Большая Садовая улица. Часть 6.

Mar 01, 2019 09:34

                                Большая Садовая ул. Часть 6.
   Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Трудно поверить, но так выглядела Большая Садовая улица в конце XIX века от площади Старых Триумфальных ворот. Вдали виднеется колокольня храма св. Ермолая на Козьем болоте, о нем я писала здесь.
    Вид Садовой улицы от Старых Триумфальных ворот. Фото 1888 г.


Вытянутый, длинный, белый домик на фото, видимо, мещан Дмитриевых, они владели этим участком более двух десятилетий.
    После мещан Дмитриевых с середины 1900-х годов и до революции участком владел личный почетный гражданин Сергеев Сергей Сергевич, сотрудник Банкирского дома "Г. Волков и сыновья".  На фото ниже, слева от дома Пигита, виднеется часть этого участка и уголок дома стоявшего на нем.
    Дом Пигита. Фото 1903 г.


Дом №14 на Б. Садовой ул. имеет несколько корпусов. Вот о них и поговорим ниже.


В 1933 - 1934 годах на этом, а частично и на соседнем участке сада "Аквариум" (поэтому дома №12 на Б. Садовой нет, а после дома №10, сразу идет дом №14) возводится здание для Военно-транспортной академии. Необходимость его постройки была вызвана тем, что с каждым годом росла потребность Красной Армии в квалифицированных специалистах в этой области. В 1932 г. был издан указ о формировании такой академии с дислокацией в г. Москве, а в 1933 г.. она получила имя Наркома путей сообщения Л.М. Кагановича. Таким образом подготовка специалистов военных сообщений и железнодорожных войск стала осуществляться в самостоятельном высшем военном учебном заведении.
    Военно-транспортная академия РККА имени Л.М.Кагановича. Фото 1934 - 1936 гг


Это здание для академии было построено по проекту архитекторов А.В. Щусева и Г.К. Яковлева, которые придали ему характерные черты, присущие конструктивизму: "лежачие окна", обширные витражи, вертикальные выступы, в том числе и криволинейной формы. Характерная деталь главного фасада - квадратные часы, вмонтированные в прямоугольный выступ, поднимающийся над крышей.
    Высшие всеармейские военно-политические курсы имени В. И. Ленина. Фото 1945 г.
                          

Само здание разбито на три корпуса, стоящих параллельно к Б. Садовой улице и соединенных между собой. Со стороны сада в нем запланированы огромные застекленные окна, а также между вторым и третьим этажом с торца имелся небольшой балкончик, который в настоящее время несколько видоизменился.


В интернете встречается также информация, что это здание академии  спроектировано архитекторами так, что оно включает в себя часть прежних дореволюционных построек, стоящих тут прежде.
                      

В 1938 году Военно-транспортную академию перевели в Ленинград, а это здание заняла переведённая из Ленинграда Военно-политическая академия им. В.И. Ленина, которая была создана в 1919 году в Петрограде  и первоначально называлась Учительский институт Красной Армии, затем была переименована в академию. В 30-х годах прошлого века она была удостоена имени В. И. Ленина. Эта академия являлась всеармейской кузницей руководящих партийно-политических кадров и военных педагогов (в 1943 - 1947 гг. в этом же здании находились Высшие всеармейские военно-политические курсы).
    Из ее стен вышли такие видные политработники и военачальники, как маршал авиации Ф. А. Агальцов, генерал-полковники П. И. Ефимов и А. С. Желтов, адмирал C. Е. Захаров и другие.
     За время Великой Отечественной войны 150 питомцев академии удостоены звания Героя Советского Союза, а тысячи награждены орденами. Мемориальная доска на  этом здании сообщает о выступлениях здесь М. И. Калинина.


Но это я рассказала только о первом корпусе дома №14 по Б. Садовой, а как я уже писала выше, дом под этим номером включает в себя несколько корпусов, которые расположены между Б. Садовой улицей и Благовещенским переулком. Это корпуса бывшего Комиссаровского технического училища, которые тоже перешли к Военно-политической академии.
    Вид из сада "Аквариум" на один из корпусов бывшего Комиссаровского училища. (д.14к3).


История создания Комиссаровского училища такова. Первоначально это была ремесленная школа, созданная при 1-м Арбатском отд. Дамского попечительства о бедных для обучения сирот и детей бедных родителей портняжному, сапожному и переплетному ремеслам. Она была открыта в 1865 г. и располагалась в арендованном здании в Трехпрудном переулке. Сначала в ней обучалось всего 32 ученика, 9 из которых были пансионерами. Школа была основана инженером Христианом Христиановичем Мейеном на средства богатого купца 1-й гильдии, железнодорожного предпринимателя Петра Ионовича Губонина.
    Название "Комиссаровская" эта школа получила в 1866 г. в честь Осипа Комиссарова, спасшего императора Александра II от покушения на него.
    А в следующем году она была реорганизована в трехгодичную школу для подготовки мастеров для ж\д дела. Теперь детей вместо прежних ремесел стали обучать слесарным, токарным, кузнечным и столярным навыкам.
   В 1868 году попечительством, при финансовой поддержке П. И. Губонина, было приобретено владение генерал-майорши М. В. Поляковой в Благовещенском переулке и на нем было выстроено для школы собственное здание. Постепенно, за счет покупки соседних участков  территория школы расширялась.
    Благовещенский пер., Комиссаровское училище. Фото 1899 г.


В 1869 г. проект расширения здания школы был выполнен архитектором  Гриневским К.В.
    Парадный зал Комиссаровского училища. Фото 1912 г.


В следующем году он же спланировал пристройку для домовой церкви, в доработке проекта церкви участвовал еще и архитектор  П. С. Кампиони.
    Общий вид ансамбля Комиссаровской школы с храмом святого благоверного князя Александра Невского со ст. Благовещенского п.


Церковь была построена на средства того же купца Губонина и освещена в 1871 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского.
    Современный вид храма.
                       

Внутренний вид убранства храма Александра Невского. Фото 1912 г.


Позднее, в 1889 - 1890 годах, частичной перестройкой этой части училища занимался архитектор Ипатьев Н.А.


В 1870 г. школа была преобразована в Комиссаровское училище. Год от года слава его росла, начиная первоначально с двухгодичного обучения в школе постепенно срок обучения в училище увеличивался и с 1886 г. стал семилетним. Теперь тут готовили и выпускали специалистов в области механики со средним техническим образованием. Росло и количество его учеников, а значит требовались и новые корпуса. Одно время на арендованных землях училищу даже принадлежали земли по обеим сторонам Б. Садовой улицы, на которых были выстроены вагонный завод и мастерские школы, позже завод был отделен от училища.
    В 1891 - 1892 годах по проекту архитектора М. К. Геппенера было возведено несколько учебных сооружений, в т.ч. и центральный трёхэтажный учебный корпус.
    Центральный учебный корпус Комиссаровского училища (сейчас Б. Садовая 14к.3).


В 1904 г. этот корпус был достроен 4-м этажом.
    Вид на корпус со стороны сада "Аквариум".


Б. Садовая 14с3. Детали.
                         



Еще один корпус училища, построенный также по проекту архитектора Геппенера в 1892 г. (Б. Садовая 14с4).


Также на территории училища был выстроен дом для преподавателей (в основе главный дом городской усадьбы XVIII - нач XIX, перестраивался в 1842 г.,  сейчас Б. Садовая 14с8).
   Вид на дом преподавателей со стороны Благовещенского пер.


К начале XX века училищу принадлежало 20 различных построек, в т.ч. учебные корпуса, соединенные между собой переходами, и различные хозяйственные помещения. Находилась тут и своя больница для учеников. Интересно, что даже котельная в училище в 1900 г. была построена по проекту знаменитого инженера В.Г.Шухова (Б. Садовая 14с2 - часть). На территории училища располагались - спортивная площадка, беговая и велодорожки, каток, кегельбан и теннисный корт.
    Мастерские училища были оснащены самыми современными на тот момент станками и лучшими инструментами. А в 1911 году  тут появилась даже своя обсерватория, вскоре получившая наименование "Астрономическая обсерватория имени Вячеслава Симфориановича Кохманского".
   Несмотря на то, что училище постоянно увеличивало количество учащихся, например, в 1911 г. тут было 23 класса, в которых учились 924 человека, поступить туда было довольно трудно - конкурс достигал шести-семи человек на место. И это не удивительно, почти все преподаватели имели высшее образование и отбирались по конкурсу из высших учебных заведений. В училище преподавали видные педагоги и учёные, а также архитекторы, художники, артисты: Х. Х. Мейн, В. С. Кохманский, Н. И. Юденич (отец Н. Н. Юденича), А. О. Гунст, О. Ф. Шехтель и другие.
    Во дворе Комиссаровского училища.


Выпускник училища, генерал-майор, ученый и конструктор В.Я. Климов писал - "Комиссаровское техническое училище за 7 лет учебы давало очень широкое образование и открывало широкую дорогу в будущее. Математическая подготовка в школе была настолько высока, что, окончив Комиссаровку, легко было поступить в любое высшее техническое или инженерное училище. Техническая подготовка была такова, что по прошествии трехлетнего стажа работ на строительстве или в промышленности давалось право самостоятельно проектировать здания и сооружения на правах инженера, руководить техническим надзором и т. д. Ремесленные навыки по обработке дерева и металла давались в объеме, превышающем объем учебной практики в высших технических училищах...". Естественно, выпускники, "комиссаровцы", были желанными работниками на любых заводах и фабриках в России.
    Его выпускников были - В. Я. Климов, Н. П. КоломенскийЛ. А. Устругов, В. В. Немоляев, Д. А. СмирновЕ. Г. Соколов, Б. В. Иогансон, П. П. Фатеев, М. М. Яншин (он учился тут только три года) и другие.
    Слава училища росла и в 1916 году Комисаровскому училищу было присвоено звание Императорского.


После революции училище было преобразовано в Механико-электротехнический техникум, потом в институт имени М.В. Ломоносова. В 1930-е годы в его зданиях размещались различные учебные заведения:  институт Сельскохозяйственного машиностроения им. М. И. Калинина, Автомеханический институт им. Сталина, Автотракторный институт им. М. В. Ломоносова (будущий МАМИ), Машиностроительный институт имени И. И. Лепсе, затем здания училища заняла Военно-политическая академия им. В.И. Ленина. С 1991 года - Гуманитарная академия Вооружённых Сил, а сейчас Военный университет Минобороны.


В 1996 г. часть зданий по Благовещенскому пер. были проданы МО с аукциона, планировалось надстроить их 2-мя этажами и устроить подземный гараж, но в 2009 г. часть корпусов бывшего Комиссаровского училища была признана выявленным объектом культурного наследия и принята под государственную охрану. В 2012 г. часть этих построек реставрировали, частично восстановив внутренние интерьеры.
    Церковь при училище была закрыта в 1920-е годы, восстановлена и вновь освящена она была почти через сто лет, в 2015 г.

Большая Садовая. Часть 7.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Ю. Федосюк "Москва в кольце Садовых"; Википедия; https://mirputeshestvij.mediasole.ru/komissarovskoe_tehnicheskoe_uchilische и др.

старая Москва, Геппенер, Маяковский, достопримечательности, Б. Садовая улица, училище, Садовое кольцо, старые фото, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up