Каким должен был стать центр Зеленограда. Проекты 1969 года

Jun 20, 2017 00:36



Музей Зеленограда недавно опубликовал один из выпусков журнала «Архитектура СССР» за 1969 год, значительная часть которого была посвящена новому городу-спутнику Москвы, едва открывшему тогда второй десяток лет своей истории. Найдя, наконец, время внимательно прочитать журнал и рассмотреть приведенные на его страницах чертежи и эскизы, спешу поделиться своми открытиями о проектах, которые задумывались для Зеленограда, но не были реализованы или были реализованы частично. Немного спойлеров: на Центральной площади должен был стоять памятник Ленину, на место ледового дворца «Орбита» планировался спортивный комплекс с пирамидой, а еще у нас должны были построить Дом юстиции и здание техникума в виде трилистника...

Разумеется, не буду перепечатывать всю зеленоградскую часть журнала - желающие могут скачать ее в формате PDF по ссылке - позволю себе в качестве преамбулы процитировать только один фрагмент из вступительной статьи главного архитектора Зеленограда Игоря Покровского: «Сейчас, когда жилищное строительство города на 80 тысяч жителей подходит к завершению и в городе уже живет и работает 70 тысяч человек, главной проблемой [архитектурной] мастерской наряду с разработкой генплана дальнейшего развития города стала разработка индивидуальных проектов общегородского центра, Центрального проспекта и ряда основных общественных зданий. В завершении города, придании ему функциональной и эстетической полноты, создании индивидуального облика, роль этих сооружений исключительно важна. [...] Есть все возможности в конечном итоге создать город, достойно отражающий время, в которое мы живем и работаем. В этом решающую роль должны сыграть в сочетании с выстроенными жилыми районами те индивидуальные комплексы зданий, над которыми сейчас работает мастерская».




Рассказ об архитектурных решениях города логично начинается со схемы его планировки. На цифры не заморачивайтесь (или читайте легенду) - к номерам микрорайонов они отношения не имеют. На схеме все, в принципе, узнаваемо. Из дорог не хватает только улиц районного значения: Летчика Полагушина, Березовой, Яблоневой, Каштановой аллей. Зато прочерчена линия прямой дороги между 4-м и 12-м микрорайонами. Построена она так и не была (сейчас там, как и в 50 лет назад, лес), но прошла через все версии Генплана города и остается там до сих пор - правда, с крайне неопределенным сроком строительства - «после 2035 года».
Покровский вообще предполагал в перспективе развивать центр города в западном направлении (то есть в сторону нынешних 11-го и 12-го микрорайонов), включив в его систему еще одну площадь районного масштаба, подобную уже созданной площади Юности. Как мы знаем, пространство перед торговым домом «Ольга», конечно, стало локальным местом притяжения, но как таковой площади там создано не было и в систему городского центра оно не вошло, оставшись отрезано от него лесопарком.
Еще из любопытного на схеме - несколько линий, обозначающих улицы, за железной дорогой, на территории «нового города», который был присоединен к Зеленограду только во второй половине 80-х. Ну, будем считать, что эта справочная информация. Впрочем, любопытно, что уже на этой схеме, получается, была обозначена и Крюковская эстакада, построенная в 90-х, и эстакада в районе платформы Малино (с выходом к Южной промзоне и обходом ее с восточной стороны), которой нет до сих пор.




Основная часть первых жилых микрорайонов (с 1-го по 7-й) к 1969 году была уже построена, поэтому архитекторы сосредоточились на решениях, связанных с оформлением городского центра. На первый взгляд может показаться, что все задуманное им удалось реализовать, но, если приглядеться (картинка, кстати, кликабельна), то это не совсем так.




Во-первых, Центральный проспект. В промежутках между длинными девятиэтажками, идущими со стороны 3-го микрорайона предполагалось строить общественные здания: выставочный зал, дворец бракосочетаний и т.д. В итоге ничего из этого построено не было, а единственное появившееся там здание, было возведено уже в 2000-е и принадлежит издательскому дому «БиНО» (на первом этаже там сейчас располагается кафе Garden). Ну, а один из разрывов между жилыми вообще «съела» Яблоневая аллея.
Теперь присмотритесь к пространству между домом «Флейта» и Центральной площадью. На картинке через Савелкинский проезд перекинуто аж шесть пешеходных мостов, имеющих выход на крышу торгового центра, в котором располагается универмаг. Это не открытие - макеты такого решения можно было увидеть еще в одном из выпусков киножурнала «Строительство и архитектура» за 1968 год. Приведу здесь пару скриншотов.





Пространство перед «Флейтой» задумывалось как «зеленая эспланада, протянувшаяся вдоль фонового жилого дома» и служившая верхней террасой Центральной площади, но в итоге из шести (или пяти - см. картинку ниже) пешеходных мостов построили лишь два, причем два правых, так что реально это пространство оказалось от площади совершенно оторвано.
Подобными мостами задумывалось соединить Центральную площадь также с 4-м и 6-м микрорайонами. Надземные пешеходные переходы там в итоге появились, но только в последнюю пятилетку и построенные, конечно, по совершенно другим проектам. Эти переходы, скорее, разбивают пешеходное пространство на разные части, а не соединяют его, как было бы в случае реализации изначального проекта.
В остальном на Центральной площади все получилось более или менее так, как задумывалось изначально: префектура (горсовет), высотка бизнес-центра (гостиницы), торговый центр, ДК. Исключения два. Первое - на месте нынешнего торгового центра «Савелки» должно было быть гораздо более приземленное здание Дома связи (с почтой, телеграфом и т.д.), служившее, по сути, продолжением здания универмага. Второе - перед префектурой предполагалось поставить трибуну для выступления на демонстрациях и памятник Ленину. Памятник на картинках не прорисован (как известно, в итоге он появился, с противоположной стороны пруда, у Научного центра, но до наших дней не сохранился), а вот трибуна отчетливо видна на эскизе, приведенном выше.
Центральная часть парка Победы вроде бы вполне соответствует задуманному виду. Обращу внимание только на круглое строение на воде, которое, видимо, задумывалось как лодочная станция. В итоге станция была построена в другой части пруда и в гораздо более скромном виде.




А вот в западной и восточной частях парка предполагалось создание спортивных объектов. В западной части - там, где сейчас стоит недостроенный аквапарк, планировалось возвести стадион с трибунами на 12 тысяч человек и устроить два тренировочных футбольных поля. Я уже рассказывал вам об этой задумке по следам посещения Музея Зеленограда, в коллекции которого есть макет, иллюстрирующий данный проект.



Тем, кому интересно пофантазировать на тему, как еще могло бы выглядеть это место, советую посмотреть проект его реновации, подготовленный несколько лет назад студенткой МАРХИ из Зеленограда. Картинки там футуристические!
А вот - фото макета городского центра в том виде, в котором его задумывала команда Покровского, из листаемого нами журнала «Архитектура СССР».



В восточной части парка предполагалось создать вторую часть городского спортивного комплекса, в состав которой должны были входить многозальный спортивный корпус в виде пирамиды (большой зал имел бы трибуны на 800 человек), открытая площадка размером 36 на 72 метра с триунами на 1500 человек (зимой она служила бы для фигуристов и хоккеистов, а в другое время - для представителей летних видов спорта), крытый легкоатлетический манеж (его летом, наоборот, предполагалось использовать как искусственный каток), закрытый (длиной 25 метров) и открытый (длиной 50 метров и с трибунами на 500 мест) бассейны, а также несколько открытых спортивных площадок и легкоатлетическое ядро. С учетом рельефа местности построить весь комплекс предполагалось на едином стилобате (то есть фактически, он был бы объединен в одно здание), верх которого представлял бы собой площадь с выходом к трибунам, расположенным амфитеатром к основным спортивным аренам.



Ниже приведен подробный план комплекса, но, по-моему, порядок цифр в его легенде сбит. Для тех, кто хочет лучше сориентиоваться на местности, скажу, что пирамида многозального корпуса (номер 6 на приведенной ниже схеме) должна была располагаться практически ровно на месте современного ледового дворца «Орбита».




Как известно, проект городского спортивного комплекса не был реализован. От слова «совсем». Правда, в итоге в восточной его части в последние 15-20 лет все-таки сложился спортивный кластер. Там есть и ледовый дворец, и бассейн, и регбийный стадион, и различные площадки и спортивные залы - но все они возведены в виде отдельных сооружений и не образуют единого архитектурного ансамбля. Позволю себе подтвердить свои слова фотографией с крыши бизнес-центра, сделанной в 2013 году: на переднем плане - здание ДК, а на заднем - сложившийся в наше время спортивный кластер.



Кстати, до начала застройки в конце 60-х годов центр Зеленограда выглядел так (фото из того же журнала - кликабельно).




А вот более-менее общий вид современного состояния дел (фото AirDrones - кликабельно).




Не буду останавливаться на проектах уже практически построенной к моменту выхода журнала площади Юности и Московского института электронной техники, который, насколько могу судить, был реализован в точности в том виде, в котором был представлен на страницах «Архитектуры СССР». Давайте лучше посмотрим на Дом юстиции, который предполагалось возвести «на относительно изолированной территоррии в непосредственной близости от городского общественного центра». Где именно - не написано. «Ограниченность участка существующими подземными коммуникациями и лесом определила вертикальное объемно-пространственное решение здания с минимальной площадью застройки», говорится в описании.
В Доме юстиции предполагалось разместить суд, прокуратуру, милицию, военкомат, а также нотариальную контору и юрисконсульта. В итоге построен он не был, и все эти организации существуют обособленно. Окружное УВД расположилось в здании школьного типа на улице Гоголя, отдельные здания для суда и военкомата построили только в 2000-е годы, а прокуратуре несколько лет назад выделили первый этаж жилой новостройки.



Еще один нереализованный проект - здание техникума. Где его собирались возвести, из журнала также непонятно (может быть, рядом с МИЭТом?). Известно только, что участок имел площадь 6 гектаров и был с трех сторон окружен лесным массивом. Природные условия продиктовали живописное архитектурно планировочное решение проекта - основное здание учебно-лабораторного комплекса имело форму трилистника. С ним соединялись переходами отдельно стоящие здания столовой, актового зала, спортивного и производственного корпусов. Хоть этот проект и не был реализован, мне кажется, некоторые его нотки угадываются в архитектуре наших знаменитых зданий-клюшек в Южной промзоне.



И, наконец, монумент «Штыки» на Ленинградском шоссе. Отсутствие у Зеленограда материализованной в архитектуре длинной истории его проектировщики планировали нивелировать созданием монументов, связанных с событиями Великой Отечественной войны, происходивших в этих местах еще до основания города. В журнале, в частности говорится о планах соорудить в Зеленограде мемориальное здание в память героической обороны столицы (к сожалению, без конкретики) и устроить мемориальный парк, в состав которого вошли бы сохранившиеся реликвии войны и, в частности, командный пункт генерала Панфилова. Ну, тут вкралась явная ошибка, так как Панфилов погиб еще до того, как его дивизия отступила в наши края и начала вести бои в районе Крюково (кому интересно, почитайте, кстати, пост о событиях декабря 41-го на месте нынешнего Зеленограда). Возможно имелись в виду места, связанные с боевым путем 354-й стрелковой дивизии, - за зданием Дворца культуры, фактически в парке 40-летия Победы, как раз установлен памятный камень на месте их командно-наблюдательного пункта.
Впрочем, вернемся к «Штыкам». Сам монумент был в итоге создан практически в том же виде, в котором он представлен на данном эскизе, но я хотел бы обратить внимание не на него, а на спроектированную архитекторами развязку Ленинградского и Льяловского шоссе и Панфиловского проспекта.



Такое же решение было представлено и в упоминавшемся выше выпуске архитектурного киножурнала. В действительности же там несколько десятков лет просуществовал четырехсторонний перекресток, регулируемый светофором (в 2012 году на нем, правда, появился чуть ли не первый в России интеллектуальный светофор, но ни один светофор не может быть лучше развязки). И только в прошлом году открылась долгожданная развязка, построенная уже по совершенно другому проекту.



Спасибо Музею Зеленограда за то, что поделился любопытными материалами из своих архивов. Надеюсь, не в последний раз.

Если вам было интересно, советую посмотреть также следующие мои посты:
Город-спутник у станции Крюково. Экспозиция об истории Зеленограда в городском музее
Зеленоград с высоты птичьего полета. Центр города с крыши самого высокого здания
Паря над Зеленоградом. Город с квадрокоптера AirDrones
Как мог бы выглядеть центр Зеленограда. Футуристический проект студентки МАРХИ
Что сулит нам новый Генплан Зеленограда (схема линии метро прилагается)

Мои страницы в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram
Страница в Instagram «Журналист из Зеленограда»
Инфопортал Зеленограда - новости города и окрестностей

#Зеленоград #архитектура #архитектура_СССР #советская_архитектура

#Зеленоград, #архитектура_СССР, ЗЕЛЕНОГРАД, #архитектура, МОСКВА, ИСТОРИЯ, #советская_архитектура, АРХИТЕКТУРА

Previous post Next post
Up