тематическое: из истории любви

Feb 14, 2019 16:11

Поскольку сегодня все поздравляют и будут поздравлять друг друга с Днём всех влюблённых, попробуем задуматься над вопросом: а кто такие, собственно, влюблённые? Современная культура даёт на этот вопрос следующие ответы: "это же очевидно"; "когда любовь приходит, все сами всё понимают"; "но вообще-то надо отличать любовь от влюблённости" (как, ( Read more... )

филология, Ренессанс, философия, история эмоций

Leave a comment

bbzhukov February 14 2019, 17:33:17 UTC
Вот так почитаешь умный пост по истории эмоций и литературы - и внезапно осознаешь, что ты - скрытый неоплатоник. Кошшшмарр!!! При моем отношении к Платону и платонизму - это примерно как воинствующему гомофобу, вроде депутата Милонова, ощутить в себе латентную гомосексуальность. Причем не то что "ощутить пробуждение", а осознать, что ты всегда таким был - по крайней мере, с подросткового возраста.

Спасибо. Пойду искать стену, об которую себя убить...

*уходит, напевая:
"Предводитель бердичевской "Памяти"
Заметался в ужаснейшей панике,
Обнаружив, что он -
Гирш Саулыч Вульфсон,
В чем покаялся прямо на паперти..."*

Reply

steblya_kam February 20 2019, 08:43:45 UTC
Видимо, в этом и путаница: в математике объект и есть понятие.

Reply

cmt96 February 20 2019, 09:57:14 UTC
В чём тогда путаница? В этой ветке я только про математику и говорил. PS: в математике понятие (man-made) и объект (часть природы) - это сходные вещи, но есть и различие. Можно создавать разные понятия для описания одних и тех же объектов. Так сказать, описывать их на разных языках. Простейший пример: вещественные числа - это один и тот же объект, но определять их можно по-разному (сечения Дедекинда, пределы последовательностей Коши..).

Reply

steblya_kam February 21 2019, 08:19:34 UTC
Путаница как раз в том, что ни числа, ни треугольники не являются частью природы. Это понятия. С точки зрения естественных наук, объект - то, что наблюдаемо эмпирически. В астрономии Марс, Венера и Юпитер - объекты, а "планета" - понятие. Числа мы не можем наблюдать эмпирически, а только абстрагировать. Треугольник можно нарисовать, и тогда он будет наблюдаемым объектом, но 1500 нарисованных одинаковых треугольников с точки зрения естественных наук - разные объекты, а не один (одно - понятие).
Можно создавать разные понятия для описания одних и тех же объектов. Так сказать, описывать их на разных языках. Простейший пример: вещественные числа - это один и тот же объект, но определять их можно по-разному (сечения Дедекинда, пределы последовательностей Коши. - теперь Вы ещё и смешиваете понятие с определением. "Планета" - понятие, "небесное тело, вращающееся вокруг звезды" - определение. И да, таких определений может быть много. Планету можно определить и как "небесное тело недостаточной массы, чтобы излучать самостоятельно". Но понятие ( ... )

Reply

cmt96 February 21 2019, 10:16:49 UTC
Одним словом, ни вы, ни я - не математик; так что нас обоих следует признать некомпетентными в обсуждаемом вопросе (треугольники, числа; объекты, понятия и определения в математике; место математических объектов в природе). А разговор между некомпетентными людьми имеет смысл только при наличии стремления к кооперации. Какового нет, так что действительно остаётся только одно - его свернуть.

Reply

steblya_kam February 22 2019, 07:59:58 UTC
Простите :-) я думала, что Вы - математик и рассуждаете с позиции своей компетенции.

Reply

cmt96 February 22 2019, 08:32:16 UTC
Первокурсник - это ещё не математик. О более глубоких вопросах у меня могут быть только догадки. И чужие мнения, искажённые призмой своего восприятия.

Reply

steblya_kam February 22 2019, 08:35:20 UTC
Окей :-) заценила Вашу скромность.

Reply

a_konst February 19 2019, 13:22:30 UTC
По-моему, тезис "открываем, а не придумываем", совершенно идеалистичен по самой своей сути, в любом понимании идеализма.
Он явно утверждает объективное существование тех понятий и теорем, которые составляют продукт работы математика.

Тезис "не открываем, а придумываем" хотя бы логически допускает полное отрицание объективного существования идей. При этом, конечно, сама придуманная математика становится лишь набором удачных комбинаций символов, которые мы хитроумно классифицируем.

Reply

bbzhukov February 19 2019, 17:45:13 UTC
По-моему, тезис "открываем, а не придумываем", совершенно идеалистичен по самой своей сути, в любом понимании идеализма.
Нет. Потому что в придуманной нами системе тоже можно открывать. Причем то, что там открывается, будет объективным и не зависящим от нашей воли... в пределах тех свойств, которые мы положили в основу нашего придуманного мира.

Леший с ней, с математикой - давайте возьмем более очевидный случай: шахматы. Вся эта игра придумана людьми, ничего абсолютно объективного в ней нет. Но эндшпиль "король против короля" объективно ничейный при любом расположении обеих фигур и даже при любой игре обеих сторон. Объективен - в том смысле, что ни за какое число ходов ни одна сторона не может добиться победы, не нарушая правил игры. Которые сами заданы достаточно произвольно. И если правила изменить, победа может стать возможной.

Ну и теперь давайте посмотрим на решение любой шахматной задачи или анализ позиции. Шахматист, занимающийся тем или другим, именно что не придумывает, а открывает возможности и запреты, объективно ( ... )

Reply

cmt96 February 20 2019, 10:05:25 UTC
По-моему, вы не замечаете одной простой вещи. Можно говорить об объектах именно так - что мы их придумываем. Можно. Шахматная аналогия тогда кстати. Но можно и по-другому. Другое описание - как следствие, другие ожидания к жизни (математической). Ваш собеседник говорит: никакого придумывания нет. Вы говорите: нет, есть. Что это как не риторический тупик? "И придумываем, и открываем" и "не придумываем, а открываем" - это совсем разные тезисы.

Reply

a_konst February 19 2019, 13:18:53 UTC
Почитал я определения м. и и., которые нынче даются в словарях - мутны они, по большей части, и половину определения каждого из понятий составляет противопоставление антониму. Но кое-что вычитал, и смутно вспомнил ( ... )

Reply

bbzhukov February 19 2019, 17:07:15 UTC
По-моему, в таком виде формального противоречия как раз нет
Мне кажется, есть. Если физический мир каузально замкнут, т. е. нематериальные сущности не могут влиять на физические явления - то что вообще в таком случае может означать утверждение, что идея первична? Утверждение, что такой-материальный объект или феномен является отражением такой-то идеи равносильно утверждению, что эта идея влияет на него (иначе это будет не "отражение", а случайное сходство). Но если идея влияет - значит, нематериальная сущность способна влиять на физические явления, и материальный мир каузально не замкнут.

где нам процессы кажутся похожими, и отражающими одну и ту же идею, это так и есть на самом деле.Ну вот, допустим, факт из школьного учебника: механические колебания (грузика на пружинке) очень похожи на колебания электрического заряда в контуре с емкостью и индуктивностью. Или на колебания концентраций в реакции Белоусова. Наверно, можно сказать, что все эти процессы - отражения одной и той же идеи "система с инерцией и отрицательной обратной ( ... )

Reply

a_konst February 19 2019, 17:19:50 UTC
Разговор становится уже настолько сложным, что продолжать его "между делом", да еще будучи ограниченным объемом комментария, кажется профанацией.
В любом случае это уже полезный и интересный обмен мыслями, спасибо.

Reply

bbzhukov February 19 2019, 18:23:42 UTC
Хорошо, давайте прекратим. Я тоже не чувствую себя достаточно компетентным в этих вопросах, да и дела есть более неотложные.

Reply

steblya_kam February 16 2019, 08:58:37 UTC
Дорогой Борис Борисович, Вы как раз подняли важную и нужную проблему, только Вы смешали два разных вопроса. Идеи в платонизме - это не "идеи", возникшие в чьих-то головах, к пропаганде чьих-то взглядов они никакого отношения не имеют. Платоновские идеи, на самом-то деле они не идеи в нашем понимании ("мысли"), а эйдосы - "формы", первообразы, производными от которых являются вещи. Эйдосы существуют сами по себе где-то на небесах, их никто не выдумывал и не пропагандировал.
А вот то, что латентный платонизм очень сильно мешает научному мышлению, я согласна (вера в то, что существует идеальная мышь, выражающая свойство мышности). Но причины этого явления разобраны, имхо, в Вашей книге, и в конечном итоге обусловлены устройством нашего мозга. Теория сверхстимула вполне себе объясняет нашу склонность к платонизму.

Reply


Leave a comment

Up