Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод
Продолжаю рассказ о поездке по горонозаводскому Уралу в июле этого года под эгидой
Мемориального дома-музея Н.Г.Славянова в компании коллег из ДНР и Беларуси.
Проснувшись утром четвертого дня на базе отдыха "Зеленый Ветер" мы, не дожидаясь когда в кране появится вода, отправились умываться на Усьву
Наскоро позавтракав и простившись с гостеприимными хозяевами, делаем несколько кадров поселка на выезде и движемся в Чусовой
В Чусовом мы в очередной раз побывали в офисе ЧМЗ. Убедились, что разрешения из Москвы на наше посещение предприятия получены, но не выполнены какие-то внутренние формальности. Быстро переигрываем, вынося ЧМЗ на последний день нашего путешествия и едем в Лысьву. Термометр на офисе ЧМЗ показывал 34 градуса...
В Лысьве мы ткнулись в закрытые двери краеведческого музея/ Понедельник день тяжелый и музеи не работают. Решив никого не беспокоить, припарковавшись у особняка Шувалова, "забили стрелку" принимающей нас на Кынзаводе стороне. Пока позволяло время - расползлись по ближайшим окрестностям пофотографировать.
Главная развязка города. На нее попадаешь проехав по плотине заводского пруда. Все хотел узнать, что за гостиница расположена рядом с усадьбой графа Шувалова, но не случилось. На дальнем плане Восстановленный Свято-Троицкий собор, памятник графу П. П.Шувалову и желтенькое здание краеведческого музея.
Свято-Троицкий собор
Особняк усадьбы Шувалова. Мы детально осмотрели его со всех сторон, но нам даже в голову не пришло, что внутри уже открыта часть экспозиции. Ее мне
удалось посмотреть пару недель спустя.
Лысьвенский металлургический завод основан в 1785 году. Первоначально специализировался на выпуске кровельного железа и прочего листового проката. В годы войны завод был единственным производителем стальных шлемов в СССР, а сейчас единственный производитель электрически оцинковнного проката и проката с полимерным покрытием на его основе. Отдельным подразделением ЛМЗ является Лысьвенский завод эмалированной посуды.
Благополучно решив вопросы проживания в Кынзаводе, мы отправились в Парк советского периода. В Лысьве собрана уникальная коллекция городской скульптуры времен СССР. Скульптуры размещены в небольшом сквере в окружении зданий постройки 50-х годов прошлого века.
В этом микрорайоне сохранилась аутентичная квартальная застройка без посторонних вкраплений. Однако, как заметил Владимир, уже звенят тревожные звоночки...
На этом здании появилась доска с объвлением о расселении. Что это сказать трудно. Или ожидается капитальный ремонт дома или его снос. Здание признано аварийным и переселение его жильцов по программе развития ЖКХ ожидается не позднее декабря 2016 года.
Пока мы крутились вокруг Парка советского периода к нам подошел местный житель и спросил - не помочь ли нам чем-нибудь. Тут мы обсуждаем выезд из Лысьвы по направлению к Кынзаводу
А в этот момент нас снимают...
Дорога на Кынзавод что-то около 100 км. Где-то треть - асфальт, потом грейдер, на смену которого приходят две бетонные колеи. Это самый противный участок дороги, т.к. хочется ехать по плитам, но в поворотах, если зазеваться, колеса машины могут соскачить, а плиты выступают из грунта достаточно высоко...
Въезжаем на станцию Кын
Железнодорожная станция Кын направления Калино-Кузино-Бердяуш. Станция Кын имела ранее статус участковой, существовало оборотное паровозное (позже - тепловозное) депо (в настоящее время не действует). Сегодня часть путей демонтирована из-за малого объёма маневровой работы. Работа станции сводится к пропуску немногочисленных выводных составов (сквозного грузового движения нет с 1990-х годов) и нескольких пригородных поездов в сутки.
ИсточникСохранилось недавно отремонтированное здание вокзала раскрашенное в веселенькие цвета.
В 2010 году организацией Белое дело на станционном здании закреплена доска в память погибшим в боях за станцию Кын в 1918-1919 годах солдатам и офицерам Сибирской армии и Чехословацкого корпуса
Железнодорожный мост неподалеку от станции Кын. Нам под него
Наконец достигаем села Кын, оно же Кынзавод, и заселяемся
в охотничий домик на берегу Чусовой
Наскоро перекусив отправляемся на берег реки, чтобы окунутся в ее холодные воды и остыть от изнуряющей жары. Местные жители по преждему широко используют деревянные лодки. Напротив этого места на противоположному берегу расположена небольшая песчаная отмель на которой купаются детишки. Деревянные лодки снуют туда-сюда как речные трамвайчики, перевозя детей через реку.
Отец учит сына плавать, ныряя с ним с головой под воду. Мы тоже вспомнили о наших навыках и переплыли Чусовую туда и обратно. Маленько устали с непривычки. Интересно, что Владимир еще на Широковском водохранилище никак не мог понять, что за странная здесь вода такая. Потом дошло - не соленая ;-)
Фото Снежаны Карпович
Сложенная из мегалитических глыб пристань Кынзавода, единственная из сохранившихся пристаней Великого железного пути по Чусовой. Пока мы купались и фотографировали, два тела на переднем плане создавали непередаваемый местный колорит. Выходя из забытья тела жаждали общения, вяло шевелились, цепляя невнятным бормотанием проходящих мимо, но местные на них не обращали внимания.
В конечном итоге одно тело уплозло наверх и застыло в позе эмбриона на пороге ближайшего дома
А это чудеса местной рекламы. Сразу чувствуется, что Кынзавод лежит на пересечении туристических трафиков. Причем воротами в поселок является Чусовая. В этой точке у забора нашей базы начинаются или заканчиваются все маршруты сплава по Чусовой. Иногда, как в былые времена, здесь останавливаются, проходящие транзитом большие туритические караваны, обеспечивающие кэшем ближайший магазин.
А вот и один из магазинов. Их всего два в этой части села. Не отказали себе в удовольствии - зашли за мороженным и отправились осматривать остатки завода и прочие достопримечательности
Свято-Троицкий храм. Построен в 1864 года на средства графа С.Г.Строганова. Закрыт в 1937 году
Кыновской железоделательный завод был построен в 1760-х годах Н.Г.Строгановым и закрыт в 1911 году по причине нерентабельности производства, проигрывая конкурентную борьбу заводам Южной Украины, использующим на тот период время комбинировнаный способ получения металла (доменный процесс с мартеновской варкой стали) и каменный уголь вместо древесного в качестве топлива. В поздний период завод специализировался на выпуске кровельного железа. В настоящий момент это наиболее сохранившийся комплекс уральского завода 18-19 веков в Пермском крае.
Вид на место расположения бывшего Кыновского железоделательного завода с плотины пруда.
У каждого здания архитектурного ансамбля завода установлены информационные таблички. Да, практически у каждого объекта, будь то целое здание или руина, можно получить данные о его назначении и истории! Это здорово, только вот некоторые таблички повреждены вандалами, а в некоторых сооружениях завода прячутся от жары чьи-то коровки
Переходим реку Кынок на левый берег по современному мосту
Плотина заводского пруда двано разрушена, а пруд спущен
По всей видимости, сейчас на территории завода расположено какое-то производство кыновского леспромхоза
Часть старинной пилорамы (?) у входа на базу Леспромхоза. А вот что делает за ней пограничный столб я не понял. Таблички здесь напрочь отсутствуют и можно только гадать как о назначении предприятия. так и о назначении этого агрегата. Спросить было не у кого.
Карабкаемся на гору, формирующую левый борт долины реки Кынок
Земляника - она такая вкусная, когда ешь на ходу
Вид на второй мост через реку Кынок и его устье
Открывающиеся с высоты панорамы Кынзавода
Еще один вид на Свято-Троицкий собор
Излучина Чусовой у Кынзавода
Общий вид на бывший заводской пруд и верхнюю часть завода
Хорош землянику жрать - туда смотри!
Местная высокогорная саванна
Спускаемся с горы к Чусовой. Памятный знак в честь "железных караванов". На постаменте закреплен символ реки Чусовой - железный лот, выполняющий роль тормоза при сплаве барок с продукцией уральских заводов
Вечереет, на базе нас встречают настоящие беларуские собаки. Их специально привезли сюда для разведени и охоты.
Продолжение следует
Другие репортажи по этой поездке:
1.
День первый: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск
http://starcom68.livejournal.com/1812465.html2.
День второй: Горнозаводск- Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск
http://starcom68.livejournal.com/1815933.html3.
День третий: Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва
http://starcom68.livejournal.com/1817355.html4.
День четвертый: Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод
http://starcom68.livejournal.com/1819912.html5.
День пятый: Кынзавод и Чусовая
http://starcom68.livejournal.com/1824872.html6.
День шестой: Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь
http://starcom68.livejournal.com/1827107.html