Половина Турции и Половина Кипра. День 1. Прибытие в Стамбул

May 25, 2011 18:47






7 мая наш в 5.25 утра наш самолет рейсом Харьков-Стамбул авиакомпании Pegasus Airlines приземлился в Стамбуле. За спиной остались несколько совершенно безумных часов с разговорами по душам со старыми друзьями, литры джина и настоящий сумасшедший дом в самом самолете. Попытки поспать хотя бы часок перед насыщенным днем разбились о знакомство с простым французским парнем Жаном-Люком с простой французской фамилией Годар, о распитие джина и виски прямо в самолете и о попытки утихомирить сильно перебравших в ожидании вылета знакомых. Рейс, вылетающий в полчетвертого ночи, да еще и в преддверии праздников, просто обречен. Так и получилось.
- Это был самый обстоятельный мой самолетный разговор. - Говорит Жан-Люк нам со Стормом на прощание. В тот же день он пришлет каждому из нас открытку в Фейсбуке.
На паспортном контроле снова начинается цирк. Наши друзья, летящие исключительно на этап Формулы 1, пытаются рассказать пограничникам о том, что им вроде как полагается бесплатная виза, о чем те вроде как не имеют ни малейшего понятия. Впрочем, через десять минут ругани выяснилось, что виза такая все-таки есть, и, расстроенные неуступчивостью украинских туристов турки, выставляют в паспорта забавные штампы с надписью Formula 1. Мы же на все это смотрим уже с другой стороны ленточки, так как собираемся провести в Турции две недели, и никакие бесплатные трехдневные визы нам не нужны. Поэтому пришлось купить за тридцатку настоящую турецкую мультивизу.

Неджип, наш будущий хостер, описал нам два способа, как добраться до его дома из аэропорта Сабиха Гекчен (находится в азиатской части). Один из них предполагал ехать на специальном шатле Havas на площадь Таксим, но стоил каких-то невероятных 14 лир за проезд на этом автобусе, другой, хоть и предполагал лишнюю пересадку, зато был в два раза дешевле. Его мы и выбрали.
Сразу возле выхода из аэропорта мы обнаружили стоянку автобусов. Найти нужный нам Е10 не составило никакого труда. Сели в автобус, глянули в окно, а там густой туман, который, впрочем, рассеялся сразу же, как только мы выехали на трассу.



Так что ближайшие сорок минут я любовался нахлынувшим на меня Стамбулом. Сторму Стамбул, видимо, был неинтересен, так что он это время проспал.
Где-то в 6.45 утра мы оказались на транспортном терминале в районе Кадикой, где пересели с автобуса на паром.



Так состоялась моя первая встреча с Босфором.





Честно говоря, я ожидал, что он будет раза в два уже. Так что вид этого могучего пролива меня серьезно впечатлил.




Впрочем, ощущения, будто я попал заграницу, в эти первые часы моего пребывания в Турции никак не складывалось. Нас постоянно окружали русскоязычные люди, прибывшие в Стамбул, преимущественно, по делам Формулы 1 со всего русскоязычного мира. Вот и на пароме из нерусскоговорящих были только обслуживающий персонал и несколько будто случайно там оказавшихся местных жителей.
Пока Сторм пил чай и заедал его бутербродом, купленным тут же, я внимательно вглядывался в очертания европейской части Стамбула, проявляющейся из утренней дымки, пытаясь высмотреть в них Святую Софию.





В начале восьмого утра мы причалили к пристани Эминеню, где, побродив немного туда-сюда, все-таки сели на трамвай, идущий в нужную нам сторону.
Тут мы обнаружили, что русский и украинский язык имеют немало общих черт с языком турецким.
- Excuse me! Where is tram?
Полное непонимание в лице собеседника:
- Tram?
- Tramvay?
- A! Tramvay!

Неджипу мы сказали, что будем у него дома в 8 утра. Так и получилось. Приблизительно без пяти минут 8 мы встретились с Фомкой, третим участником нашего путешествия, на перекрестке возле станции Pazar Tekke и ровно в 8 были уже в квартире, которая станет нашим домом на ближайшие несколько дней.
Тут же наши пути в Фомкой разошлись на несколько часов. Он прилетел в Стамбул в полвторого ночи и успел хорошенько поспать на скамейке в Ататюрке. Мы же всю ночь прободрствовали и потому хотели прилечь отдохнуть хотя бы на пару часов. Кроме того, наш третий участник хотел в этот день попасть на квалификационные заезды Формулы 1, чего мы совсем не желали, рассудив, что лучше потратить время на знакомство с городом. На том и порешили, договорившись связаться ближе к вечеру.

В 11 утра мы со Стормом, немного поспавшие, практически бодрые и практически веселые вышли из дома и отправились на ближайшую большую улицу в поисках хорошей кафешки.
Стоим на перекрестке, разговариваем о чем-то, и тут слышим со стороны:
- Русские?
- Украинцы!
- О! У меня жена из Украины, бизнес в Украине! - Говорит нам на хорошем русском турок возрастом 35-40 лет, представившийся Мехметом. Эта встреча чуть было не стоила нам завершения путешествия в тот же день.
Мехмет ведет нас в кафешку неподалеку, помогает заказать первые в нашей жизни настоящие турецкие блюда, общается с нами о политике, о экономике, о женщинах, о Турции, об Украине, о бизнесе. Он знакомит нас с хозяином заведения и несколькими другими людьми. И во время разговора он как бы ненароком предлагает нам выйти на набережную Мраморного Моря и прогуляться пешком до центра. Сам он пойти с нами не может, но укажет нам направление движения.
- Почему бы и нет? - Решаем довольные сытым завтраком, представляюжщим собой ассорти из мясных блюд, сделанных на мангале. Это решение нас чуть и не сгубило.
- Вам вот по этой улице идти. - Говорит нам Мехмет и прощается.



Ну а дальше понелось! На той улице с нами познакомился еще один русскоговорящий человек, представившийся дагестанцем. А за углом оказалось несколько русскоговорящих курдов, сначала познакомившихся с нами, а потом пожелавших наших денег. Потом подошли какие-то молодые турки, после чего курды свои претензии сняли. Потом мы куда-то бежали, сворачивая на каждом углу, чтобы запутать следы. Потом нас догнал уже знакомый нам дагестанец, сильно извиняющийся и поведавший, что, скорее всего, Мехмет на нас и навел представителей угнетаемой в Турции национальности. Вполедствии я глянул на карту и понял, что так оно и есть. От места нашей встречи до набережной было километра два по прямой и все три по искривляющимся улочкам.
В общем, довольно сильная встряска как для первых часов в Стамбуле.

Вы, конечно же, зададитесь вопросом: как мы, уже прилично попутешествовавшие люди, попались на эту удочку и чуть было не лишились всех своих денег? Вот бывшие путешествия нас и погубили. Во время поездки на Кавказ мы привыкли, что каждый встречный готов тебе помочь, что соврешенно незнакомые люди берут тебя за руку и отводят в нужное тебе место, что платят за тебя в кафе, что договариваются за тебя с не понимающей русский язык обслугой. И вот со всеми этими знаниями мы прибыли в Стамбул, где все немного по-другому.
Впрочем, следущие две недели показали, что случившееся с нами - это единичный случай, по которому никак нельзя судить о Турции и о турках, являющихся, действительно, замечательным, работящим и гостеприимным народом.

Кое как справившись с мандражом, напавшим на нас после этих неприятных событий, мы отправились в сердце исторической части Стамбула - на площадь Султанахмет.

Первым, что бросилось в глаза по прибытию туда, были повсеместно расставленные таблички «WiFi Zone», сообщающие о бесплатном беспроводном Интернете по всей площади. Впрочем, соединиться с роутерами удавалось, а вот зайти на какой-либо сайт - нет, слишком слабый сигнал, где бы мы ни пытались его поймать.
В следущие две недели игра «Найди Интернет» превратилась для нас со Стормом в настоящий спорт. В каждую свободную секунду мы тянулись к своим гаджетам и серфили с их помощью пространство.
К слову, в Турции буквально в любой точке города можно обнаружить несколько беспроводный сетей. А в самых оживленных местах их количество стремится в двум десяткам. Правда, будет большой удачей, если хотя бы одна из них окажется незапароленной.

Первой достопримечательностью Стамбула, которую нам удалось увидеть, оказалась мечеть Султанахмет, называющаяся еще Голубой Мечетью.



Впрочем, первой она стала при рассмотре издалека. По дороге к ней мы успели подойти к Египетской колонне, на которой изображены славные деяния фараона Рамзеса III.



В Византийские времена эта колонна была центром площади Ипподром - главного места для массовых гуляний в Константинополе. Сейчас же большая часть этой площади застроена, в том числе, и Голубой Мечетью.

Султанахмет стал первой мечетью, в которой мне довелось побывать во взрослом возрасте. Ранее, в детстве, я бывал в мечети в Евпатории, но с тех пор прошло уже лет пятнадцать.



Туристов в Голобой Мечети оказалось больше, чем молящихся.



Вообще Турция показалась нам довольно секуляризированным государством с не очень религиозными жителями. И, как ни странно, самым религиозным городом (если судить по количеству женщин с платками на головах или вообще в паранжах, оказался именно Стамбул. Тут их количество составляет, на взгляд, четверть-треть от общего количества представительниц женского пола.
- Видел одну мечеть, видел все мечети. - Пошутил Сторм при выходе из Султанахмета. И, в общем-то, шутка его оказалась весьма близкой к правде. Впоследствие мы побывали не в одном десятке мусульманских молитвенных заведений, и все они были похожи друг на друга куда больше, чем православные или католические храмы. Причем, похожи как изнутри, так и снаружи. Особенно, самые большие мечети.





Следущим пунктом нашей экскурсионной программы стала, конечно же, Святая София, Айя-София.



Подойдя к ней, мы увидели очередь метров на тридцать, к которой я тут же присоединился, а Сторм отправился к ее началу разузнавать, что там к чему. Вернувшись, он поведал, что я стою в очереди для граждан Турции (то-то на меня косились люди!), а иностранцы могут зайти без нее, но стоимость билета составляет 20 лир (1 турецкая лира = примерно 5 украинских гривень).
Посовещавшись, мы решили отказаться от идеи идти сегодня в Святую Софию. Лучше пойти втроем с Фомкой через пару дней.
Поэтому мы отправили гулять по весьма колоритному району, расположенному между Голубой Мечетью и набережной. Тамошняя невысокая застройка высотой в 3-4 этажа совершенно нехарактерна для Турции. И потому создается впечатление, будто вы гуляете по какому-нибудь, скорее, американскому городу, но уж никак не по Стамбулу.





Вот только турки-торговцы «портят» это впечатление. Один из них всячески пытался купить мой планшет (в сумке пролилась вода, так что я носил его в руках, пока та чуть не подсохнет), и даже очень обиделся, когда я отказался его продавать.
Нырнув под железнодорожное полотно, мы оказались в другой, нетуристической, невылизанной, но еще более колоритной части этого района.



Правда, по площади она была меньше, чем туристическая.









Из нее мы и вышли наконец-то на набережную, на которую собирались попасть еще несколько часов назад.















Как нам рассказал Неджип, весна в этом году в Стамбуле была самой холодной за несколько последних десятилетий. И в этом мае в городе была такая погода, которая обычно свойственна ноябрю.
Так что 7 мая, в день, когда мы прибыли в Стамбул, было еще достаточно прохладно. Но все-таки солнце уже появилось. И первые любители солнечных ванн уже загорали на каменной насыпи, тянущейся вдоль Мраморного моря и Босфора. Загорали, но не купались.



По набережной мы и дошли до причала на Эниненю, где решили немного отдохнуть.
Правда, по дороге туда у нас случилось еще одно недоразумение, вытянувшее из нас куда больше денег, чем ожидалось.
Началось все с того, что мимо нас прошел чистильщик обуви, у которого выпала одна из щеток. Мы окрикнули его, он обнаружил потерю и тут же предложил Сторму почистить его обувь. В благодарность, как поняли мы сперва.
Потом он предложил почистить обувь мне. Я отказывался, но старик был настойчив.
- Ок! - Почему бы и нет!
И, работая над моими кроссовками, он показал по очереди на левый и правый кроссы Сторма:
- Twenty five and twenty five!
Мой друг чуть было в обморок не упал от такого дерзкого требования. В итоге, Андрей скинул цену до пятнадцати лир за оба, а я сторговался и до десяти. Вот так помогай людям!
В общем, первый наш день в Стамбуле научил нас никому не доверять, не верить в добрую волю. А немного говорящий по-русски Неджип вечером посоветовал отвечать любым русскоговорящим людям, предлагающим нам помощь: «Пошьоль на х*й!»
Отличная встряска как для первого дня путешествия!

На Эминоню мы нашли приличный ресторанчик, расположившийся под мостом через залив Золотой Рог и заказали там чай. Туда же через некоторое время прибыл Фомка, вернувшийся с Квалификации Формулы 1.
Вместе мы пообедали рыббургерами, продающимися с качающейся на воде лодки (4 лиры), и отправились исследовать другой берег Золотого Рога, над которым доминировала Галатская Башня, манящая нас своей высотой.



Добраться до нее с Эминеню проще простого. Для начала нужно перейти мост через залив, у противоположного конца которого располагается вход в подземный фуникулер Tunel.



Этот вид транспорта считается одним из самых старых в мире метрополитенов. И введен в эксплуатацию он в 1875-м году.



Фуникулер этот ведет на вершину холма. И от верхней его станции метров 150 до входа в Галатскую Башню. Также тут находится конечная остановка исторического трамвая, ведущего к площади Таксим.
Подняться на вершину башни (высота 61 метр) стоит немалых денег - 12 лир.



Скрепя сердце, пришлось согласиться на эту грабительскую цену.



И под самый закат мы оказались на круговой смотровой площадке, с которой видна значительная часть как европейской, так и азиатской части Стамбула.





Сверху сложилось такое впечатление, будто владельцы зданий, расположенных под башней, стараются всячески выпятить свою состоятельность и креативность. Так что многие крышы под ней оказались старательно отремонтированными и эксплуатируемыми. На некоторых из них расположились террасы ресторанов, на некоторых - небольшие парки, на некоторых - просто мебель частных владений.







Тут же встречаем закат.



Вообще на двух верхних этажах Галатской Башни находятся ресторан и ночной клуб. Безумно дорогие, судя по всему. Зато какой вид открывается из их окон!









Возвращаемся к конечной исторического трамвая и идем вдоль его путей по пешеходной улочке Истикляль. Хотя, какая это улочка? Это уличище! Ее длина составляет 1.6 километра, ширина - метров двадцать. И все это пространство заполнено прогуливающимися. Со времен инаугурации Ющенко не видел столько людей в одном месте! Тысяч сто людей за тот вечер увидели на Истикляли!







А посреди этих несметных полчищ праздно гуляющих на улице людей скромно пробивается небольшой трамвайчик из двух вагонов, в одном из которых едут люди, а второй представляет собой платформу с музыкантами, играющими музыку разных народов. Когда мы дошли до площади Таксим, они как раз исполняли «Катюшу». Народ радовался, хлопал и танцевал.



image Click to view



На Таксиме мы останавливаемся в магазинчике сладостей, где заказываем себе по пахлаве и чаю. Чай в Турции называется «чай», а тюльпанообразный стеклянный стаканчик, из которого его принято пить, - «бардак».
Перекусив, мы совершаем финальный рывок - спускаемся крутыми улочками на набережную, где садимся в травмай и едем к себе на Пазартекке.
Слишком много Стамбула как на сегодня!

Другие отчеты серии:

День 1. Прибытие в Стамбул
День 2. Formula 1
День 3. Туда-сюда по Стамбулу
День 4. Разделенная Никосия
Город-призрак Вароша
День 5. Фамагуста, развалины Саламиса, город-призрак Вароша
День 6. Кирения - город-курорт, город турецкой славы
День 7. Антакья-Антиохия. Город крестоносцев и первых христиан
День 8. Каппадокия, самое красивое место на Земле! Или одно из них
День 9. Каппадокия продолжается!
День 10. Еще немного Каппадокии, как мы оказались в Анкаре
День 11. Анкара
День 12. Измир, древний город Эфес
День 13. Измир, возвращение в Стамбул
День 14. Стамбул, острова Адалары, путь домой

путешествия, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up