Горнозаводск - Кусье-Александровский - Губаха - Широковский - Юбилейный - Усьва
В этот день наша экспедиция музея Н.Г. Славянова существенно поменяла свои планы. Выехав солнечным воскресным утром из Горнозаводска в Кусье-Александровский к обеду мы поняли, что ехать второй раз в Пашию с минимальным шансом попасть на завод не правильно. А следующий раунд переговоров по посещению ЧМЗ наступал только в понедельник. Исходя из этого мы приняли решение мотануться на Широковскую ГЭС (показать этот памятник индустриального строительства в годы войны коллегам) и заночевать в одном уютном месте в Усьве.
Но обо всем по порядку.
До Кусье-Александровского поселка ведет довольно сносная асфальтированная дорога и мы быстро преодолели ее.
Кусье-Александровский чугунолитейный завод и поселение при нём были основаны Строгановыми на месте впадения маленькой речки Кусьи в реку Койву (приток Чусовой) в 1751 году. Первая часть названия дана по р. Кусья, вторая - по имени основателя завода, промышленника Александра Григорьевича Строганова (1698-1754 гг.). Причиной послужили открытия многочисленных мелких месторождений бурого железняка на реке Чусовой (Чизменский, Четырёхбратский и другие рудники).
Сейчас в поселке, расположенном в живописном месте проживает около 2 тысяч человек.
Пейзажи здесь разные
Вид на поселок с левого берега реки Койвы
Свой второй, но очень короткий взлёт посёлок пережил в 1940-50-х годах, когда в его окрестностях были разведаны многочисленные россыпные месторождения алмазов, алмазы были найдены и в самом посёлке, в Ершовском логу.
В начале 1940-х гг. трестом «Уралзолото» создан Теплогорский алмазный прииск (первый алмазный прииск в истории страны), преобразованный 2 сентября 1946 г. в «Уральское управление по добыче алмазов» («Уралалмаз»), которое находилось здесь до марта 1967 г. До 1947 г. в поселке существовала Уральская алмазная экспедиция, разделенная затем на Владимирскую и Петровскую экспедиции (в Кусье-Александровском с 1951 по 1953 г. работала партия № 6 Владимирской экспедиции). Драгой была перепахана долина Койвы. В 1954 году, в Якутии было найдено коренное месторождение алмазов. В результате поиски алмазных месторождений на Урале были свёрнуты, а прииск «Уралалмаз» был переведён в Красновишерский район, на более богатые россыпи, оставив на память дражные отвалы, карьеры и стены обогатительных фабрик.
Кусье-Александровская алмазная обогатительная фабрика заслуживает отдельного рассказа. Добраться до нее на машине после дождя не так то просто. Живописные руины на склоне горы напоминают какой-то средневековый замок.
Вид с левого берега реки Койва на старую часть поселка. На склоне холма видны многочисленные террасы, подсыпанные из отходов металлургического производства. Само место бывшего завода осталось справа за кадром. На холме возвышается церковь Казанской иконы Божьей матери 1843 года постройки
У подвесного моста через Койву
Еще одно фото моста и местная килька на переднем плане. Это для кошек или вялится под пиво?
Самый короткий путь чтобы попасть в левобережную часть поселка
Пока мои коллеги фотографировали мост я услышал какое-то странное пение. Псалмы? Нет - народные песни из далекого прошлого. По улице прогуливалась бабушка и напевала то, что сейчас можно услышать только в довоенных фильмах или на старых пластинках. Тут во мне взыграл несостоявшийся этнограф и я решил попробовать что-то записать на видео. Но бабушка отказалась петь на камеру, сославшись на плохое здоровье. Вот когда выздоровею - тогда и приезжайте. Пожелав ей здоровья, я вернулся к коллегам.
Фото Снежаны Карпович
Плотина в устье реки Кусьи. Речку перегородили в 50-х годах чтобы благодаря подпору воды перетащить алмазодобывающую драгу выше по течению. Для этого разрушили и плотину старого завода.
Владимир поленился вылезать из машины
По левому берегу Кусьи доехали до бывшего Кусье-Александровского завода. От него остались буквально рожки да ножки. На фото видна разрушенная для прохождения драги заводская плотина и место завода, сейчас занятое деревообрабатывающим цехом. За деревом прячется церковь. Через Кусью в этом месте перекинут очередной подвесной мост, легковые машины идут в объезд, а грузовики переезжают реку в брод. После дождя и помня известную поговорку, я не рискнул соваться в брод и мне пришлось объехать в круговую.
Завод занимался исключительно получением чугуна, который для переделки на сталь, отправлялся по Чусовой и Каме на Юго-Камский завод. Когда в 1785 году построили Лысьвенский завод, то чугун начали отправлять на него - сначала по Койве на барках, а потом гужевым транспортом по Кусьинскому тракту.
В конце 18 в. предприятие перешло во владение наследников Строгановых - князей Голицыных и Шаховских (от Шаховских - к князьям Бутеро-Родали). Частью завода до 1886 года владели князья Голицыны.
На завод руда поступала преимущественно с Куртымского рудника. Руда - бурый (лимонит) и красный (гематит, гидрогематит) железняки. Среднее содержание по Куртымскому руднику - 44 %.
В начале XX века завод пережил небольшую реконструкцию, но уральскую промышленность охватил глубокий кризис, а тут ещё и революция с гражданской войной. В 1919 году, уже порядком разрушенный, завод навсегда останавливается. Некоторые рудники (тот же Куртымский) протянули до 1930-х годов, но потом закрылись и они.
Источник.Вот так выглядело это место в 1900 году.
Источник фото.Сохранились только исторические домики на заднем плане и, местами, кладка подпорных стенок террас, на которых располагался завод.
Вид на подпорные стенки с другого ракурса. С ними надо разбираться подробнее, к какому строению они принадлежали.
Тут наши пути разошлись. Владимир отправился обследовать завод, а мы - перегонять машину на другой берег в объезд и осматривать исторические здания этой части поселка
UPD видов Кусье-Александровского завода из экспозиции Лысвенского краеведческого музея
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в прошлом, ныне Троицы Живоначальной. Храм постепенно восстанавливается. Так как я был одет не по форме, то вовнутрь не заходил.
От западного фасада храма открывается еще один вид на поселок
Воcточный фасад храма в Кусье-Александровском
Встретились на вершине холма и обсуждаем увиденное. Жара. С погодой нам тогда повезло. За всю неделю только две грозы и температура за 30 градусов. А потом лето закончилось...
Фото Снежаны Карпович
Про Кусье-Александровский будет еще не один репортаж, а пока мы садимся в машину и отправляемся в Губаху
Посещение стандартного туристического аттрактора - скал на горе Крестовой над Губахой. В прошлый раз мы тут были с коллегами в мерзкий моросящий дождь и туман. Города не было видно, а сегодня он выглядывает на заднем плане.
Эта надпись на скале конечно хулиганство, но кого-то видимо допекло...
Губахинский Коксохим. В 1936 г. пущена первая очередь крупнейшего в стране и первого на Урале предприятия по производству кокса - Губахинского коксохимзавода. Говорят, при заводе есть музей, который стоит посетить. Но не в этот раз.
Закладываем приличный крюк по трассе на Соликамск, сворачиваем на поселок Широковский и едем в обратном направлении.
Нас встречает бессменный часовой здешних мест - деревянная водонапорная башня. Который раз собираюсь напроситься осмотреть ее изнутри, но все не хватает времени.
Широковская ГЭС.
Про нее как-нибудь будет отдельный репортаж, а пока немного истории.
Строительство Широковской ГЭС было начато в 1942 году и велось в годы Великой Отечественной войны преимущественно силами заключённых ГУЛага и представителями депортированных народов (немцами и калмыками). Одна из трёх гидроэлектростанций в Пермском крае, принадлежит ОАО «Волжская ТГК».
Конструктивно Широковская ГЭС представляет собой средненапорную плотинную гидроэлектростанцию с русловым зданием ГЭС (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). Сооружения гидроэлектростанции имеют II класс капитальности и включают в себя каменно-набросную плотину, водосливную бетонную плотину, здание ГЭС, левобережную сопрягающую плотину, ОРУ-110 кВ. Установленная мощность электростанции на 1 января 2014 года составляет 28 МВт (по российским стандартам станция классифицируется как малая ГЭС), среднегодовая выработка электроэнергии - 99,4 млн кВт·ч.
В начале Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано большое количество промышленных предприятий. Они остро нуждались в электроэнергии. Одним из путей решения проблемы энергоснабжения виделось использование гидроэнергетических ресурсов региона, в связи с чем уже в 1941 году Гидропроект начал изучение рек Урала с целью выявления возможности строительства гидроэлектростанций. К осени 1942 года была подготовлена программа строительства на Урале одиннадцати средних и малых ГЭС общей мощностью 100 МВт, с вводом их в действие в 1943 году. Эта программа встретила возражения академика Б. В. Веденеева, который настаивал на нецелесообразности строительства этих ГЭС вследствие более высоких удельных капитальных затрат по сравнению с расширением существовавших тепловых станций. В то же время, по мнению Госплана СССР, строительство малых и средних ГЭС на Урале представлялось целесообразным по ряду причин, среди которых назывались дефицит топлива в регионе, меньшие (по сравнению с тепловыми станциями) затраты дефицитных материалов на строительство ГЭС, меньшие эксплуатационные затраты ГЭС. В итоге точка зрения Госплана возобладала.
5 ноября 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны СССР № 2484-с «О строительстве средних и малых гидростанций первой очереди на реках Урала», санкционировавшее возведение пятнадцати малых и трёх средних ГЭС в Уральском регионе с вводом их в работу в конце 1943 года. В числе средних ГЭС было запланировано возведение Широковской ГЭС мощностью 24 МВт. Строительство ГЭС возлагалось на НКВД, в качестве их основного оборудования предполагалось использовать гидроагрегаты, эвакуированные с гидроэлектростанций Ленинградской области и Карелии (так, на Широковской ГЭС планировалось смонтировать гидроагрегат с Лесогорской ГЭС).
Проектированием Широковской ГЭС занялся входивший в то время в состав НКВД институт «Гидропроект», коллектив проектировщиков возглавил Н. В. Разин. Строительство станции началось в конце 1942 года с подготовительных работ - возведения железнодорожной ветки, строительной базы, карьеров для добычи песка и гравия, организации временного энергоснабжения стройплощадки. Станция строилась силами заключённых, мобилизованных немцев Поволжья, а с 1944 года - также калмыков, отозванных с фронта после принятия решения о депортации калмыцкого народа. Все они размещались в организованном 27 ноября 1942 года Широковском исправительно-трудовом лагере, численность заключённых в котором доходила до 7,7 тысячи человек.
С января 1943 года началось строительство основных сооружений станции, которое велось преимущественно вручную. Из-за нехватки рабочей силы, техники и материалов, плохой организации труда строительство станции затянулось, сроки сдачи её в эксплуатацию неоднократно переносились. Проект станции, разработанный Гидропроектом, неоднократно перерабатывался. Осенью 1943 года было решено отказаться от берегового водосброса и заменить его на русловую водосливную плотину, что в 3 раза снижало трудоёмкость работ. Весной 1944 года отказались от монтажа турбины Лесогорской ГЭС (уже доставленный на площадку строительства агрегат был реэвакуирован в Ленинградскую область) в пользу двух новых агрегатов, одновременно было решено увеличить высоту плотины.
В 1944 году на правом берегу было подготовлено основание плотины под кладку камня, началась укладка камня в основание плотины, верховую и низовую перемычки. Укладывался бетон в левобережную плотину, было закончено бетонирование зуба плотины. Началась лесоочистка зоны затопления и перенос из ложа водохранилища населённых пунктов. По состоянию на 1 февраля 1946 года, готовность здания ГЭС составляла 47,7 %, водосброса 70,8 %, плотины 45,8 %. В конце 1946 года была смонтирована спиральная камера первой турбины. В июне 1947 года готовность здания ГЭС возросла до 78 %, водосброса до 88 %, плотины до 95 %, левобережного сопряжения до 86 %. Весной 1947 года было начато заполнение водохранилища, первый гидроагрегат Широковской ГЭС был пущен в декабре 1947 года, второй - 29 апреля 1948 года. В постоянную эксплуатацию станция была принята 16 июня 1949 года. Сметная стоимость строительства Широковской ГЭС в ценах 1936 года составила 118,9 млн рублей. В ходе эксплуатации Широковская ГЭС была неоднократно модернизирована.
Источник. Деревянный автомобильный мост чуть ниже плотины Широковской ГЭС. За последний год он был существенно отремонтирован - установлены промежуточные быки
Помню, как год назад я с трудом пробирался по нему на Ниве, а сейчас грузовики почти летают. Правда, подозреваю, что с полной нагрузкой они идут в брод, чтобы сохранить ресурс моста
Далее нам предстояло возвращаться в Усьву. Я решил попробовать сделать это другим путем, проехав по грунтовке из Широковского в Юбилейный.
Этот путь и короче и интереснее. Недавно (?) здесь проложили газопровод. Цвет грунта на осыпи дородной выемки свидетельствует о насыщенности его различными минералами
Почти покинутый жителями шахтерский поселок Юбилейный. Про него я так и не сделал репортаж, побывав там за прошлый год два раза. На этих фото видно, что за год облик поселка существенно изменился - идет активная разборка покинутых жителями домов.
А вот это замечательный памятник ИСУ-152 с которым нынче вышла курьезная история. Про него я уже писал
здесь.
За прошедший год пространство вокруг памятника изменилось. Первоначально я подумал, что появившийся рядом на месте брошенных бетонных колец памятный знак связан с Юбилеем Победы. А нет! Оказывается он был установлен в прошлом августе ко Дню шахтера.
Рядом с горкой виднеются новые цветные лавочки, расставленные в хаотичном порядке. А вот деревья зачем-то спилили, оставив безобразные обрубки
Пока Владимир осматривал ИСУ-152, мы скучали у машины. Заглянув в рубку, он сделал несколько кадров. В нутрянке я был, да и Володе не шибко интересно. Знаем мы, что можно ожидать внутри таких машин на пьедестале. Тут Снежана и говорит, что тоже хочет посмотреть что внутри "танка". Пришлось и мне туда карабкаться вновь.
Танковый люк дело опасное - можно и пальцы отрубить на раз-два. Этот - в полностью рабочем состоянии.
Внутри рубки. И тут пришла очередь посмеяться над собой. Каждый мало-мальски опытный человек, общающийся с бронетехникой, знает, что маховички привода горизонтального и вертикального наведения обычно бывают заварены. Дважды до этого побывав в самоходке я лишь один раз попробовал легонько стронуть их с места, чтобы убедиться, что это бесполезно. Но у неофитов свои подходы и под нежной женской рукой тело орудия вдруг пришло в движение и стало медленно подниматься вверх...
Но это еще не все.
Заглянул я за защитный щиток на рабочее место затворного и моему удивлению не было предела - на месте затвор! Заглянул я за защитный щиток на рабочее место затворного и моему удивлению не было предела - на месте затвор!
И что характерно во вполне рабочем состоянии!
Фото Владимира Андреева. Слева, как я понял, бак для горючего
Мне кажется, что памятник так смотрится хоть и менее хищно, но более победно
Возвращаемся в Усьву, безжалостно проскакивая местные аттракторы ввиде Каменного города и прочих вкусностей постапокалиптической жизни заброшенных поселков бывшего Кизеловского угольного бассейна. Володю они не очень впечатляют, у него дома все гораздо хуже - война.
Шахта Усьва-3 была заложена на правом берегу реки Усьва в 1957 году. И по сей день над поселком возвышаются руины углесортировочной фабрики и местами виднеются терриконы отвалов пустой породы
Время искать ночлег...
Он планировался в
"Шале Легенда", где мы с коллегами останавливались в прошлом году. Заехав в гостиницу как к старым знакомым я был слегка разочарован. Руководство гостиницы не пошло нам на встречу, а бюджет экспедиции не позволял оплатить полную стоимость номера. Печалька... Что делать? Ехать опять в Чусовой и ночевать не пойми где? И тут я вспомнил, что коллега по ЖЖ
klyaksina когда-то советовала турбазу "Зеленый ветер", что на фоне шале вызвало тогда у меня нездоровый скептицизм. Но делать нечего - едем в
"Зеленый ветер".
И это был правильный выбор. Вместо пафосного люкса мы получили душевный уют у камина, замечательно собеседника и возможность разгадывать квесты в лабиринтах гостевого домика. Всем советую.
Репортаж о базе тут. За кружкой чая в душевной компании закончился третий день экспедиции "Индустриальное наследие Урала - 2015" Мемориального музея Н.Г.Славянова
Продолжение следует
Другие репортажи по этой поездке:
1.
День первый: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск
http://starcom68.livejournal.com/1812465.html2.
День второй: Горнозаводск- Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск
http://starcom68.livejournal.com/1815933.html3.
День третий: Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва
http://starcom68.livejournal.com/1817355.html4.
День четвертый: Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод
http://starcom68.livejournal.com/1819912.html5.
День пятый: Кынзавод и Чусовая
http://starcom68.livejournal.com/1824872.html6.
День шестой: Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь
http://starcom68.livejournal.com/1827107.html