ПОДАРОК

Sep 21, 2008 22:39

Ну вот, дорогие мои френды и френдессы: давать взятки мы с вами уже научились, и каждый, кто хотел, по этому поводу высказался. А кто еще не успел, тоже никуда не опоздал, потому как, сами понимаете, взятки еще никто не отменял.
Но жизнь, она такая круглая штука, что сегодня взятку даешь ты, а завтра ее могут предложить тебе. Ну, ладно, ладно, не смущайтесь. Банальных взяточников среди нас, я полагаю, нет, а посему давайте смягчим терминологию - не взятка, а «благодарность» или «подарок» за нужный результат. Ну, и как? Приходилось вам получать такое? И как вы себя при этом чувствовали?

А у меня такой вот случай был.
Приглашает меня как-то к себе в кабинет профессор К. - Пожалуйста, Д.И, зайдите, мы с Б. должны с Вами поговорить.
Конечно, иду, не откладывая, тем более, это в нашем же корпусе и даже на одном этаже. Так что подумать ни о чем не успеваю, разве что «Ну какого еще черта им от меня нужно?!»
Они, профессор К. , начальник большого отдела, и Б., заведующий одной из его лабораторий - наши постоянные клиенты. У них есть интересные разработки, по которым продаются лицензии, а я этими самыми лицензиями и занимаюсь. Попутно выколачиваю для обоих валютные отчисления от лицензионных поступлений. Отчисления им положены, но от «положено» до «получено» дистанция огромного размера. Впрочем, я уже об этом где-то здесь рассказывала.

Первый транш они только недавно получили (конечно, валюты тогда никому не давали, а всего лишь чеки Внешторгбанка, но с ними можно было идти в валютный магазин! В котором было! То, о чем в обычных магазинах даже и не…! Сама помню, как зашла в Москве в такой магазин, а там КНИГИ, которых в других местах и днем с огнем… В общем, счастье).
Однако впереди еще несколько этапов, на каждом из которых снова должны быть отчисления, а значит, я еще очень и очень понадоблюсь, тем более, что в Министерстве оба моих изобретателя делают вид, что валюта - это так, проза. Ну, занимается этим наш специалист, так это просто попутно, между прочим… Хобби у нее такое.
Хорошо хоть передо мной не притворяются.

В общем, захожу в кабинет, меня усаживают, и К. держит примерно такую речь: - Мы тут получили чеки (их высылали через банк) и прекрасно понимаем, что без вас нам бы их не видать. Так что мы очень вам благодарны. Но мы бы хотели свою благодарность как-нибудь материализовать и решили подарить вам часы, но потом подумали, что вдруг вы часов не хотите?
- Спасибо, - говорю, - но часов я действительно не хочу.
- Тогда может быть что-то из ювелирных украшений? Или что-нибудь другое?

Что и говорить, неплохо бы получить какой-нибудь кулончик или браслетик - своих денег на это никогда не хватает. Но - нет! Сейчас я от работы получаю удовлетворение и даже удовольствие, а с кулончиком я должна буду отрабатывать? Я буду им обязана? Закуплена на корню, так сказать? Нет, ни за что!
Мысль о том, что я никаких подношений не возьму, им даже и в голову не приходит. Из-за чего же потрачено столько сил и времени? Наверное, если бы я стала объяснять, что вырывала из министерских лап эти чеки не ради них (хоть они и заслужили), а из чувства протеста к московскому произволу да еще из спортивного интереса, они бы меня не поняли. Я и не объясняю.

Мне становится смешно, но никаких резких реплик позволить себе не могу, надо держаться в рамочках. Поэтому улыбаюсь и от украшений или чего-то другого тоже отказываюсь.
- Так что, может, вы хотите чеками?!!
На лице К. и в его интонации просвечивает с трудом скрываемый ужас - а вдруг и вправду чеки захочет? И я, не снимая с лица улыбки, спешу успокоить:
- Спасибо, но чеки мне тоже не нужны.
- Так чего же вы хотите?! - облегчение (чеки не пострадают!) с изумлением (ну что еще она придумала?) написаны на лицах обоих.
Собираюсь открыть рот и сказать «Ничего!», но тут же соображаю, что мне не поверят, будут ждать подвоха, и это испортит наши отношения, которыми я, в общем-то, дорожу. Поэтому говорю (хорошо, что вовремя на ум пришло!):
- Вот когда у вас будут квартальные премии за содействие, тогда меня и включите в список.
- И больше ничего? - спрашивает К.
- И больше ничего, - отвечаю ему в тон.
Расходимся очень довольные: они «материализуют» свою благодарность, не залезая в личный карман, а я отказалась от подачки, не испортив с ними отношений, да еще и премию дадут - я ее честно заслужила.
Действительно, дают по 15-20 рублей (10-12% от моей зарплаты) после каждого чекового транша. Больше нельзя!

Увы, не всегда «взяткополучение» заканчивается так благополучно.
Кроме основной работы я еще и преподаю в Киевском филиале института патентоведения. И, естественно, экзамены принимаю. Слушатели наши- не какие-то студентики, одно высшее образование у них уже есть, и наш институт для них - либо повышение квалификации, либо возможность новой работы.

… Иду по проходу к столикам экзаменаторов, по обе стороны слушатели сидят, судорожно конспекты листают. И вдруг разбегаются ко мне две дамочки, перехватывают на полдороге и суют в руки большую коробку конфет. При этом щебечут в два голоса - Д.И., дорогая, поздравляем с ДР, желаем…
- Откуда вы взяли, что у меня день рождения? - спрашиваю.
- Как же, нам вчера Тамара (директриса филиала) сказала! Она предупредила, чтобы мы Вас в такой день не огорчали. Вот, возьмите, мы от всего сердца…

Пытаюсь отпихнуть коробку, но дамы настойчиво суют ее мне в руки, уверяя, что счастливы знакомством со мной, что мои лекции - это чудо, и тра-та-та, и тру-ля-ля. А все головы уже повернулись к нам, и весь поток разинул рты, наблюдая это действо в проходе аудитории. Понимаю, что борьба с настырными дарительницами и перепихивание коробки туда-сюда выглядят смешно, поэтому беру ее, чтобы прекратить балаган. Попутно мелькает наивная мыслишка - а вдруг, это и вправду искреннее поздравление? Неудобно же обижать!
Ладно, иду я с этой коробкой к столикам, начинаю экзекуцию, экзамен принимать, то-есть. И оценки ставить, которые нигде и ни на что не влияют, но все же каждому получше хочется.

Должна вам признаться, что я первым делом смотрю, кем каждый слушатель работает, от этого и пляшу. Ну вот, например, главный инженер сдает - ну к чему ему знать, как патентный формуляр составляется, ему совсем другие знания нужны, об этом я его и спрашиваю. А этот, бедняга, - он рацпредложения оформляет и вознаграждения за них начисляет, так зачем ему знать, какими документами в США можно опротестовать новизну технического решения? Вот я этого рационализатора про права советских новаторов и пытаю, и с удовольствием пятерку ставлю. И уходит от меня этот немолодой, но повидимому не слишком успешный мужик с чувством собственной значимости и высокой профпригодности. Ну и слава Богу, удачи ему!

Ага, вот и мои дамочки! Обе они в ВЦПУ* работают, профессионалки, значит. Эти должны знать всё вдоль и поперек, так что спрашивать их дотошно по всем пяти предметам придется. Почему по пяти? А это у нас Тамарочка такую «рационализацию» ввела - вместо того, чтобы каждый слушатель пяти преподавателям сдавал и у каждого оценку по его специальности зарабатывал (в свое время в Москве меня именно так экзаменовали), каждый из нас принимает экзамен сразу по всей тематике, что для сдающих гораздо, ну просто несравнимо легче!

Профессионалки мои отвечают средненько, что-то соображают, в чем-то плавают. «Четверки» - вполне. Я бы им даже и пятерки натянула, если бы…не конфеты.
Они ведь понимают, что не на отлично сдают, так что - я им «пять» поставлю, а они будут считать, что купили меня за эту коробку?! Еще и сплетничать по всему ВЦПУ будут: «мы её конфетками умаслили, так что всё прошло ОК»? Такие вот дурацкие мысли у меня в голове крутятся, и - нет, не могу я такого вынести. Ставлю дамочкам «пять», где получше, «четыре» - где похуже. Прощаются, улыбаются, уходят.

На следующий день на работе звонок. Дамочка - та, что постарше и в ВЦПУ подольше работает. Тон возмущенно-требовательный.
- Д.И.! Надо мной тут весь ВЦПУ смеется! Я к Вам со всей душой, а Вы меня так опозорили! Я уже договорилась с Тамарой, она мне чистый экзаменационный лист дала, чтобы пересдать. Я всё знаю, спрашивайте, как угодно, но четверки у меня не может быть, я - специалист, это все знают! Когда я могу к Вам подъехать?
Боже, как гадко! Будто накормили дерьмом и в нем же вываляли. Что делать? Сказать, что никакой пересдачи? Но не она, так Тамара меня все равно «дожмет», вон эта уже успела к ней подкатиться.
- Сейчас! - говорю я и бросаю трубку.

Приезжает, звонит мне с проходной. Выхожу, бросаю коротко:
-Давайте лист!
Подписываю, возвращаю пустой лист и говорю сквозь зубы:
- Можете поставить себе любые отметки, хоть шестерки, - и резко развернувшись, ухожу. Она еще что-то произносит вслед - А спрашивать? Я все знаю! - но я уже ничего не слушаю.
Были бы у меня эти конфеты, вывалила бы, кажется, ей на голову. Но увы - мы их вчера умяли - всё же День Рождения!

*ВЦПУ - Всесоюзный центр патентных услуг (платное оказание помощи организациям, не имеющим компетентных служб этого профиля)

UPD: SEE http://sid75.livejournal.com/74818.html?mode=reply
Previous post Next post
Up