Большая Садовая улица. Часть 8. "Сад "Аквариум" от 1917 г. до наших дней.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Несмотря на катаклизмы происходившие в стране сад "Аквариум" продолжал работать и в послереволюционные годы. В 1920 -1930-е годы здесь функционировали театр, кинотеатр, ресторан. К сожалению, фотографий этого периода не сохранилось, поэтому буду использовать те, что есть.
Самая ранняя из сохранившхся фотографий, где видна ограда сада в послереволюционные годы представлена ниже. Слева бывший цирк бр. Никитиных (о нем в следующих постах), а за ним сад "Аквариум"
Триумфальная площадь. Большая Садовая. Фото 1936 г.
В 1921 году в течение весны и лета ежедневно на сцене сада с большим успехом шел спектакль театра Теревсат "Путешествие Бульбуса 17-21" драматурга А. М. Арго. Таинственные цифры 17 - 21 обозначали 1917 - 1921 годы, замыкающие действие. Это было сатирическое обозрение послереволюционной жизни, где театр как бы подводил итоги непродолжительного, но важнейшего периода в истории страны. Театр Теревсат - это театр революционной сатиры, рожденный в Витебске и переведенный в Москву в 1920 г. (В июне 1922 г. Теревсат был преобразован в Театр Революции, ответственным руководителем которого стал В. Э. Мейерхольд).
Четыре роли в этом спектакле исполнял Леонид Утесов, там он впервые выступил как руководитель комического джазового голосового оркестра (джаз-гола).
Леонид Утесов и его оркестр.
В 1923 году в зимнем театре "Аквариум" открывается Мюзик-холл, где выступают Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Г. Ярон и др, но в следующем году он закрывается.
Не забыл упомянуть этот сад и Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита", вот отрывок, где он упоминается - "Варенуха выбежал, захлопнув за собою дверь и через боковой ход устремился в летний сад. Администратор был возбужден и полон энергии. После наглого звонка он не сомневался в том, что хулиганская шайка проделывает скверные шуточки и что эти шуточки связаны с исчезновением Лиходеева. Желание изобличить злодеев душила администратора, и, как это ни странно, в нем зародилось предвкушение чего-то приятного. Так бывает, когда человек стремится стать центром внимания, принести куда-нибудь сенсационное сообщение.
В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая. Хлопнула во втором этаже рама так, что чуть не вылетели стекла, в вершинах кленов и лип тревожно прошумело, потемнело и посвежело. Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча. Вдали густо заворчало. Как ни торопился Варенуха, неодолимое желание потянуло его забежать на секунду в летнюю уборную, чтобы на ходу проверить, одел ли монтер в сетку лампу.
Пробежав мимо тира, Варенуха попал в густую заросль сирени, в которой стояло голубоватое здание уборной. Монтер оказался аккуратным человеком, лампа под крышей в мужском отделении была уже обтянута металлической сеткой, но огорчило администратора то, что даже в предгрозовом потемнении можно было разобрать, что стены уже исписаны углем и карандашом" (часто в различных источниках встречается информация, что уборная (туалет), которую посещал Варенуха, существует до сих пор, но насколько достоверна эта информация я не знаю).
Напомню, М. Булгаков жил по соседству в д. 10 по Б. Садовой улице.
В 1927 г. в зимнем театре сада начал свою работу Театр оперетты. Московский театр оперетты открылся как государственный 24 ноября 1927 года - этот день официально считается датой основания театра. Одним из основателей театра был Григорий Ярон. Театр располагался в здании (ныне не существующем) на Большой Садовой улице, дом 16.
Анисимов пишет, что "в 1930-х годах в саду "Аквариум" также некоторое время работала театр-студия им. М.Н. Ермоловой", в 1933 г. она переехала на Спартаковскую ул. в д. 26\30, где сейчас размещается Московский театр кукол (
об этом здесь).
В фильме "Весёлые ребята", вышедшем на экраны страны ы 1934 г., часть действия проходит тоже в этом здании.
В предвоенные годы Театр Оперетты переезжает в соседние здание по адресу Б. Садовая ул., д. 18, в котором до революции располагался цирк братьев Никитиных, а сейчас находится театр Сатиры (современный адрес Триумфальная пл., д.2). На фото справа вид из сада "Аквариум" на здание, в которое переехал Театр оперетты.
В саду "Аквариум". Фото 1956 г.
А здесь, в саду "Аквариум", на месте зимнего театра в 1940 г. начинается строительство нового здания для Театра оперетты по проекту архитектора А. Н. Федорова. В проекте частично использовали остатки бывшего сооружения, где до войны работала дирекция московских театральных касс, и примыкающий старый четырехэтажный дом. Первоначально предполагалась асимметричная в плане композиция в форме буквы Г. Война прервала строительство, а позже и сам театр отказался от строительства. В 1961 г. Театр оперетты переехал в здание б. театра Солодовникова, по адресу - Б. Дмитровка, д. 6, где находится и по сей день.
А это здание достраивалось уже для Театра им. Моссовета. Но прежде, чем перети к рассказу о нем - расскажу еще об одной старой постройке на территории сада.
На фото ниже слева видна часть здания будущего театра им. Моссовета, а справа
виден кусочек кинотеатра, который продолжал тут работать с д\р времен.
В саду "Аквариум". Фото 1958 г.
Этот старый деревянный кинотеатр "Аквариум" простоял до 1964 г. Он на фото ниже -справа.
В саду "Аквариум". Фото 1958 1960 гг.
Вот как его описывает один из участников форума на сайте ПастВу - "Кинотеатр "Аквариум". Был какой то холодный и неуютный. Стены представляли из себя круглые, рифленые металлические столбы-балки, выкрашенные черной, местами облупившейся краской. Таким он запомнился в середине 60-х - начале 70-х".
Вот так это место выглядит сейчас.
По воспоминаниям одной из жительниц знаменитого дома Пигита, того самого, в котором жил Михаил Булгаков, в 1950-х годах в саду еще работало кафе. Она пишет - "В саду "Аквариум" было кафе, которое заметало снегом, и можно было покататься с горки... В летнем кафе висел канат, на котором можно было покачаться...". Вероятно, речь идет о здании бывшего ресторана с театром, поставленного вдоль юго-восточной границы участка с сохранением каменной стенки между владениями сада и Комиссаровским училищем (в то время уже Военно-политической академией им. В.И. Ленина), они были снесены как раз в 1950-х годах.
Возвращаюсь к рассказу о театре им. Моссовета. История этого театра восходит к началу 1920-х годов - периоду бурного развития советского театрального искусства. В 1923 году культотделом МГСПС был создан Театр им. МГСПС (с 1930 года - им. МОСПС, а с 1938 года - Театр им. Моссовета). С 1925 года художественным руководителем был Е. О. Любимов-Ланской, а с 1940 года по 1977 г. - Ю. А. Завадский.
Своего здания труппа долгое время не имела и выступала в помещении эрмитажного театра в Каретном ряду.
В 1954 году архитектор М. С. Жиров закончил новый проект театра на 1300 мест, но в 1955 г. вышел знаменитый указ о борьбе с украшательством и проект пришлось значитльно упростить.
Театр им. Моссовета. Фото 1967 - 1973 гг.
Анисимов пишет - "Практически оказалось невозможным использовать большинство вновь положенных стен. Архитектор создал красиво нарисованные планы и главный фасад с 12 каннелированными колоннами без капителей, грандиозно оформлявшими вход. Над центром - скульптурно оформленная арка, по бокам - изогнутая декоративная каменная стенка-забор. В условиях, когда современная архитектура приобрела новую направленность и декоративные излишества были осуждены, стало невозможным осуществить этот богато декорированный фасад. Случилась обычная для тех лет история - проект механически упростили. Колонны, выстроенные на высоту одного этажа, просто перекрыли козырьком и облицевали гладким гранитом. Интерьеры театра в основном завершены по первоначальному проекту". Кроме Жирова в проекте принимали участие архитекторы: Р. Я. Захарьян, З. П. Государева, В. М. Перлин, инж. Б. В. Щепетов.
5 декабря 1959 года в новом здании состоялся первый спектакль Театра им. Моссовета.
Выступление актеров перед спектаклем. Фото 1967 г.
Еще в 60-х в Академическом театре появился "Театр в фойе"; в конце 70-х была открыта "Малая сцена", а в начале 1990 года - сцена "Под крышей" для музыкальных миниатюр и постановок малой формы.
С театром тесно связаны имена выдающихся советских актеров Н. Мордвинова, В. Марецкой, Л. Орловой, Ф. Раневской, Р. Плятта и многих, многих других.
Прошло уже несколько десятилетий, но я до сих пор не могу забыть потрясающий спектакль "Дальше - тишина" с Ростиславом Плятом и Фаиной Раневской в главных ролях. Помню и блистательную игру Маргариты Тереховой и Леонида Маркова в "Царской охоте" и еще много других замечательных спектаклей, которые я видела на этой сцене.
Но вернемся в сад. В Википедии и в различных других источниках часто пишут, что ограда сада появилась в 1975 г. при его реконструкции, однако, это неверно. Она была установлена гораздо раньше, по некоторым сведениям еще в предвоенные годы при реконструкции Садового кольца. Но в любом случае ее уже можно увидеть
на этом фото 1950 - 1960 гг.
Ограда, выполненная из металла - на каменном цоколе с каменными пилонами ворот облицованными гранитом.
Рисунок звеньев ограды состоит из ряда копий круглого сечения, по верху соединённых провисающими металлическими полосами, с тремя рядами обвязки в средней и нижней частях решётки. Опоры выполнены из собранных воедино копий.
Вероятно тогда же были установлены и эти вазы.
Сад Аквариум. Фото 1990 г.
В 1975 году сад реконструировали, а при его последней реконструкции в конце XX века были установлены фонтаны со скульптурами. Автор скульптор - М. Левинская.
Фонтан "Аполлон" представляет собой бронзовую скульптуру, расположенную в центре неглубокой чаши, златокудрого бога Аполлона из греческой мифологии, который олицетворяет солнце. Чаша всей композиции облицована темно-красным гранитом и выполнена в виде своеобразных подмостков, на которых Аполлон играет на струнах лиры, покрытых золотом. Расположенная позади него мраморная белая колоннада с пилястрами ионического ордера придает еще больше величия всей композиции. Наверху, по бокам колоннады установлены бронзовые скульптуры Талии и Мельпомены.
Фонтан "Сатир" установлен прямо перед зданием театра, он слева за кадром. Фонтан представляет собой вечного спутника Аполлона - сатира, который играет на флейте Пана. Сатиры в греческой мифологии являются лесными божествами, демонами плодородия и жизнерадостными козлоногими существами, которые населяли греческие острова.
Сатир изображен в виде мужской бронзовой фигуры с рожками на голове и копытами вместо ног. Он сидит скрестив ноги и играет на свирели в окружении вертикально бьющих из фонтана наполненных воздухом тонких струй воды.
Еще до революции в саду был устроент грот, вот, видимо, в память о нем и был установлен фонтан с маской Медузы Горгоны в гроте.
Согласно легенде - от взгляда Горгоны все живое превращается в камень.
Когда фонтан работает, вода струится из открытых пастей шипящих и шевелящихся змей, которые заменяют Медузе волосы.
Еще один фонтан "Ручей" служит как бы связующим звеном между другими фонтанами, о которых я написала выше.
Ныне сад "Аквариум" летом служит зеленым фойе Театра имени Моссовета, а также местом отдыха для москвичей и гостей столицы. Любит тут порезвиться и окрестная детвора.
В следующей части мы вернемся в начало Большой Садовой улицы и пройдем по ее нечетной стороне. Там мы поговорим о постройках, стоявших на ней прежде, а также о владельцах, живших в них, еще я упомяну и о зданиях, стоящих на улице теперь. А постройкам на Триумфальной площади будут посвящены следующие посты.
Большая Садовая, Часть 9.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: А.В. Анисимов "Театры Москвы";
Википедия;
Викимапия;