Мифы о занятиях фортепиано

Dec 30, 2014 15:37


На pianoworld обсуждается тема «Piano Lesson Myths» со ссылкой на статью одного опытного педагога. Топикстартер процитировал из статьи два понравившихся ему мифа:
1. «Занятия на фортепиано должны быть приятными».
Реальность: Настоящие занятия очень, очень скрупулёзны и скучны. Причина, почему так много людей начинают заниматься на фортепиано и вскоре бросают, в том, что они неправильно предположили, что из-за их любви к музыке и давнему желанию играть на фортепиано ощущение самих занятий будут радостны. Они либо обнаруживают, что это не так и бросают, либо продолжат годами брать уроки игры, не достигая особых результатов, оставаясь недоразвитыми, потому что они избегают настоящей работы. Вы должны понять, что только РЕЗУЛЬТАТ приносит удовольствие. Когда вы овладеваете инструментом, или когда разучили конкретное произведение - только ЭТО дает радость и вознаграждение. Но, пожалуйста, уясните себе: занятия НЕ ДОСТАВЛЯЮТ РАДОСТЬ.
2. «Принуждение ребенка к обучению игре на фортепиано происходит для их же блага, они оценят это позже.»
Реальность: В противовес небольшому проценту людей, для которых это может быть верным, гораздо больший процент людей бросают игру навсегда, отворачиваясь от музыки! Я удостоверяюсь в этом, так как большинство моих учеников взрослые, многие из них «возвращенцы». Это те люди, которые забросили фортепиано на 35 лет, потому что оно травмировало их в детском возрасте, когда их заставляли выступать, к чему они не были готовы, или бесконечно заниматься, что они ненавидели. Это те люди, которые в результате сверх компенсировали себя так, что СОВСЕМ вычеркнули музыку из своей жизни! Эти поломанные души нуждаются в поощрении, лечении и любви. Несомненно, они могут стать уверенными музыкантами в конце концов, но это большая работа, потому что травма глубоко врезается в их сознание. Если я обнаруживаю, что ребенку не нравится фортепиано, то я извещаю его родителей, что я не могу его учить, потому что я не желаю способствовать созданию такого цикла.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я люблю резкие суждения, которые часто позволяют освежить собственное восприятие. Но я оставляю их в определенных рамках, считая резкость элементом словесной игры со мной как читателем, и не позволяя себе свободно шарахаться («а мужики-то не знали…») от одного мнения к другому. В конце концов свою голову нужно иметь на плечах, а не плакаться потом, что «нас неправильно обучали». Вы сами и обучали-с…
В ветке форума тут же посыпались возражения в духе «а мне, действительно, нравится заниматься отработкой техники, совсем не скучно». И я сам как-то не резонирую с той категоричностью, с которой выступает автор статьи. Тем не менее, считаю ее интересной и полезной в качестве альтернативного взгляда, способствующему полноте, трехмерности всей картины обучения музыке. Поэтому собираюсь еще опубликовать несколько постов с переводами выдержек из этой статьи.
Что значит нравится или не нравится? Рубить дрова вам нравится? Кому как. Кому-то в охотку, чтобы размяться физически, а кому-то ну совершенно противно и тяжело. Все зависит от конкретного человека, конкретной ситуации, конкретных физических данных, конкретного умения, конкретной цели, конкретного настроения. Наверное, если вы жили бы зимой в промерзшей избушке, несколько дней стучали бы зубами от холода, и вдруг вам достались дрова, которые остается только наколоть, то не думаю, что вас обуяла бы скука во время колки дров. Все было бы радостно и весело в предвкушении! То же самое, по-моему, и с обучением музыке. Главное не терять смысла и цели - ни стратегической долговременной, ни тактической кратковременной.
Среди ответов в ветке форума был еще такой:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я считаю, что как учителя фортепиано, включая себя самого, мы иногда вводим себя в заблуждение. Нам хочется думать, что другие любят то же, что любим мы.
У меня было более 600 учеников, и, действительно, занятия скучны для 95% из них. Мне самому никогда не нравилось заниматься, пока я не выучился как делать это очень медленно и с глубокой концентрацией («в зоне»). Теперь мне это очень нравится. Мы все здесь пришли на этот форум, потому что мы маленькая группа людей, которым нравится «находиться в потоке» во время занятий. Действительность состоит в том, что мы музыкальные фрики. Большинство обычных людей считают занятия скукотой. А самое начало обучения фортепиано совершенной скукой!  Как только вы достигаете высокого уровня, то занятия становятся легкими и интересными.
Есть пять этапов, которые проходятся в процессе овладения каким-то навыком:
1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
Я не знаю, как это делать, и не осознаю своего незнания.
2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
Я отчетливо понимаю, что не могу этого сделать.
3. НЕУКЛЮЖИЕ ПОПЫТКИ
Я начинаю понимать, что нужно делать, но мне приходится сильно концентрироваться. (НЕ ОСОБО ВЕСЕЛО для большинства людей)
4. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Я могу это! Устойчиво!
5. НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Это настолько является частью меня, что я даже не думаю об этом. (ПРИЯТНО для большинства людей).

image Click to view



--------------------------------------------------------------------------------------------------
В последующие дни я перевел все перечисленные в статье мифы:

Миф: Сначала обучаться классической музыке прежде чем приступать к популярной музыке или джазу.
Миф: Дети обучаются быстрее чем взрослые.
Миф: У меня обучение должно было получится быстрее!
Миф: Сначала техника пальцев
Миф: Лучше всего заниматься долго.
Миф: Наверстать потерянное время
Миф: Импровизация - это то, чем я могу заняться, изучив теорию получше.
Миф: Обозначения пальцев нужны только для начинающих
Миф: Никогда не рисуйте в нотах
Миф: Я не должен никогда смотреть на свои руки при игре
Миф: Мне нет необходимости продолжать заниматься руками по отдельности
Миф: Полезно поднимать пальцы и сильно нажимать
Миф: Мои занятия всегда должны начинаться упражнений для пальцев чтобы разогреть руки
Миф: На занятиях я никогда не должен спешить
Миф: Популярную музыку легче разучивать, чем классическую.
Миф: Я должен разучивать новое произведение по порядку, от начала к концу.
Миф: О длинных и тонких пальцах


музыкальные занятия, форепиано, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up