Это очередная моя заметка из серии на тему "Чей Крым с юридической точки зрения?". Введение и оглавление
тут.
В предыдущих заметках м показал, что в 1954 году УССР получила ранее принадлежавшую РСФСР Крымскую область незаконно. И лишь после принятия новых конституций СССР, РСФСР и УССР на рубеже 1977-1978 годов Украина стала владеть Крымом на законном основании.
Данная заметка снова о легальности действий Украины. Точнее -- УССР и ещё точнее -- о нелегальности.
На карте внизу изображены результаты Всеукраинского референдума 01.12.1991, опубликованные Центральной избирательной комиссией УССР. Числа показывают процент проголосовавших ЗА поддержку Акта провозглашения независимости, принятого Верховным Советом УССР 24.08.1991. То есть этот акт инициировал отделение УССР от Союза. Согласно действовавшему на тот момент
Закону СССР от 03.04.1990 № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», легитимность этого решения высшего органа власти должна была быть поддержана республиканским референдумом. Что и было сделано.
Касательно Крымской АССР в статье 3 этого закона была установлена следующая норма:
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе.
Ещё есть важная норма в статье 6:
Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной республики.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.
Обратите внимание, что решение о выходе из СССР принималось квалифицированным большинством в 2/3 не проголосовавших, а всех правоспособных жителей.
Теперь взглянем на карту с официальными результатами голосования.
В целом по Украине за независимость проголосовали чуть больше 92%, но в Крымской АССР было лишь 54,2 % из проголосовавших при явке 67,5 %, итого 36,6 % правоспособных жителей. По действовавшему на тот момент закону СССР крымчане получили право на "самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе". Для легитимного решения вопроса требовался новый референдум, на этот раз в Крыму. Однако власти УССР жителям Крыма этим законным правом воспользоваться не дали, хотя упомянутый выше закон СССР продолжал действовать ещё 23 дня.
Более того -- на момент проведения Общеукраинского референдума 01.12.1991 в Крыму действовал ЗАКОН
КРЫМСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О РЕФЕРЕНДУМЕ (Ведомости Верховного Совета Крыма 1991-1992, № 4, ст. 152). Сейчас текст этого закона трудно найти и за его полную версию следует заплатить деньги. И лишь на портала Сувастопоь-Крым_Россия я его смрог прочитать весь:
http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1991-3.htm Цитата:
Статья 6. Вопросы, выносимые на общекрымский референдум.
На общекрымский референдум могут выноситься вопросы, составляющие компетенцию Крымской АССР.
Исключительно проведением общекрымского референдума решаются вопросы реализации права народов Крыма на самоопределение, вхождение Крымской АССР в государственные союзы, в том числе в содружества государств, их федеративные и конфедеративные образования либо выхода из них.
Таким образом, существовала чёткая законодательная база для рализации права на самооопределение народа Крыма, которое он тогда получил по итогам Всеукраинского референдума и теоретически мог остаться в составе Украины по общенародному волеизъявлению. Причём этот закон действовал вплоть до 17 мая 1995 гоа, когда в него были внесены косметические изменения (и, возможно, закон оставался в силе ещё дольше). То есть у Украины было достаточно времени, чтобы законным путём установить волю народа Крыма. Но Украина воспрепятствовала этому. Откуда следует, что Украина удержала Крым незаконно.
Так что вопрос о принадлежности Крыма следует рассматривать с учётом этого факта.
На референдуме о статусе Крыма, который состоялся 16 марта 2014 года, крымчане реализовали это своё попранное Украиной право. Украина справедливо считает этот референдум незаконным, но его результаты, тем не менее, легитимны -- народ Крыма проголосовал за отделение от Украины. А тем, кто настаивают на незаконности этих действий, предлагаю задуматься о
законности обретения самой Украиной своей независимости и том, что
новые законы Украины, принятые после референдума 01.12.1991, не могут ограничить право крымчан на самоопределение, которое они тогда получили законным способом.