Большая Садовая улица. Часть 9.

Mar 27, 2019 13:56

            Большая Садовая улица. Часть 9. (Усадьба Кологривова П.А. Начало).
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.

Нечетная сторона.

Два сталинских дома и гостиницу "Пекин", стоящих сейчас на нечетной стороне Б. Садовой улицы, знают не только москвичи, но и многие гости столицы, но начну я свой рассказ не с них. Сначала мы поговорим, о постройках, стоявших тут прежде.
       Художник Кончаловский П.П. "Пейзаж с луной. Большая Садовая улица". 1930-е годы.


   В начале XIX века угловой участок по нечетной стороне современной Большой Садовой улицы (д.1 и часть д. 3) и улицы Красина (д.2 - 14), расположенный тогда за Земляным Валом, назывался "Сельскохозяйственным подворьем" огромного владения П.А. Кологривова. Его усадьбу окружало цыганское предместье.
    Современная улица Красина, тянется от Садового кольца к Тишинской площади. За долгие годы своего существования, она сменила немало названий, в старину она именовалась Старой Живодеркой, Ст. Живодерным переулком и проездом. Москвовед Сытин П.В. писал - "В старину она носила мрачное имя Живодерка; полагают, что на ней была живодерня - место, где снимали шкуру с забитых животных. Однако у многих поколений название ассоциировалось с дурной славой этой трущобной улицы, где не редкостью были поножовщина, грабежи, убийства". Улица имела дурную славу более века. В 1880-х годах писатель С. Подъячев писал - "С Живодерки... в те времена грязной, вонючей, узкой, плохо освещенной, часто неслись по ночам отчаянные вопли: "Ка-а-раул! Гра-а-бют", а писатель П. Д. Боборыкин в 1899 году отмечал - "Живодерка с Грузинами - это уездный городок с мещанским пошибом. По вечерам в переулках с деревянными домишками и заборами так глухо, что каждому проезжающему и пешеходу становится жутко".
    В 1891 году городская дума присвоила Живодерке имя умершего московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова, но новое название не прижилось и не изменило характера и дурной славы улицы.
    После революции, в 1918 году улица была вновь переименована, теперь - в честь лидера австрийских социал-демократов Фридриха Адлера, а с 1931 г. стала наз. ул. Красина, в честь видного большевика-революционера, партийного и государственного деятеля Красина Л.Б.

Усадьба Кологривова, ее жители и гости.

Теперь о Кологривове П.А., его семье и усадьбе.
   Предположительно дом на фото ниже, это и есть бывший дом Кологривовых на углу улиц  Б.Садовой и Живодерки.
     Большая Садовая ул. Фото 1905 г.


Сразу отмечу, что несмотря на то, что о его семье и родне много всего понаписано, однако, ошибок просто немерено, перепутаны разные Кологривовы и их дома, описание одного и того же события происходит в трех разных местах и т.д. По мере сил постараюсь исправить разнотения и явные ошибки.
Петр Александрович Кологривов (4.04.1771 - 9.12.1851 гг.) - кавалер и полковник, происходил из дворянского рода Кологривовых, он был единственным сыном полковника, действительного статского советника и правителя Рязанского наместничества Александра  Михайловича Кологривова и княгини Варвары Алексеевны, ур.  кн. Козловской.
    Петр Александрович получил домашнее образование ("по российски писать и читать умеет, знает математику и французский язык"), и в 1786 г. в возрасте 15 лет поступил на военную службу. Дослужился до чина полковника. Последнее место службы Кирасирский полк кн. Ромодановского. В 1800 г. вышел в отставку, после чего поселился в своем доме в Москве, на Живодерке.
                                                                           Кологривов Петр Александрович
                                                                  

Вскоре он без памяти влюбился в немолодую вдову с шестью детьми (!), которая к тому же была еще и старше него почти на десять лет, - княгиню Прасковью Юрьевну Гагарину, ур. кн. Трубецкую  - одну из самых интересных и ярких женщин той эпохи. Вскоре они обвенчались, в каком году это произошло, неизвестно, но к 1805 г. они уже были знакомы, а может быть и повенчаны.
     Что же это была за женщина и каким образом Петру Александровичу удалось завоевать ее, человеку малозаметному, о котором Вигель Ф.Ф. писал -  "... надобно было иметь необыкновенную привлекательность, чтобы в утробе этого человека расшевелить нечто нежное, пламенное. Дотоле и после ничего подобного нельзя было в нем найти. В душе его, в уме, равно как и в теле, все было аляповато и неотесано. Я не знавал человека более его лишенного чувства, называемого такт: он без намерения делал грубости, шутил обидно и говорил невпопад",  об этом стоит сказать особо.
    Прасковья Юрьевна Гагарина, ур. Трубецкая (1762 - 24 апреля 1846 гг.) была женщиной удивительной, красивой умной, дерзкой, смелой. артистичной (год ее смерти 1848, указанный в Википедии - ошибка)
                                                         Княгиня Гагарина Прасковья Юрьевна, ур. Трубецкая.
                                                                  

Ее отцом был действительный тайный советник, князь Юрий Никитич Трубецкой, а матерью Дарья Александровна, ур. Румянцева, родная сестра фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.
    Прасковья Юрьевна окончила в 1782 г Смольный институт. Через какое то время вышла замуж за княза Гагарина Федора Сергеевича, супруги любили друг друга и в браке у них родилось шестеро детей - два мальчика и четыре девочки. При жизни первого супруга, по положению и богатству, Прасковья Юрьевна принадлежала к высшему кругу петербургского общества; в молодости она бывала при дворе императрицы Екатерины и пользовалась там общим уважением.
                                                       Худ. Лампи Старший, И.Б. Кн. Гагарин Федор Сергеевич.
                                                                  

Во время русско-турецкой войны  кн. Прасковья Юрьевна не раз приезжала к горячо любимому мужу в Яссы, служившего под началом Потемкина-Таврического Г.А. Здесь, в Яссах, 6 сентября 1790 г. она родила третьего своего ребенка - старшую дочь Веру Федоровну, будущую княгиню Вяземскую, к этому времени в семье Гагариных уже было 2 сына Федор и Василий Федоровичи Гагарины (о них ниже).
    Тут же она прославилась тем, что дала звонкую пощёчину светлейшему князю Г. А. Потёмкину. Е.А. Сабанеева в своих воспоминаниях пишет -" Однажды... Потемкин сидел в обществе на вечере подле княгини Прасковьи Юрьевны; в разговоре с нею осмелился сказать молодой и прекрасной княгине Гагариной какую-то двусмысленность. Не долго думая, княгиня подняла руку и дала ему очень громкую пощечину. Это тогда наделало много шуму при дворе ". Этот поступок поразил всех, но Потемкину её смелость понравилась, княгиня была прощена. Фельдмаршал в знак примирения подарил ей изящную бонбоньерку с надписью "Храм дружбы".
    Впоследствии княгиня сопровождала мужа в Польшу, где её муж был убит во время Варшавского восстания в апреле 1794 г.
                                                   Художник Юлиуш Коссак. Варшавское восстание.
                         

Сабанеева Е.А. пишет - "Княгиня Прасковья Юрьевна удивила в то время своим мужеством; весть, что супруг ее убит, достигла до нее ночью; не медля ни минуты, княгиня, взяв с собой несколько солдат с фонарями, отправилась на место кровавой драмы и отыскала труп князя между убитыми. В эту минуту ее арестовали, и она так же, как и многие другие русские дамы в то время, находилась несколько дней под стражей и в заключении" (стоит уточнить - не несколько дней, а около полугода, в это время она была беременна). Сам король Станислав-Август, чтобы спасти княгиню с детьми от голодной смерти, делился с ней, отпускаемым ему раз в сутки, хлебом. Свое положение Прасковья Юрьевна Гагарина переносила героически. Освободил узников А.В. Суворов, взявший штурмом Прагу (предместье Варшавы) 24 октября 1794 г.
    В Википедии пишут - "В плену она родила своего последнего ребенка - дочь Софью Федоровну" (1794 -1855). Это неверно - Софья родилась 22 декабря 1794 г.
    До этого кн. Прасковья Юрьевна родила еще двух дочерей Надежду Федоровну (1792 - 1883)  и Любовь Федоровну (1793 - 1862).
    После гибели мужа она поселилась в Москве. Вигель писал - "Долго (по факту получается не долго, см. ниже) отвергала она всякие утешения, в серьге носила землю с могилы мужа своего; но вместе с твердостию имела она необычайные, можно сказать, невиданные живость и веселость характера; раз предавшись удовольствиям света, она не переставала им следовать".
    Прасковья Юрьевна Гагарина была первой русской женщиной воздухоплавотельницей, она совершила полет на воздушном шаре, построенном в Москве французским аэронавтом Андре-Жаком Гарнереном, по городу ходили слухи о романе француза с 39-летней красавицей княгиней и он предложил ей прокатиться на воздушном шаре вместе с ним. Полет состоялся 2 октябре 1803 г.
   Старт состоялся недалеко от современного Курского вокзала, а приземлился неподалеку от усадьбы Вяземских - Остафьево. По иронии судьбы через несколько лет Прасковья Юрьевна станет тещей поэта П.А. Вяземского. Кроме того, тут же летом работал и писал свою "Историю государства Российского" Н.М. Карамзин, бывший ее возлюбленный (об этом ниже), правда, был уже октябрь и жил ли он еще там или уже был в Москве, неизвестно.
   Усадьба Остафьево. С картины И.-Е. де Шатобрена. 1817 г.


У Прасковьи Юрьевны в годы ее вдовства было много поклонников, один из них поэт и писатель, князь И.М.Долгоруков писал о ней - "Всех резвостей исчислить невозможно, какие она выдумывала для приятного провождения времени и на даче, то есть за городом и в городском ее доме. Я с ней часто игрывал на театре, на котором она затевала разные зрелища…" , но далее добавляет - "Я никогда не забуду оперы "Serva Padrona", которую  мы с ней сами друг другу разыграли на театре Шаховского под Донским. Хуже этого позора едва ли кто видывал на сцене. Княгиня не умела ни петь, ни играть...". И далее - "Стихи мои под названием "Параше" обращены были на её лицо и, напечатаны будучи в моих книгах, суть памятник моего с ней знакомства и приятного провождения времени в ее кругу".
                                                      Левицкий Д.Г. "Портрет писателя князя И.М. Долгорукова".
                                                                     


Но если с князем Долгоруковым был только легкий флирт, то с другим ее поклонником - знаменитым историком Карамзиным Н.М., у Прасковьи Юрьевны был роман.
   Муравьев В.Б. пишет - "Любовь Карамзина к княгине Гагариной была глубоким и серьезным чувством, более того, он сделал ей предложение и уже строил в воображении картины их будущего семейного счастья. Гагарина тоже поддалась на какое-то время этим мечтам, но затем - натура пересилила - и она закрутила новый роман". Прасковье Юрьевне посвящены два его лучших лирических стихотворения "К неверной" и "К верной" полные страсти и любви.
                                                      Карамзин Н.М. В молодости. Миниатюра неизвестного автора.
                                                                    

Сколько времени длился этот роман неизвестно, но уже в марте 1797 г. Карамзин писал  о романе с Гагариной П.Ю. в письме Дмитриеву И,И. - "...Да, я любил, если ты знать хочешь; очень любил, и меня уверяли в любви. Все это прошло; оставим. Никого не виню...". (если учесть, что муж ее умер в 1794, г., и в конце того же года она родила, то роман ее с Карамзиным начался уже в 1795 г. или 1796 г., т.ч. недолго она горевала). Упоминание о том, что кн. Прасковью Юрьевну можно узнать в образе героини ранней повести Карамзина "Евгений и Юлия" недостоверно, она была написана в 1789 г., задолго до его романа с кн. Гагариной.
   Были ли у Прасковьи Юрьевны еще романы тоже неизвестно, и повторю, точный год, когда она обвенчалась с Кологривовым, тоже неизвестен, называют и 1812 г. и 1810 г. (Муравьев В.Б.), но в 1804 г. они уже были хорошо знакомы, а может и обвенчаны (об этом ниже). В Остафьевском архиве кн. Вяземских сохранилось письмо 1805 г. матери Прасковьи Юрьевны к ней, где есть такие строки “… теперь скажи мое искренное  почтение любезному моему Петру Александровичу, желаю ему быть здоровому, спокойному и веселому …”
    А Сабанева пишет -  "После смерти первого супруга княгиня Гагарина осталась вдовою с большою семьей на руках и с крупным, но расстроенным состоянием; она тяжело переживала потерю мужа, желала уединения от мирских сует, но, имея много дочерей, должна была для них поддерживать светские и придворные связи. Тогда на пути ее жизни встретился человек, который принял в ней и ее делах большое участие: это был Петр Алексеевич (у Сабанеевой ошибка , правильно Александрович) Кологривов. Он помог распутать какой-то процесс по имению покойного князя Гагарина, затем несколько лет спустя сделался вторым супругом княгини Прасковьи Юрьевны, которая умела оценить его здравый ум и доброе сердце".
    Да еще к тому же Кологривов был богат, кроме этой огромной усадьбы и дома в Москве, он имел собственный дом в Пензе, владел имением Жарки в Калужской губернии, селом Мещерским в Саратовской губернии, где имел около 20 тысяч десятин земли, а также селом Молвина Слобода в Рязанской губернии.
    Вигель, видимо, не зря называл Петра Александровича Кологривова "великим хлопотуном и дельцом", именно он помог устроить сыновей Прасковьи Юрьевны на военную службу.
   Федор Федорович Гагарин (1786-1863 гг.), старший сын Прасковьи Юрьевны от первого брака, провел детство и отрочество в Москве, а достигнув восемнадцатилетия в 1804 г. поступил на службу в департамент министерства юстиции, но уже через несколько месяцев перешел на военную службу в Семеновский полк.
                                                           Худ. Карл Гампельн. Кн. Гагарин Федор Федорович.
                                                              

Участник войн России с Францией, Ираном и Турцией в начале XIX в. В Отечественную войну 1812 г. адъютант П.И. Багратиона. Член преддекабристского Военного общества (1818 г.). В 1825 г. был арестован по делу декабристов, но вскоре из-за доказанности его непричастности, был освобожден. За отличие по службе 6 декабря 1827 года был произведён в генерал-майоры.
  Федор Федорович пользовался популярностью в военной среде как лихой кавалерист, дуэлянт и картежник. Ходило немало рассказов о его выходках. Ему ничего не стоило вызвать кого-нибудь на поединок, подставив шутя себя под выстрел, или под дулом пистолета заставить проезжего на почтовой части съесть дюжину рябчиков, что, говорят, дало сюжет для одной из сцен романа Загоскина "Юрий Милославский". Имел прозвище "Адамова голова" по рано облысевшей, черепообразной голове. В 1835 г. вышел в отставку, жил в Москве и в Остафево- в имении П.А. Вяземского, женатаго на его родной сестве Вере Федоровне (об этом дальше). (Отмечу, что в Московской энциклопедии. Лица Москвы. Том 1. Год его рождения указан 1789, и в отставку он вышел в чине полковника. Дожили, уже и энциклопедиям верить нельзя).
   Другой сын Прасковьи Юрьевны - Василий Федорович Гагарин (1787 - 1829 гг.) поступил в 1806 г. на военную службу в Кавалергардский полк.
                                  Неизвестный художник. Портрет князя Василия Федоровича Гагарина.
                                                              

Участвовал в Прусской компании 1807 - 1810 годов, в 1810 г. участвовал в сражении против турок, отличился в сражениях при Рущуке и Малой Слободзее, а в 1811 году уволен со службы "по болезни" в чине штабс-капитана. По сведениям отсюда, возвратился на службу в 1812 г. и участвовал в Саксонской компании 1813 г. и Французской 1814 г. и затем снова вышел в отставку.
   Биография Василия Федоровича плохо изучена, упоминается о не простом его финансовом положении. Не ясно каким образом, но он наделал много долгов и своим беспорядочным поведением расстроил как свои денежные дела, так и дела брата и сестры Веры Федоровны от неразделенного имения их отца. В одном из писем Вяземского к Тургеневу за 1817 г.  упоминается - "...Если бы нужны деньги князю Василию, то не откажись помочь ему. И я буду твоим должником...". Граф Федор Иванович Толстой (Американец) по дружбе с братьями Гагариными заложил за него свое имение, но, несмотря на все усилия,  ему не удавалось погасить все долги кн. Василия Федоровича. Известно, что в 1827-1828 годах  В.Ф. жил во Франции и Италии, где поправлял здоровье. Туда ему Толстой  Американец писал в 1828 г. - "Твое возвращение в Россию, не взирая даже на болезнь твою, необходимо". Последние годы кн. Василий жил в своих "тамбовских деревнях", в селе Богословском (Нащекино тож), доставшиеся ему от отца кн. Федора Сергеевича Гагарина. В 1829 году кн. Василий Федорович Гагарин умер. Пишут также, что он был масоном (?).
   Мне очень не хотелось разделять рассказ о детях кн. Прасковьи Юрьевны и о супругах Кологривовых на две части, но материал настолько обширен, что придется это сделать, поэтому о их жизни здесь, на углу ул. Б. Садовой и Живодерки, и их доме, а также о многом другом поговорим в следующей части.

Большая Садовая, Часть 10.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Вигель Ф.Ф. "Записки";  Е.А. Сабанеева "Воспоминания о былом. Из семейной хроники (1770-1838)"; И.М.Долгоруков "Капище моего сердца"; Муравьев В.Б. "Карамзин"; http://cbs-kaluga.ru/publ/Usadba-ZHarki-i-sudby-ee-vladelcev-Kologrivovy/ ;

старая Москва, усадьба, Трубецкие, Кологривовы, Б. Садовая улица, Гагарины, Карамзины, Вяземские, портрет, Прогулки по Москве, Маяковская, Румянцевы, Долгоруковы

Previous post Next post
Up