150 лет назад родился английский писатель Герберт Джордж Уэллс (1866-1946)
Sep 22, 2021 20:13
Запутавшийся пророк
Кто руководил взглядами самого известного в мире фантаста?
Он угадал время начала Второй мировой войны и дату рождения эпохи «свободной любви» на фестивале хиппи в Вудстоке. Предсказал изобретения атомной бомбы и Интернета. Предвидел появление коммерческого телевидения и видеозаписей. Напророчил будущее с климатической техникой, мощными грузоподъемниками и вертолетами. А еще - подсказал идею Мирового государства и Мирового правительства, которая тоже реализовалась, хотя и в несколько иной интерпретации...
Лучше ломать ногу, чем бедро
Будущий автор «Войны миров», «Машины времени» и «Человека-невидимки» родился 21 сентября 1866 года в английском Бромли, в семье мелкого лавочника, зарабатывавшего на жизнь крикетом. Отец Уэллса-младшего Джозеф играл на деньги, потому что продажей фарфора семью было не прокормить. Во всяком случае, бывшему садовнику торговля давалась тяжело. В жены он взял горничную Сару Нил, которая и родила ему сына. Из наследника родители мечтали вырастить грамотного торговца, а потому отдали его в восьмилетнем возрасте учиться коммерции.
Но мальчик сразу же сломал ногу и вместо занятий по арифметике увлекся чтением художественной литературы, что пригодилось ему в жизни гораздо больше, чем умение вести торговлю в лавке. А через пять лет сломал бедро отец, и в этом уже не было никакого положительного продолжения. На «Коммерческую академию Томаса Морлея» 13-летнему подростку пришлось зарабатывать самому.
Биолог + журналист = фантаст
И всё же жизнь дала Уэллсу шанс окончить в 1888 году Королевский колледж Лондонского университета. Способному юноше понадобилось всего три года, чтобы стать обладателем двух учёных званий по естественным наукам, а в будущем он защитит степень доктора биологии.
При этом Герберт успел пройти обучение торговле мануфактурой, поработать аптекарем, поучительствовать в школе, попреподавать точные науки и попрактиковаться в помощниках у известного английского зоолога-дарвиниста, члена Королевского общества Томаса Гексли (Хаксли). А в 1893 году Уэллс радикально поменял профессию, занявшись журналистикой. Его успехи на писательской ниве затмят все остальные достижения, и в 1933 году он возглавит британский ПЕН-клуб.
На протяжении жизни Герберт Уэллс сочинил почти четыре десятка романов и несметное количество рассказов, две всемирные истории и три детские книги. Но были еще и 60 полемических брошюр по философии и общественном переустройстве. Из-под пера фантаста вышло 30 брошюр об эволюции и революции, войне и мире, национализме и вооружении, всеобщем управлении и мировом равновесии. В конце творческого пути он уже писал не художественный вымысел, а исследования, оставив миру три десятка томов социально-политических прогнозов.
«Я вас предупреждал»
Уэллс «запрограммировал» фантастику на многие годы вперед, став автором популярных тем, к которым его последователи обращаются по сей день. Это он еще в 1895 году, в первом же своем фантастическом романе «Машина времени», заявил о четырехмерной реальности, на 10 лет опередив Эйнштейна. А тремя годами позже писатель предсказал войны будущего - с использованием авиаударов, отравляющих газов и лазерного оружия («Война миров», а позже - «Война в воздухе» и «Когда спящий проснётся»). В 1905 году он рассказал о разумной цивилизации насекомых («Царство муравьёв»).
В 1914 году предсказал атомное оружие и его применение во Второй мировой войне («Мир освобождённый»). А в 1923 году фантаст впервые ввёл в литературу параллельные миры («Люди как боги»). Ему же принадлежат подхваченные другими фантастами идеи невесомости и антигравитации («Первые люди на Луне»), ускорения темпа жизни и пр.
Но все эти оригинальные идеи для великого фантазера не являлись самоцелью, а лишь служили наглядным пособием для его социально-критических взглядов. «А я вас, придурки, предупреждал!», - написал автор в эпитафии к собственной жизни.
Зачем пилить дерево?
О чем же он нас предупреждал, и почему остался недопонятым? Ведь нельзя считать адекватным откликом на его творчество, например, высказанное в 1912 году мнение Артура Конана Дойля: «Мистера Уэллса можно сравнить с человеком, который хочет спилить плодоносящее дерево из-за плохого урожая и не идеальной кроны. Вместо того чтобы помочь дереву разрастись, он предлагает посадить на его место новое. Но прошлые труды пропадут, а молодой саженец может и не прижиться…».
Парадокс в том, что Уэллс и сам понимал, что «ломать - не строить». Он и не предлагал особо радикальных преобразований и даже предостерегал от революций. В той же «Машине времени» автор намекал на полную деградацию общества, поглощенного классовой борьбой.
С 1903 года Уэллс был членом Фабианского общества, выступавшего за «политику с оглядкой», «постепенность» и осторожность. На этой почве он конфликтовал с Бернардом Шоу, создавшим внутри фабианцев клуб «социалистов-реалистов», ставивших целью достижение власти. В ту же пору писатель познакомился с Уинстоном Черчиллем, которого поддерживал на парламентских выборах как либерала, но оппонировал ему впоследствии как консерватору. Позже Уэллс и сам баллотировался в британский парламент, выставляя свою кандидатуру в 1922-23 годах от Лейбористской партии.
Пацифист, милитарист или просто утопист?
Противоречивым было и отношение писателя к войне. С одной стороны, он был пацифистом и антифашистом, критиковал «патриотическую истерию» и радикальный национализм, считая их виновниками Первой мировой войны. А с другой стороны, поддерживал в 1914 году участие в этой «всеобщей бойне» Великобритании.
Но о гибельной опасности фашизма Уэллс предупредил человечество еще в 1927 году, написав роман «Накануне». Для недопущения подобных катастроф он и предлагал создать Мировое правительство. Когда Лига Наций не смогла предотвратить новую мировую войну, фантаст разочаровался в её «регуляторных» возможностях.
Будущее «мировое государство» Уэллс видел технократическим и социалистическим, а создавать его должен, по версии писателя, средний класс технократов путём «мирного и открытого заговора». Проецируя мысль утописта на день сегодняшний, подразумевать можно, наверное, некую лево-либеральную общественную конструкцию, основанную на симбиозе западного либерализма с советским социализмом.
В социализм - без Маркса
Считая себя социалистом, Уэллс не принимал марксизм в принципе: «Маркс - за освобождение рабочего класса, а я - за его уничтожение». Его «политическим кредо» был «демократический социализм», о чём писатель заявлял в «Уэллсовском плане нового устройства общества».
В этом и был корень его разногласий с вождем мирового пролетариата Лениным. По словам Уэллса, это были разногласия между марксистом и «эволюционным коллективистом». Отрицая крайности, писатель отвергал идею социальной революции с диктатурой пролетариата и свержением капиталистической системы как условия становления нового экономического уклада. Он верил в капитализм «с человеческим лицом», настаивая на возможности его развития до «цивилизованного» состояния и превращения во всемирную коллективистскую систему. Всё это, по убеждению фантаста, должно было произойти в результате «воспитательной работы».
Свои взгляды Уэллс лично высказывал Владимиру Ильичу и изложил их в «путевых очерках» «Россия во мгле». В России и СССР любитель лекций и путешествий побывал трижды: в 1914 году (останавливался в петроградской гостинице «Астория»), в сентябре 1920 года (жил дома у Максима Горького, который и устроил ему встречу с Лениным) и в июле 1934 года, когда писателя с мировым именем принял руководитель советского государства Сталин.
Игра в солдатиков
С детства обожая игру в солдатиков, Уэллс оставался ее поклонником всю жизнь. Это увлечение позволило ему однажды даже составить план реальных штабных учений и проверить жизнеспособность своей стратегии на событиях Первой мировой.
«В солдатиков» он поиграл, по его собственному высказыванию, и со Сталиным. Уэллс и Иосифа Виссарионовича «пригрузил» своим отрицанием марксизма, призвав отказаться от «устаревшей чепухи» о классовой борьбе и пролетариате. Вместо этого писатель предлагал объединить усилия с США для создания «мира согласия и изобилия» (https://www.marxists.org/russkij/stalin/t14/t14_04.htm).
Уэллс до конца жизни был сторонником дружбы между Советским Союзом и США, предлагая создать на этой основе Мировое правительство. В подходах к государственным делам Сталина и Рузвельта писатель видел много общего, а именно - реорганизацию общества для создания плановой экономики. После Великой депрессии это была наиболее приемлемая стратегия для Америки, и Уэллс записал Рузвельта в сторонники социализма. Вашингтон и Москва, по мнению фантаста, шли разными путями к одной цели: организации крупномасштабной индустрии.
Впечатление от знакомства с советским лидером у фантаста осталось неизгладимое. Его предубеждения насчёт «подозрительного и осторожного монополиста власти», «тирана и деспота», «жестокого доктринёра» и «фанатика-горца» развеялись с первых же минут этого обстоятельного трехчасового разговора. «В нём не оказалось ничего зловещего, - отозвался Уэллс о Сталине. - Я ещё не встречал человека более честного, искреннего и порядочного, чем и могу объяснить огромную его власть в России».
Шерше ля фам
Именно Россия должна была стать, с точки зрения Уэллса, моделью для создания «общества будущего», на которой технократы воплотят передовые идеи с чистого листа. Почему же столько внимания житель Лондона и Ривьеры уделял незнакомой ему стране?
Оказывается, даже в этой истории уместна глубокомысленная французская поговорка «Ищите женщину!». Налаживать мостик между СССР и США английскому фантасту помогала его гражданская жена (третья после двух законных) Мура Закревская, которая была двойным агентом: британской разведки и ОГПУ-НКВД. Влюблённый Уэллс об этом даже не догадывался.
Официально писатель был женат дважды: с Изабелль Мэри Уэллс развёлся (годы брака - с 1891 по 1895), а Эми Кэтрин Уэллс похоронил: в 1928 году мать его двух сыновей скончалась от рака. Но третью свою неформальную жену Уэллс встретил за восемь лет до того, как овдовел.
В свой второй приезд в Россию, в 1920 году, англичанин познакомился с любовницей Максима Горького, полтавчанкой Марией Закревской (она же Бенкендорф, она же Будберг). Остановившись у Горького, гость и в мыслях не имел соблазнить его женщину - та сама залезла ночью в его постель.
Любовниками Муры Игнатьевны были Фрейд и Рильке, Ницше и Чуковский, Петерс и Ягода. Но связь с руководителями ОГПУ и НКВД возникла не вдруг. Поводом для шантажа стал роман Закревской с английским агентом Локкартом. На «поводке» женщину держали с 1918 года, когда ей пришлось работать на ЧК. Любовницей «буревестника революции» Мария Игнатьевна стала в надежде на то, что сможет выехать из страны. И Горький её таки вывез. Сам потом вернулся, а она - нет. После отъезда Горького с Капри в СССР, Мура возобновила отношения с Уэллсом, который к тому времени остался один. В 1933 году Мария Будберг переехала в Лондон, где жила с фантастом, отклонив его предложение о замужестве. Именно эта женщина и влияла на общественно-политическую деятельность Герберта Уэллса до его смерти в 1946 году.
Дело его живёт
Умер Уэллс от осложнений на фоне нарушения обмена веществ. По завещанию писателя, сыновья кремировали тело отца и развеяли его прах над Ла-Маншем.
А идею фантаста о Мировом правительстве подхватил правнук двойного агента Муры - Ник Клегг, ставший лидером британских либерал-демократов. Его прабабушка-чекистка покинула этот мир в 1974 году, передав эстафету построения нового общества, которое теперь выглядит как конфедерация Америки и Европы. С задачей интеграции Британии в ЕС в союзе с США и Канадой соратники Клегга, судя по последним событиям, не справились. Но точку в этом деле ставить рано. Последователь идей Герберта Уэллса не порывает связей с Россией. Говорят, он регулярно обсуждает политические планы с духовным наставником своей семьи, архиепископом Анатолием Керченским. Викарий епархии Русской православной церкви Московского патриархата в Великобритании признаёт, что однопартийцы Клегга рассматривают патриарха Кирилла как союзника в деле «вестернизации» российского мировидения.
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Михаил Кошкин: «Броня крепка, и танки наши быстры…». 26 сентября 1940 года скончался создатель лучшей боевой машины Второй мировой войны. https://slavikap.livejournal.com/23495288.html
Побег, изменивший историю. Как советскому пленному удалось рассекретить ракетную программу Рейха? 8 февраля 1945 года русский летчик Михаил Девятаев http://slavikap.livejournal.com/19815953.html