О Хадже (продолжение). Дела персидские.

Dec 11, 2019 17:54


О Хадже            О Магах. Гл 4.1            О Магах. Гл 4.2

Немного погряз в изучении Ирана середины 19го века. Очень интересно, особенно труды советских учёных периода 1960-1970, просто всё что ранее, теми же и редактировалось, что позже уже пропитано какой-то небывальщиной (в русском языке есть более точные определения, но воздержусь). В некоторых трудах прямым текстом написаны просто откровения, для человека воспитанного на школьных учебниках. Информации очень много, плюс много «энергии» требуется на то, чтобы обработать написанное полвека назад. Но буду постепенно переваривать, раскладывать по полочкам и выкладывать на всеобщее обозрение. Вот, что мне попалось на тему мест паломничества.



Для начала в очередной раз повторюсь: целостного государства на месте современного Ирана до Каджар не было, вполне  официальная информация, на 1800 год Шираз - столица Зендов, а Хорасан- вотчина Афшаров. Соответственно и единой религии быть не могло. Попытки уже были, в Спагане (современный Исфаган) была школа богословов, в которой учились улемы для всего Ирана. Развитие ислама как государственной религии вышло на новый уровень с воцарением Каджар.

Но государственной религии приходилось мирится с существованием местных культов, и для привлечения паствы находить этим культам место в своей сложной системе. Синкретизм, как он есть!

Прошу обратить внимание, что ислам  в целом, суннизм в частности, а тем более ваххабизм доминирующий в Саудовской Аравии достаточно неодназначно относятся к поклонению могилам и почитанию святым вплоть до агрессии и физических атак на паломников и объекты паломничества.

Духовенство взяло под свой контроль многочисленные места поклонения, сохранившиеся с глубокой древности. Для городов и особенно небольших селений наличие, например, гробниц почитаемых святых имело большое значение. Владение или управление этой территорией считалось почетным, к тому же часто приносило дополнительный доход от паломников, а также способствовало сохранению религиозных традиций в данном районе. По количеству развешанных тряпочек, принесенных разноцветных камешков и других вещей можно определить, насколько почитаем и как часто посещаем тот или иной зиярат (вообще зиярат означает само паломничество к святому месту, но очень часто так называют и саму святыню).

В современном Иране Паломничество находится под контролем государства  и получает поддержку из бюджета. Паломнические практики координируются специальным ведомством (Sazman-i hajj wa ziyyarat-i Djumhuri-i Islami-yi Iran), которое отвечает за организацию караванов паломников и их обеспечение, включая обучение. Данное ведомство также развивает альтернативные Мекки и Медине маршруты Хаджа.

Мешхед

Несомненно, самое огромное значение имела гробница шиитского святого - имама Резы в Мешхеде.  По многим оценкам - это важнейшая святыня шиитов (но  мнения делятся). Мавзолей показателен тем, что комплекс вокруг него (согласно легенде) является градообразующим (случай не уникальный, если материал найдёт отклик у читателя напишу и о других) для мегаполиса Мешхед, второго по численности Ирана. В регионе доминировал город Тус, на месте Мешхеда была деревня Санабад, с летним дворцом губернатора, здесь в походе погибает легендарный халиф герой «Тысячи и одной ночи» Харун ар-Рашид (друган Карла Великого), его  похоронили под дворцом. Стоит отметить, что некоторые учения среди шиитов-двунадесятников винят его в организации смерти седьмого непорочного шиитского имама Мусы аль-Казима в багдадской тюрьме. Сын халифа Абдуллах аль-Мамун пошёл на сближение с сыном имама. Он приказал перевести сына Мусы аль-Казима- восьмого непорочного имама шиитов Али в Хорасан, дал ему титул вали (вроде как наместник, но это титул независимого правителя, по преданию на монетах чеканилось имя восьмого имама), дал лакаб аль-Реза- «Наследник мусульман», выдал свою дочь в жёны, объявил своим наследником. Здесь важно понимать такой момент: (я всё прохожу мимо одной темы, набрасывая тонкие намёки, но здесь придётся сделать маленький спойлер по теме моего следующего исследования) дедом Али- аль Резы был Джафар ас-Садик, которого считали Богом, следы этого религиозного течения дошли до нас в учениях базигитов, но надо понимать, что его затирали как могли, а дедом аль-Мамуна был Мухаммад ибн-Ибрагим аль-Махди, тем кто читал «Магов» переводить не нужно, но если в двух словах то Махди- Мессия. Естественно, что уровень мифичности происходящего зашкаливает, но теперь понимаете кем должен был стать наследник? Но... Али аль-Реза умирает в деревне Садабад, шииты заявляют, что его смерть была мученической, и он был отравлен аль-Мамуном.



дворец имама аль-Резы

Его похоронили в гробнице Харуна ар-Рашида, такая вот ирония судьбы. Усыпальница со временем превратилась в дворец или храм, там хоронили других авторитетных лиц, строили музеи, мечети, библиотеки, кладбище. Дворец несколько раз расширяли, разрушали, строили заново. Гробницам приписывают чудотворные свойства. В настоящее время дворец является местом паломничества (в некоторых случаях обязательного), его посещают ежегодно до 20 миллионов человек (это больше чем в Мекку, правда справедливости ради стоит заметить, что в Мекку хадж не носит круглогодичный характер и акцентирован на более коротком временном промежутке). Официально немусульманам посещение гробницы имама запрещено, но ограничение носит характер менее чем рекомендательный).

Селение после захоронения, стали называть машхад аль-Реза - место мученичества наследника мусульман, не сильно поэтично, были попытки назвать город Фирдуоси. Селение разрасталось, так как являлось ключевым пунктом на «великом шёлковом пути». Стоит заметить, что местность не была пустынной и на территории современного мегаполиса было несколько городов, но вот центром притяжения стал именно Мешхед. В город переселялись приверженцы культа, и он обрёл такую силу, что его просто обязаны были вписывать в концепцию современного ислама. При Каджарах Мешхед стал главным центром подготовки улемов Ирана (до них- Исфаган).

Кум

А вот в Куме главная достопримечательность- мавзолей его родной ( и по матери) сестры.

Кум означает городской ров. Город был местом ссылки и прибежищем притесняемых шиитов. Город занимал ключевое место на дороге от Каспия к Спахану (Исфагану) и  Фатхали-хан Каджар подумывал даже перенести сюда свою столицу (из Табриза- Тевриза). Сегодня Кум это индустриально развитый город-миллионер, духовная столица Ирана, здесь находится вторая по значимости школа богословов шиитов.

Фатима аль-Маасума дочь Мусы аль-Казима, также известная как Каримат или Тахира (мне аж не по себе становится от всплывающих в голове параллелей, помните про Тахиру из Ирана, у которой отец был великим богословом, а духовного наставника звали Казим и он умер в Багдаде?). Брат Али ар-Реза дал ей титул аль- Маасума, то есть «Непорочная» и по сути это приравнивает её по статусу непорочности с Мухаммедом, Фатимой Захре и 12 шиитскими имамами, естественно, что статус оспаривается из-за границ Ирана и сильно отстаивается в его пределах, не хочу уводить читателя в теологические диспуты, приведу что несколькими влиятельными школами паломничество к мавзолею Фатимы аль-Маасума приравнивается к паломничеству к могиле Фатимы Захре. Фатима аль-Маасума никогда не была замужем и умерла девственной, так как не было кандидатов ей равных (помните чья внучка). посвятила свою жизнь распространению ислама (в первую очередь среди женщин), была неразлучна с Али аль-Резой вплоть до его отъезда в Хорасан. Получив же от него приглашение, отправилась в Хорасан в сопровождении большого каравана. В районе города Саве (откуда по легенде три волхва вышли на поклонение Иисусу), караван был атакован людьми аль-Мамуна, Фатима попала в плен и была отравлена. Последователи перевезли её в Кум, где она прожила лишь несколько дней и скончалась. Её похоронили в пустынной местности на окраине Кума-  Бабелан, история погребения полна мифических подробностей, одна из них, что над её могилой соломенный навес её отец имам Муса (официально умер). Мавзолей постоянно расширялся и перестраивался, особенно при Фатхали Каджаре (в 1839 был построен золотой купол) и после Исламской революции и прошёл путь от шалаша до шедевра архитектуры.



дворец Фатимы аль-Маасумы

В мавзолее также захоронены несколько праведных женщин. Стал местом погребения религиозных и политических лидеров страны среди них Фатхали Каджар и Мохаммад Шах Каджар (Баб- Пророк и Махди герои 4 главы моего цикла «О Магах», одни из отцов современного Ирана). Помимо усыпальниц в Мавзолее библиотеки, музеи, мечеть. Это комплекс размерами 95*25 метров. Является объектом паломничества (для некоторых течений обязательным). По некоторым оценкам, по посещаемости немногим уступает дворцу имама Резы в Мешхеде.

Рядом с Кумом находится мечеть Джамкаран, также самостоятельный объект паломничества отдельных лиц, так как в ней молился сам имам Махди.

Шираз (столица Зендов)

В Ширазе главным объектом паломничества является мавзолей Шах-Черах, в котором покоятся два сына имама Мусы, да и я не делал подборку по его детям в Иране, но совпадением, что три главные святыни посвящены детям имам Мусы, говорят о том, что мы знаем не всё об истории ислама в Персии.



мавзолей Шах-Черах

Ахмед ибн Муса аль-Казим, известен как щедрый и милосердный мусульманин, носил титул «Король Света». по призыву своего брата Али ар-Резы отправился в Хорасан, возглавлял колено караван, по легенде до 12000 человек. Где-то в районе Шираза вступил в бой с людьми аль-Мамуна, был убит. Вместе со свои братом Мухаммедом захоронен в мавзолее Шах-Черах. Правда место погребения было очень долго неизвестно, что наталкивает на определённые мысли. Мавзолей - место проведения праздничных мероприятий и объект паломничества.

Я также встречал сообщения о паломничестве к мавзолею брата имам Резы в селении Сенгун, но данное село я локализовать на карте современного Ирана не смог, возможно это современный Шираз. Также не нашёл упоминаний о ещё каких-либо братьях имама погибших на просторах Персии, но наличие двух и более захоронений одного святого вообще не редкость.

Кадамгах (след)

Рядом с селением Джелалабад в Систане объектом паломничества является



Кадамгах (в данном случае комплекс в скале), который хранит следы имама ар- Резы (вот находил данные, что лошади, и не Резы, а Али Хосейна, но я не думаю, что к слову след здесь стоит относится буквально). Рядом, кстати, развалины Персеполя.

Также селение Кадамгах есть рядом с городом Ниппур, в нём есть мечеть- объект паломничества для местных шиитов.

Также селение Кадамгах есть в Белуджистане, в нём объект паломничества- мавзолей Солтан Гари, посланника Пророка Мухаммеда.

Чахбехар

Чахбехар (также встречается Чахбар, ранее  Бендер - Бехешти и Тис)- второй по величине порт Ирана, расположен на  Оманском заливе, по некоторым оценкам самый южный город страны. Играет важную роль в торговле. Исторически населён преимущественно белуджи.



В 5 км к северо-западу от города, на территории дворца имама Заде, расположен белый мавзолей в индийском стиле. Абдулла Нассери в своём исследовании «Культура белуджей» указывает, что достоверных сведений о том, кто захоронен в мавзолее нет. Зиярат являлся объектом преклонения всего местного населения независимо от религиозных воззрений. К мавзолею совершают паломничество «мусульмане-индуисты» (вот так мне гугл-транслейтер свиней подкидывает, пакистанцев, конечно же). По самому распространённому мнению, в мавзолее захоронен Сейид Гулам Расул (он же Сейид Мухаммед), проповедник из Индии, будучи в Тисе, он взял в жёны местную девушку, но в брачную ночь заболел. В его завещании он попросил, чтобы другие воздерживались от скорби по нему и вместо этого праздновали в течение десяти ночей, чтобы обеспечить благословения для его души. Каждый год 15- го по 11- й месяц Лунного календаря в его памяти у его могилы в 5 км к северо-западу от Чабахара проводится 10-дневное празднование. Во время церемонии пожилые женщины входят в гробницу, чтобы помолиться за других и попросить Бога исцелить больных, пока мужчины остаются снаружи и играют музыку.

Находил упоминания о паломничествах в Хорасане к местам связанным с шейхом Якубом, проповедовавшего среди таджиков, но думаю, что сейчас эти святыни за пределами Ирана.

Теперь приведу список зияратов, которые я найти не смог, видимо в концепцию современного джафаризма не вписались:

- селение Мохаммадабад (гуглится деревня в районе Кума) зиарат Хайдар-Исакоу и Белый камень принесённый имамом Али;

- селение Мир-Базар (как пройти мимо такого названия?) имелось два зиарата к мавзолеям Шейх-Парвиз и Шейх-Баз (построен богатым индийским купцом, вероятно селение в Белуджистане);

- селение Дизак зиарат к мавзолею Баба-ходжи, покровителя Дизака ( Дизак в переводе маленькая крепость, гуглится райцентр в Нагорном Карабахе);

- селение Беренджак зиарат Пир-Деган, двух благочестивых братьев (ни местонахождение, ни объект поклонения не нашёл).

Разумеется что список святынь далеко не полон, многие святыни посещались не только шиитами, но также бабидами, евреями. христианами, йезидами, огнепоклонниками и прочими.

В общем тема мне кажется интересной и перспективной, если она также заинтересует и читателя, то:

продолжение следует...

цивилизация, Иран, хадж, проект "Оптика", Каджары

Previous post Next post
Up