Михаил Кошкин: «Броня крепка, и танки наши быстры…»

Sep 26, 2021 14:14

26 сентября 1940 года скончался создатель лучшей боевой машины Второй мировой войны.

Он не дожил до триумфа легендарного детища, отдав жизнь за будущую Победу за девять месяцев до начала войны. Свой вклад в разгром врага конструктор Т-34 сделал первым, вооружив Родину танком, которому не было равных в мире. Этот танк его и погубил, отняв здоровье на беспрецедентной обкатке. Рождение «тридцатьчетверки» оборвало жизнь ее «отца» в 41 год.



У Михаила Кошкина не осталось даже могилы (уничтожена в войну фашистами). И долгое время о танке Победы мир знал больше, чем о его авторе. Люди, создававшие «щит Отечества», не были публичными. Скрывалось даже предприятие, выпустившее самую совершенную боевую технику военных лет - харьковский завод им. Малышева «маскировался» под «псевдонимом» Южный. А, между тем, личная биография конструктора самого известного советского танка не менее интересна, чем история создания Т-34.



Жизнь бросала…

Батрак, кондитер, солдат, студент, директор и снова студент - в такой последовательности менялся статус крестьянского сына Михаила Кошкина до его прихода в танкостроение.
Родился Михаил Ильич в селе Брынчаги Ярославской губернии 3 декабря 1898 года (по старому стилю 21 ноября) и, если бы не революция, никогда бы не стал инженером. Ему не исполнилось и семи лет, когда в 1905 году не стало надорвавшегося на заготовке леса отца. Чтобы прокормить семью, овдовевшая мать троих малолетних детей вынуждена была пойти батрачить. Помогал добывать трудовой кусок хлеба и Миша. На заработки в Москву он отправился в 14 лет - устроился подмастерьем на кондитерскую фабрику, известную ныне под названием «Красный Октябрь».
Но «сладкая жизнь» быстро закончилась: началась Первая мировая война, за ней - гражданская, и молодой боец встал под ружье. Рядовой пехоты примкнул к Красной Армии и воевал в ее рядах с армией Врангеля. Несколько ранений и заболевание тифом - на войне как на войне.




После боев под Царицыном и Архангельском Кошкин стал политруком. В  1921 году с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове и был направлен учиться на руководителя народного хозяйства в Москву. В 1924 году выпускнику Коммунистического университета им. Свердлова доверили возглавить Вятскую кондитерскую фабрику: с полученными знаниями бывший рабочий карамельного цеха стал руководителем производства. В 30 лет директор фабрики женился и, проработав в Вятке четыре года в партийных органах, снова взялся за гранит науки - поступил в Ленинградский политехнический институт. Еще в студенчестве стал работать в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, а после диплома пришёл в этот коллектив трудиться на «оборонку».



Стране нужны танки

Угроз советской стране можно было ждать и с запада (германский фашизм), и с востока (японский милитаризм). А производственно-технической базы танкостроения до 1929 года не было. Нужны были технологии танковых моторов и брони, рабочие и специалисты. Поэтому задача стояла срочная: создать опытные образцы и вооружить армию современными типами танков в течение двух лет (постановление «О состоянии обороны СССР»).
Опытное танкостроение на пяти отечественных заводах (московском, ленинградском, горьковском и харьковском) сопровождалось закупкой в 1930 году «образцов для подражания»: английских лёгких танков «Виккерс-6т» и американских быстроходных колёсно-гусеничных «Кристи». А танковый дизель создавался наряду с тракторным - параллельно вышло постановление «Об установке дизелей на автомобили и тракторы».



Выпускник кафедры «Автомобили и тракторы» Михаил Кошкин искал пути не только совершенствования уже придуманной техники, но и создания принципиально новой. За пару лет после окончания вуза он прошёл в Ленинграде путь от рядового инженера до заместителя начальника конструкторского бюро. За участие в создании танков Т-29 и Т-111 он удостоился ордена Красной Звезды.





Резонно, что именно такому специалисту решено было доверить руководство танковым КБ в Харькове. Новое назначение не обсуждалось, и Кошкину пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить домашних в необходимости переезда. Женское сердце билось в тревоге - жена не хотела уезжать из Ленинграда…



Не на пустом месте

Организация танкового производства проводилась не на пустом месте. Харьковский паровозостроительный завод имел опыт создания и ремонта бронетехники: работал и с броневиками, и с бронепоездами, и с танками - в начале 20-х годов восстанавливал три десятка трофейных машин, а потом получил для изучения купленный за границей «Кристи». Группа разработчиков опытных образцов танков в КБ тракторного отдела появилась ещё в 1926 году. Со временем в тракторном цехе открыли участок по сборке танков и укомплектовали танковое СКБ.
Перед назначением начальником танкового специального конструкторского бюро Михаила Кошкина (приказ наркома тяжёлой промышленности Г. Орджоникидзе от 28 декабря 1936 года) предприятие засекретили, переименовав в завод № 183.



Новый руководитель приехал на завод в тяжёлое время репрессий, поводом для которых послужил массовый выход из строя выпускавшихся на предприятии шестерёнок в коробках передач танков БТ-7. В тот период схлопотать обвинение по статье о саботаже и вредительстве было нетрудно. Попали в немилость и прежний руководитель КБ Афанасий Фирсов с группой конструкторов. Сначала отстраненного от должности предшественника перевели в рядовые инженеры, а когда он передал дела преемнику, арестовали и приговорили к 20 годам лагерей. Позже это обстоятельство недоброжелатели Кошкина используют как аргумент в пользу того, что реальным автором Т-34 был не он, а Фирсов и К.



Меньше года понадобилось коллективу под руководством Михаила Кошкина на то, чтобы модернизировать недоработанный танк, создав первую в мире бронемашину БТ-7 М с танковым дизелем. Около 800 таких танков харьковское предприятие поставило армии с 1937 до 1940 годов.

Вместо колес - гусеницы

Осенью 1937 года харьковский завод получил задание на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И опять возникает фигура, причастная к данному проекту, помимо Кошкина. Некоторые видят в этом заслугу Адольфа Дика, сконструировавшего танк А-20. Но с реализацией задачи коллега не уложился в срок, за что получил ту же статью, что и Фирсов. При этом Адольф Яковлевич пережил и Кошкина, и Фирсова (умер в 1978 году), так что имел время расставить точки над «I».



В проект А-20 было внесено много модификаций, а главную дискуссию вызвал вопрос: нужны ли танку колеса, если у него есть гусеницы? Как показывал опыт, колёсный ход годился лишь для шоссе, а на бездорожье три пары ведущих колес одновременно отказывали. Тогда в Харькове и родилась инициатива альтернативного варианта - создания исключительно гусеничного танка А-32.
От «самодеятельности» конструкторов на Высшем военном совете в Москве были не в восторге. Свое видение танка будущего Кошкин отстаивал с полным пониманием, что ошибки ему никто не простит. И решающее слово сказал Сталин: «Стройте обе модели, а выводы сделаем после испытаний…».



У Михаила Ильича не было другого выхода: машина должна быть проходимой, скоростной, огнестойкой и поражающей ударной мощью. И он добился, помимо новаторской идеи гусеничного хода, сочетания высоких боевых характеристик по бронезащите, огню и маневренности. Это достижение его личное и работавших бок-о-бок продолжателей дела - сослуживцев Александра Морозова, Николая Кучеренко и конструктора двигателей Юрия Максарева.



Ударил танкопробегом…

Первые образцы новых танков поступили на испытания в начале Второй мировой войны - осенью 1939 года. Их обкатывали в реальном противостоянии во время советско-финского военного конфликта. Эксперты признали преимущества А-20 и А-32 перед выпускавшимися ранее моделями, но гусеничный вариант танка Кошкина оказался лучшим.
Перед решением о запуске в серийное производство танк доработали, поставив 76-миллиметровую пушку и нарастив броню до 45 мм. Так появился танк с индексом Т-34.



Но для начала массового выпуска опытные образцы должны были набрать положенный километраж. Конструктор принял решение: танки поедут в Москву из Харькова своим ходом.
В истории танкостроения этот пробег стал беспрецедентным. И возглавил его сам Кошкин. В зимних условиях простуженный конструктор трясся по бездорожью в танке - причем ехал в нем 750 км туда и обратно.



17 марта 1940 года два танка Т-34 подъехали к Кремлю. «Первых ласточек наших бронетанковых сил» Иосиф Сталин встречал лично.



Но порадоваться успеху Михаилу Кошкину не довелось. По дороге в Харьков один из танков въехал в озеро, и помогавший его вытаскивать конструктор искупался в ледяной воде. Под Орлом он окончательно загубил свои легкие - надсадный кашель говорил о серьезном воспалении.



Харьковские врачи с лечением не справились - пришлось срочно вызывать хирурга из Москвы. Удаление легкого было единственным шансом выжить. Но во время реабилитации в заводском санатории 41-летний Михаил Кошкин скончался. Не стало Михаила Ильича 26 сентября 1940 года. Нехорошие предчувствия жены оказались не напрасными - как и мать отца Кошкина, Вера Николаевна рано осталась вдовой с тремя детьми…

Гордость страны

В последний путь Михаила Кошкина провожал весь завод. «Коллектив его любил, - вспоминал ветеран предприятия, технолог А. Забайкин. - Михаил Ильич был простым, немногословным и деловитым, каким и должен быть хороший руководитель».
Три дочери конструктора остались жить в Харькове:  Елизавета стала учителем географии, Тамара - геологом, Татьяна - преподавателем в Харьковском университете. Но на могилу отца они не ходили - гитлеровцы уничтожили ее во время оккупации Харькова.
Счеты с фашистами свел танк Кошкина. Вот как отозвался о нем автор книги «Европа в войне 1939-1945. Без простой победы», профессор Оксфордского университета Норман Дейвис: «Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет сделан в СССР? Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». А американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

За разработку легендарного танка 10 апреля 1942 года Михаилу Кошкину была посмертно присуждена Сталинская премия. А через полвека, в 1990 году, первый и последний президент СССР присвоил ему звание Героя Социалистического Труда.
Михаилу Кошкину посвящен фильм «Главный конструктор» с Борисом Невзоровым в главной роли. На родине и в Харькове ему установлены бронзовые бюсты. Но главным памятником этому легендарному человеку останется главное достижение его короткой жизни - танк, которому рукоплещет мир.





© Вячеслав Капрельянц, 2017

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Читайте также по теме:

Дин Рид: американский мятежник
https://slavikap.livejournal.com/23423036.html

Чарли Чаплин: миллионер с «левыми» взглядами. Почему «короля комедии» вышвырнула Америка?
https://slavikap.livejournal.com/23349299.html

Грейс Келли: Вулкан под снегом. Тайна жизни и смерти десятой княгини Монако
https://slavikap.livejournal.com/23287813.html

С Днем рождения, Король! 5 сентября 1946 года в Каменном городе на острове Занзибар родился будущий фронтмен The Queen Фредди Меркьюри.
https://slavikap.livejournal.com/23129725.html

Валерий Харламов: родился и погиб в машине. 10 фактов из жизни выдающегося спортсмена
https://slavikap.livejournal.com/22979066.html

Железному Арни - 70! 35 фактов из жизни Терминатора
http://slavikap.livejournal.com/22507357.html

Любимому композитору сегодня исполнилось бы 86 лет. Мгновения Микаэла Таривердиева
http://slavikap.livejournal.com/17101224.html

Иван Айвазовский - интересные факты. 29 июля - 200 лет со дня рождения самого известного русского  художника-мариниста и баталиста.
http://slavikap.livejournal.com/22487510.html

Чао, Чак! Прощай, Мистер рок-н-ролл: ушел отец рок-музыки Чак Берри.
http://slavikap.livejournal.com/20411732.html

Побег, изменивший историю. Как советскому пленному удалось рассекретить ракетную программу Рейха?
http://slavikap.livejournal.com/19815953.html

Степан Микоян: дотянул до горизонта. Он никогда не боялся смерти, будто зная, что встретится с ней не скоро…
http://slavikap.livejournal.com/20490731.html

Кому помешал «русский Тесла»? Имя Николая Пильчикова сегодня известно лишь в научном кругу. А до революции о нем знал весь мир.
http://slavikap.livejournal.com/20347294.html

Укротительница царей. 13 марта 1910 года родилась легендарная дрессировщица Ирина Бугримова.
http://slavikap.livejournal.com/20325277.html

Юрий Сенкевич: Ушедший за горизонт. 80 лет назад родился самый известный советский путешественник Юрий Александрович Сенкевич.
http://slavikap.livejournal.com/20173792.html

Юрий Поярков. В день 80-летнего юбилея не стало самого титулованного волейболиста планеты
http://slavikap.livejournal.com/19843225.html

От смешного до великого. 30 января родился режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
http://slavikap.livejournal.com/19678323.html

Далида: "Жизнь невыносима. Простите". 17 января 1933 года родилась одна из самых трагических певиц современности.
http://slavikap.livejournal.com/19475085.html

Юрий Никулин: радость не в тягость. Только клоун не боится быть смешным, потому что в этом - его миссия.
http://slavikap.livejournal.com/19030538.html

Зельдин: послесловие. Прошло 9 дней как не стало Человека трёх эпох - старейшего артиста планеты Владимира Михайловича Зельдина.
http://slavikap.livejournal.com/18471078.html

Обиды и радости Олега Попова
http://slavikap.livejournal.com/18370853.html

8 октября автору Штирлица исполнилось бы 85 лет. Неизвестные факты из жизни известного писателя. Юлиан Семенов: «Трагедия не может длиться вечно»
http://slavikap.livejournal.com/17951200.html

150 лет назад родился английский писатель Герберт Джордж Уэллс (1866-1946). Запутавшийся пророк
http://slavikap.livejournal.com/17687933.html

Агата Кристи - третья после Библии и Шекспира
http://slavikap.livejournal.com/17575632.html

24 сентября - 120 лет со дня рождения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896-1940. По обе стороны рая
http://slavikap.livejournal.com/17739496.html

ЖЗЛ, мои посты

Previous post Next post
Up