Это очередная моя заметка из серии на тему "Чей Крым с юридической точки зрения?". Введение и оглавление
тут.
Рассмотрим легальность претензий Украины на Крым. При этом под словом "легальность" я подразумеваю строгое следование законам, действовавшим на момент совершения оцениваемых мною действий. Этот термин не следует путать с термином "легитимность". Последняя означает согласие народа с властью, его добровольное признание за ней права принимать обязательные решения. Так что некоторые нелегальные действия властей вполне могут быть легитимными. Но я веду речь только о легальности.
Итак, 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР был принят
Акт провозглашения независимости Украины, который положил начало выходу УССР из состава Советского Союза. В то время СССР не был полноценным правовым государством, но за годы перестройки, начатой М.С. Горбачёвым в 1985 году, много уже было сделано для усовершенствования правовой системы. В том числе был принят
Закон СССР от 03.04.1990 № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В соответствии со статьёй 2 этого закона для выхода из СССР в союзной республике решением её Верховного Совета должен быть проведен референдум. В УССР это требование в основном было выполнено. 24 августа 1991 года Верховный Совет принял постановление «О провозглашении независимости Украины», которым объявил Украину независимым демократическим государством и установил 1 декабря 1991 года днём проведения республиканского референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости. "В основном" означает, что провозглашение независимости было лишь декларацией о намерении, которое должно было быть подтверждено на референдуме.
Однако дата проведения референдума 01 декабря 1991 года противоречила статье 2 того же Закона СССР:
Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.
Исходя из этой нормы закона, референдум должен был проведен между 25 февраля и 24 мая 1992 года. По замыслу законодателя, в этот период в союзной республике в той или иной форме должно было пройти всенародное обсуждение намерения выйти из состава СССР и затем граждане на референдуме должны высказать своё зрелое, взвешенное мнение. На самом деле в УССР была развёрнута оголтелая пропагандистская кампания в пользу выхода из СССР, нацеленная на оболванивание населения. Вот образцы агитационных листовок того времени.
На Харьковском онлайновом форуме в 2012 году украинский политик Александр Кирш, народный депутат Украины 8-го созыва, на голубом глазу признался, что накануне референдума о независимости он лично распространил в Харькове 15 тысяч листовок примерно такого содержания. Такой ложью пичкали наивных жителей УССР.
Вот ещё один пример демагогического заявления, которое было направлено на русскоязычных жителей Украины и многих из них убедило проголосовать за её независимость.
Как мы сейчас знаем, это заявление Кравчука тоже оказалось грубой ложью.
Одновременно руководство УССР решило ускорить процесс развала СССР и назначило референдум на три месяца раньше установленного законом срока. Тем самым референдум стал незаконным и соответственно незаконным является его результат. Украина получила свою независимость незаконно, но легитимно; более 92% граждан, принявших участие в референдуме, проголосовали за независимость. Ложечки нашлись, но у меня неприятный осадок остался.
Лично я на том референдуме свой бюллетень сделал недействительным. Хотя я почти поверил пропаганде, примеры которой показаны выше, решил, что мой голос не должен повлиять на результаты голосования, потому что на тот момент я уже твёрдо собрался навсегда уехать из этого замечательного государства. Пусть украинцы без меня выбирают свою судьбу -- подумал я. И они сделали тот самый выбор, к которому их подталкивали агенты влияния коллективного Запада. То, что пропаганда была оголтело лживой, я понял намного позже. Не знаю, что сейчас об этом думают ныне ещё живущие украинцы, отдавшие свои голоса за развал СССР на том самом незаконном референдуме.