О Хадже

Jul 03, 2019 15:45

 Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их.





Неполноценная статья, больше черновик с промежуточными выводами на будущее, плюс теплюсь надеждой, что может кто чего интересного в комментариях накидает.

Мы уже считаем, что хадж- это общемусульманское и исключительно мусульманское явление. Это совсем не так. Хадж- это всего лишь паломничество. Ну а посетить святые места кто же не прочь? Что же как не хадж посещение миллионами христиан Иерусалима и Вифлиема или верующими бахаистами Хайфы? Но паломничества носят и куда более локальный характер: так например, самый ближний к моему месту жительства объект паломничества находится в 130 км от моего дома по дороге в селе Чудиново Октябрьского района Челябинской области, там расположена могила блаженной Евдокии, но это так назовём место народной славы. Сколько людей посещают «романовские места» в соседней Свердловской области не знаю, но очень много, подобные поездки форсит РПЦ. Отдельной статьёй стоит посещение просто кучей паломников возведённого в ранг чего-то сверхъестественного коммерсантами от истории Аркаима ( но это отдельная песня: вроде бы как ореол святости уже никто и не поддерживает,уже ясно, что лишь захудалая деревенька, но народ по инерции прётся, а кто уже побывал рассказывает о каких-то местах силы, признать ведь, что клюнул не пойми на что трудно). И если вы оглянитесь вокруг то таких объектов, по тем или иным причинам притягивающим к себе странников, ждущих от посещения святых мест каких- либо чудес много и гугл без труда выдаст что-то поблизости.

Ближний Восток не исключение, и если человек совершал хадж более ста лет назад, то совершенно не обязательно, что в Мекку. Вот к примеру Гаджи Агаси- великий визирь Мохаммеда Каджара, судя по имени в хадже был. Достоверно известно, что он был в Кербеле (место захоронения имама Хусейна - святыня шиитов), а вот в Мекке он был очень вряд ли

Хаджа Насретдин Каджар, человек продвинутый во многих отношениях, явно обеспеченный вполне мог позволить себе поездку в Мекку. Но вот незадача- он совершает паломничество по маршруту Ftabat hihger: Кербела- Наджаф- Самарра- Багдад (поездка по святыням шиитов решалась на уровне МИД с османами, маршрут хорошо известен и описан в мемуарах шаха).

Во времена правления Махди в Судане, хадж был заменён на джихад, ну здесь такая история, Махдийя воевала с англичанами и даже пыталась захватить Египет, следовательно связи с проегипетской Меккой были разорваны. После смерти Мухаммеда, его мавзолей в Омурдане является объектом паломничества и поклонения до сегодняшнего дня.

Натыкался на сведения, что в Кашмире для местных жителей (христиан, индусов и мусульман в том числе) объектом хаджа являлся Роза-Бал,  Бороться с этим стали только в независимом Пакистане.

Кто же делал поездки в Мекку мэйнстримом!? Главной движущей силой были европейцы, так Христиан Снук Хрюкгранье после личного посещения Мекки, в должности советника по народностям колониального правительства Нидерландов организовывал крупномасштабные поездки жителей Индонезии в хадж в Мекку в начале XX века ( подробнее об этом) в целях приобщения аборигенов к прекрасному и великому. Подобным образом поступали и остальные колониальные державы, благо морская перевозка стала относительно дешёвой. В Российской Империи семья Романовых покровительствовала паломникам.

Я уже упоминал, что меня очень смущает поклонение мусульман Каабе, так как «нет Бога, кроме Бога», зачем камню поклоняться, да ещё и под крылом столь радикального течения как ваххбизм, чьи приверженцы объявляли неверными братьев по вере за куда меньшие патологии (хотя если разобраться, там всё было достаточно просто: кто не с нами, тот против нас).

И вот изучая биографию Абдул-Азиза ибн Сауда (основателя Саудовской Аравии), я нашёл ответ почему камень вписался в концепцию. В конце 19в. семья Саудов находилась в изгнании в Кувейте близ английских баз, на рубеже веков они начали при поддержке англичан свой камбэк, в 1902 взяли Эр-Рияд  силами отряда в 40 челове. На подконтрольной территории Абдул Сауд стал создавать поселения- колонии ваххабитов: всего было создано около 200 с общей численностью до 60.000 поселенцев (это очень много). Абдул-Азизом был создан военно-религиозный орден Ихван (Братья), который и являлся основной ударной силой династии. Подъём группировки был обусловлен ПМВ- бритозам нужен был верный союзник в регионе для борьбы с проосманскими группировками, ими и стали Сауды ( более подробнее).Бритозы поддерживают дальнейшую экспансию Саудов и в 1925 году последние захватывают Хиджаз. И? Ваххабиты из ордена Ихван оставляют паломничество к камню без внимания? Нет.начались постоянные нападения боевиков Ихван на паломников. Абдул-Азиз ибн Сауд постоянно приносил свои официальные извинения перед правителями Египта, Сирии и многих других стран. Число паломников упало со 150.000 в 1926 до 20.000 в 1933.

Ну что, казалось бы, так паломничество в Мекку должно сойти на нет, но здесь религиозные вопросы пошли в разрез  с финансовыми. Дом Саудов уже привык жить в роскоши и погряз в долгах по самое не хочу, а прибыли от хаджа были львиной долей дохода в бюджете династии. Плюс правительство Саудов состояло из арабов выходцев из Египта, Сирии и Ливии, то есть людей чуждых идеям ваххабизма, а серый кардинал правительства Сулейман был выходцем из Афганистана, в его ведении были вопросы обороны, финансов и паломничества. Кто знает, если Сауды уже бы располагали  нефтебаксами, может и пошли навстречу вчерашним героям, но до сверхприбылей от нефтепромыслов было очень далеко и история сложилась по другому:орден Ихван уже выполнил свою функцию : привёл дом Саудов к власти и доставлял хлопот больше, чем выгоды. По официальной версии верхушка ордена подняла мятеж и сама кинулась на территории бритозских доминионов атаковать военные базы.-Боевики были уничтожены с помощью авиации и бронетехники, добивание остатков происходило на территории Неджда теми же бритозами. Военный орден выполнил свою задачу и был не нужен.

Далее хадж в Мекку стал использоваться как рычаг международного давления на соседние вчерашних региональных гегемонов Египет, Турцию и Иран, в становлении новой региональной сверхдержавы- Саудовской Аравии, синергия с нефтебаксами дала очень хороший эффект: местнячковое верование- ваххабизм стало распространено по всему исламскому миру.

Да ещё такой момент: большинство шиитских святынь лежат на так называемом «Шиитском полумесяце», а по сути торговом пути от средиземноморского порта Аккра до Тигра и к Персидскому заливу. Перевозка товаров по нему приносила сверхприбыли, но была связана с огромным риском для жизни из-за климатических условий и молярии.

Мекка и Медина лежат на так называемом  Пути Благовоний (напомню, что Баб-эль-Мандеб был очень сложен для судоходства и грузы шли сухим путём от Адена в Александрию через Мекку и Медину), трафик через него также приносил сверхприбыли, но и так же был очень труден ввиду климатических условий.

И у меня возникает вопрос: а вот не связано ли призвание к путешествию по святым местам с привлечением верующих к работе в сложных условиях

цивилизация, хадж, Мекка

Previous post Next post
Up