и сам абитуриент чувствует. Он сам не ошибется, что ему более мило - кораблестроение или математика.

// Например, мой (увы, уже покойный) научный руководитель В.П.Хавин - был математик с мировым именем (в своей области), экстра класса.
Но судя по тому, что он сам рассказывал о своем поступлении на мат-мех - то никакой особенной тяги (до начала учебы на первом курсе) он не чувствовал, и если бы силой обстоятельств попал на другой факультет, математиком бы не стал.
Сколько таких людей не становятся теми, кем могли бы? //

Так это да, но только это не проблема. Не стал бы математиком, стал бы кем нибудь еще. И может быть даже и больших успехов достиг. Но может и меньших. Но не знал бы чего потрел. Как и не знал этого и став математиком.
Но это вот реально - как карта ляжет. Не угадать и не определить.
Страшно, когда человек и сам хочет стать кем-то, и способности - ну не хуже чем у остальных желающих, а возможности нет. Вот это проблема.

// Вступительные экзамены в приличных местах были чувствительны к ошибкам и случайностям, но тем не менее их формальный результат гораздо лучше коррелировал с субъективным ощущением "способностей". //

Я в МАИ учился, то конечно место не приличное. И "со способностями" в МАИ то ли не шли, то ли учебный процесс был так построен, чтобы отличить кого-то "со способностями" от кого-то без оных было ну совершенно невозможно...
Было у нас на курсе из ста человек то ли трое, то ли пятеро, которые разбирались функциональном анализе и вообще от него всячески фанатели, это да.
Но такой процент чудовищно низок.
Остальные тянули лямку сцепив зубы. Насколько я знаю, известности не достиг ни один ни в какой области.

Reply


Leave a comment

Up