Ультра шиизм. Ч1. О славном Имаме...

Jan 07, 2020 17:49


«Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк Его»





Так знакомое всем изречение - символ веры Ислама. Если мне не изменяет память, то впервые его прочитал в книге Гумилёва «Древняя Русь и великая степь». Там же я прочитал озвучку с арабского на русский: «Ля Илля, ля Алля Магамаддун рассуль Алля», далее я встречал множество озвучек, как и другие переводы «... нет богов, кроме...». Но толкование изречения немного не давало мне покоя, ведь если  Аллах- Бог, то изречение звучит как «Нет Бога кроме Бога...», конечно можно списать на подчёркивание идеи единобожия: «...нет богов, кроме Бога...» но меня всегда не оставляла мысль, что изречение содержит в себе несколько большее.

В «О Магах» я несколько раз указывал на показания исследователей XIX в. о том, что ислам объединял несколько разных верований и культов, так Арминий Вамбери в своём долгом путешествии, принимал ислам четыре раза, это должно выглядеть странно, но ничего странного, если учесть, что он принимал четыре разных ислама, и просто вступая на землю нового правителя он как бы присягал ему, заявлял, что он признаёт местные законы и является частью местного общества. Вместе со  skunk_69 мы показали три основных центра ислама того времени суннитский Египет, шиитский Иран и ханафитская Порта, центров было куда больше, под общий знаменатель верования и культы стали подгонять, когда все эти три центра попали под оккупационную власть Британии в совокупности с возвышением нового центра- Саудовской Аравии. Но до конца всего не затёрли и в местах, где оккупационный режим был слабее старые культы вполне сохранились и видны не вооружённым глазом. По какой-то случайности в основном на «шиитском полумесяце». Ну так вот не буду утверждать за все течения, но очень вероятно, что у многих символ Веры выглядел так:

«Нет Бога кроме Али и Магомет пророк его»

image Click to view



О, да- авторам «Не бойся, я с тобой!» было что-то известно!

Абу-ль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши́, более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель[2]; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе[3]; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура[4]. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны[5].

имя Али имеет арабские корни и означает «высокопоставленный», «высокий», «надменный», «возвышенный», а первым известным носителем являлся первый шиитский непорочный имам Али ибн Абу Талиб- двоюродный брат и сподвижник Мухаммеда. Но вот если сравнить имя Али и имя бога Аллах, или в одной из озвучек Алля, это не на какие мысли не наводит.

В общем я приведу сейчас несколько учений в достаточно ортодоксальном исламе, в которых имам Али был обожествлён. Не стоит относиться к списку как к категоричной классификации, данные учения вполне перетекают из одного в другое и грани между ними прозрачны.

Сабаиты

Аллах дал людям Книгу, Пророка и Имамов, чтобы у них были все средства идти по прямому пути, но они отвергли это и последовали за собственными выдумками и страстями. А чтобы оправдать свои заблуждения, они придумали… ибн Сабу.

Прессинг культа со стороны представителей доминирующих ветвей привёл к созданию идеи, что у культа был всего один основатель - Абдулла ибн Саба ибн Вахб (или по другим источникам ибн Хабр), ну а затем, этой исторической единице суннитские богословы присвоили столько негативных подробностей, что шиитским оппонентам оказалось проще объявить его вымышленным персонажем.

ибн Саба стал универсальным ответом на все неудобные вопросы: « Кто несет ответственность за то, что сподвижники воевали друг с другом? Абдуллах ибн Саба. Кто выдумал ереси и отклонения? Абдуллах Ибн Саба. Кто положил начало шиизму? Абдуллах Ибн Саба. Во всем виноват Ибн Саба!».

Если попробовать описать эту незаурядную личность, то из йеменских евреев, лицемерно принявших ислам. Проповедовал ислам, но при этом вносил в него элементы многобожия. Провозгласил имама Али Богом, последний якобы приказал казнить его за это, но в исполнение не привели. Когда Али умер, ибн Саба объявил, что убили не Али,  а сам имам вознёсся на небеса, подобно Иисусу и вернётся на землю для восстановления справедливости.

Вроде жил очень давно и настолько еретичен, что его давно должно забыть, но это до сегодняшнего дня одна из самых обсуждаемых фигур в истории ислама. Упоминания его имени в присутствии суннитских фанатиков опасно для психики.

Название течению дали по имени основателя также с целью локализовать его масштабы (Саба- город в Йемене).

Дамийты

Очень много упоминается как об «исторической» исламской секте. Основным постулатом данного верования как раз было утверждение, что Али был Богом, а Мухаммед его посланником.

Далее идут некоторые расхождения:

- часть верующих считала, что Мухаммед стал призывать людей следовать не за Богом- Али, а за собой (доминирующая позиция, ниже будет понятно, почему);

- часть считала, что Али и Мухаммед равны;

- часть считала, что Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн- являлись одним лицом с разными интерпритациями.

Были и другие более экзотичные мнения (например гурабиты), но нам сейчас важно другое.

Естественно, что следы о данном учении затирали как ересь очень усердно и сейчас можно найти упоминания, что оно имело практику когда-то достаточно давно, аж где-то в VIII в., но самоликвидировалось. Практически нет упоминаний о центрах движения. численности или духовных лидерах, но также нет данных о том были ли отдельные мечети и медресе, книги и обряды, ну конечно, может наличие этих атрибутов и необязательно, но есть одно любопытное обстоятельство.

даймиты от арабского глагола «джахм» - «осуждать», так как они осуждали призыв идти за пророком Мухаммедом, а не за Богом- Али, то есть это всего лишь реакция Общины на внедрение нового культа. В Европе таких назвали протестантами (даже название то же), а в России раскольники или старообрядцы.

Движение, будто осуждено как ересь, давно забыто и осталось в глубоком прошлом, но поисковики на него реагируют достаточно живо.

Алевиты



алевитка

Субэтническая и религиозная община в Турции, Албании и Болгарии. Очень часто алевитов называют Кызылбаши, то есть красноголовыми, по преданию имам Али призвал носить на голове красные шарфы, дабы отличаться от остальных мусульман. Напомню, племена кызылбашей обслуживали караванный путь из мамлюката Каджар (Иран) в Стамбул и именно с их помощью Селим III и Махмуд II разгромили янычарский корпус и установили единоличную власть осман в Константинополе. Кроме того, Кызылбаши оказали помощь младотюркам в захвате власти, одно из племён носит название Юрюки или Урюки, что в переводе означает воины, по одной из версий название страны Турция происходит от этого племени.

В своих молитвах алевиты используют не арабский язык, а родной язык общины, то есть турецкий, курдский или зазаки, также алевиты молятся у себя дома и не посещают мечетей.

Алевиты верят, что человек живёт, чтобы стать совершенным человеком и таким предстать перед Богом. Отрицают обрядовость, в том числе пятикратный намаз. Народное мнение, объясняет это тем, что почитаемый имам Али погиб во время намаза в мечети. Алевиты держат пост не в рамазан, а постятся 12 дней в октябре в память о мучениках Кербелы.

Новый год отмечают на Навруз- 21 марта, тогда же отмечают день рождения имама Али (более распространена версия 15 сентября).

Алевитам, как старообрядцам России (хлыстам, молоканам, скопцам и пр.), свойственно радение- форма коллективного богослужения. Цели: поклонение Богу, духовное обновление, общественный контроль, образовательная и просветительская функции, а также играла роль судебного органа, так из-за притеснений со стороны властей община предпочитала решать внутренние проблемы самостоятельно. также широко практиковался принцип сокрытия веры- религиозной маскировки.

Женщина равноправна с мужчиной, присутствует на религиозных церемониях, многожёнство запрещено, так как у имама Али была одна жена- Фатима.



расселение алевитов

Численность алевитов оценить сложно, «независимые» оценщики озвучивают цифры в 10-12 млн. Сами же алевиты заявляют, что до 30% населения Турции являются алевитами. Как видно на карте сохранилось верование в труднодоступных для властей местах.

Тесно связан с верованиями бекташи- смеси мистического ислама и христианских обрядов. Во второй половине прошлого века Алевитизм стал осмысляться в нерелигиозных терминах, а на рубеже веков приобрёл смысл единство этнического и культурного меньшинства.

Название говорит само за себя - последователи Али, то есть шииты. Важно, что большинство алевитов после исламской революции в Иране перестали себя идентифицировать шиитами. так как увидели в обновлённом учении джафаритов, искажение истинного верования.

Иными словами, алевиты- это и есть изначальный «народный» ислам- религия населения обслуживающего торговый путь, без мечетей и арабского языка богослужения, с тесной связью с христианством (ещё без Христа), и множеством вкраплений народных обрядов.

продолжение следует...

имам Али, Ислам, цивилизация, шиизм, религия, проект "Оптика"

Previous post Next post
Up