Поскольку сегодня все поздравляют и будут поздравлять друг друга с Днём всех влюблённых, попробуем задуматься над вопросом: а кто такие, собственно, влюблённые? Современная культура даёт на этот вопрос следующие ответы: "это же очевидно"; "когда любовь приходит, все сами всё понимают"; "но вообще-то надо отличать любовь от влюблённости" (как,
(
Read more... )
Спасибо. Пойду искать стену, об которую себя убить...
*уходит, напевая:
"Предводитель бердичевской "Памяти"
Заметался в ужаснейшей панике,
Обнаружив, что он -
Гирш Саулыч Вульфсон,
В чем покаялся прямо на паперти..."*
Reply
Reply
Reply
Можно создавать разные понятия для описания одних и тех же объектов. Так сказать, описывать их на разных языках. Простейший пример: вещественные числа - это один и тот же объект, но определять их можно по-разному (сечения Дедекинда, пределы последовательностей Коши. - теперь Вы ещё и смешиваете понятие с определением. "Планета" - понятие, "небесное тело, вращающееся вокруг звезды" - определение. И да, таких определений может быть много. Планету можно определить и как "небесное тело недостаточной массы, чтобы излучать самостоятельно". Но понятие ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Он явно утверждает объективное существование тех понятий и теорем, которые составляют продукт работы математика.
Тезис "не открываем, а придумываем" хотя бы логически допускает полное отрицание объективного существования идей. При этом, конечно, сама придуманная математика становится лишь набором удачных комбинаций символов, которые мы хитроумно классифицируем.
Reply
Нет. Потому что в придуманной нами системе тоже можно открывать. Причем то, что там открывается, будет объективным и не зависящим от нашей воли... в пределах тех свойств, которые мы положили в основу нашего придуманного мира.
Леший с ней, с математикой - давайте возьмем более очевидный случай: шахматы. Вся эта игра придумана людьми, ничего абсолютно объективного в ней нет. Но эндшпиль "король против короля" объективно ничейный при любом расположении обеих фигур и даже при любой игре обеих сторон. Объективен - в том смысле, что ни за какое число ходов ни одна сторона не может добиться победы, не нарушая правил игры. Которые сами заданы достаточно произвольно. И если правила изменить, победа может стать возможной.
Ну и теперь давайте посмотрим на решение любой шахматной задачи или анализ позиции. Шахматист, занимающийся тем или другим, именно что не придумывает, а открывает возможности и запреты, объективно ( ... )
Reply
Reply
Reply
Мне кажется, есть. Если физический мир каузально замкнут, т. е. нематериальные сущности не могут влиять на физические явления - то что вообще в таком случае может означать утверждение, что идея первична? Утверждение, что такой-материальный объект или феномен является отражением такой-то идеи равносильно утверждению, что эта идея влияет на него (иначе это будет не "отражение", а случайное сходство). Но если идея влияет - значит, нематериальная сущность способна влиять на физические явления, и материальный мир каузально не замкнут.
где нам процессы кажутся похожими, и отражающими одну и ту же идею, это так и есть на самом деле.Ну вот, допустим, факт из школьного учебника: механические колебания (грузика на пружинке) очень похожи на колебания электрического заряда в контуре с емкостью и индуктивностью. Или на колебания концентраций в реакции Белоусова. Наверно, можно сказать, что все эти процессы - отражения одной и той же идеи "система с инерцией и отрицательной обратной ( ... )
Reply
В любом случае это уже полезный и интересный обмен мыслями, спасибо.
Reply
Reply
А вот то, что латентный платонизм очень сильно мешает научному мышлению, я согласна (вера в то, что существует идеальная мышь, выражающая свойство мышности). Но причины этого явления разобраны, имхо, в Вашей книге, и в конечном итоге обусловлены устройством нашего мозга. Теория сверхстимула вполне себе объясняет нашу склонность к платонизму.
Reply
Leave a comment