ПАРАДОКСАЛЬНО, НО КРЫМ УШЁЛ В РОССИЮ ПО ЗАКОНАМ УКРАИНЫ
Чтобы эта запись, созданная 29 сентября 2019, находилась в начале моего блога, она имеет искусственную "отложенную" дату. Это агрегатор нескольких моих заметок на тему, поставленную в заголовок, объединённых общим замыслом.
В них я пытаюсь смоделировать позицию Российской Федерации в случае, если её верховная власть вдруг захочет юридически безупречно доказать, что возвращение Крыма в состав России имело серьёзные законные основания. Быть может, кому-то это пригодится в дискуссиях о судьбе Крыма.
(Добавлено 2023-03-12) Рассмотрение темы, поставленной мной в заголовок, становится актуальным в связи с попытками найти выход из текущей невойны путём переговоров. До настоящего времени Кремль вообще отказывался обсуждать статус Крыма, заявляя, что вопрос решён окончательно. Однако когда начнутся переговоры о мире, эта непримиримая позиция может измениться.
Этот материал также может помочь правительству Украины элегантно отказаться от претензий на Крым и тем самым завершить конфликт с Россией, сохранив своё лицо. Дело в том, что, как показано в моих заметках, Крым ушёл из Украины в соответствии с законами этого государства. Что может кому-то показаться странным, но таково это замечательное государство; некоторые его законы написали блаженные идиоты. Однако Dura lex sed lex.
[Нажмите, чтобы прочитать краткое содержание] В 1954 году власти СССР незаконно передали Крымскую область из РСФСР в УССР, не удосужившись оформить всё юридически грамотно даже после того как стало понятно, что накосячили. И это нарушение закона продолжалось до 1977-1978, когда были приняты новые союзная и республиканские Конституции. Эти законодательные акты юридически корректно зафиксировали право УССР на владение Крымом.
В 1990 году, наконец, был принят Закон СССР, регулирующий порядок выхода союзной республики из СССР. По этому закону автономные образования получили право на выход из своей союзной республики, если общереспубликанский референдум показал, что внутри автономии имеется недостаточная поддержка идеи выхода данной союзной республики из СССР (требовалось 2/3 голосов граждан, имеющих право голоса -- как в союзной республике, так и отдельно в каждой автономии). В том же году на основе общекрымского референдума Крымская область была трансформирована в Крымскую АССР и это было зафиксировано в Конституции УССР. Так центральная власть СССР заложила мину под давно зревшую идею независимости Украины, которая могла повлечь распад Союза.
И таки повлекла. Союз распался, но накануне распада по закону СССР, который действовал на момент проведения Всеукраинского референдума 01.12.1991, Украина получила право на независимость, а Крымская АССР из-за недостаточного числа голосов ЗА отделение Украины от СССР получила право самостоятельно решать свою судьбу на новом референдуме. Этот референдум был проведен в Крыму 14.03.2014 под силовым давлением России и с нарушением закона Украины. Его результаты придают такую же легитимность отделению Крыма от Украины, как придал легитимность независимости Украины референдум 01.12.1991, который тоже был проведен с нарушением действовавшего на тот момент закона СССР, причём в условиях массового обмана избирателей пропагандой украинских сепаратистов. То есть оба референдума одинаково легитимны и одинаково незаконны. Я уверен, что Украина никогда не дезавуирует результаты голосования на своём референдуме 01.12.1991. И поэтому у неё нет оснований оспаривать результаты крымского референдума 14.03.2014. Бомба, заложенная под Украину в 1990, сработала.
Помимо этих возможно, спорных, оснований, имеются безупречные законные основания для ухода Крымской АССР из состава УССР. Я это детально показал в своих заметках.