Сквозняк свободы (о фильме "Сквозь снег")

Mar 30, 2014 00:00

    Сегодня наконец посмотрел "Сквозь снег". Давно я ждал этот фильм, хотя в итоге впечатление неоднозначное. Вместо ожидаемой стим-панк антиутопии получилось нечто легковесно-пародийное (явно читается ирония в отсылках к темам "Матрицы", "Эквилибриума", "Трона", или даже "Метрополиса" Ланга, а также многим другим). Видимо режиссер так и не смог перерасти источник - графический роман, т.е. по сути комикс. Несмотря на это кино - интересное, и даже заставляющее о многом задуматься. И как раз мой френд опубликовал свою рецензию на этот фильм. С большей частью выводов я согласен, поэтому публикую текст у себя.

Оригинал взят у ask_robert в Куда же ты мчишься, птица-... поезд?
Нет, это не про Россию-матушку. Фильм "Сквозь снег" - про западную цивилизацию. В его создании участвовали Франция, США, Южная Корея и Чехия.

Сюжет прост: все погибло, человек сам уничтожил все живое на Земле, и единственные выжившие едут по миру в единственном островке жизни - поезде. Да-да, по рельсам. Вся Земля в снегу, бушуют ветры и снегопады, и поезд уже 17 лет кружит по Земле по рельсам.




Вы поняли, да? На Земле нет ни единой живой души, кроме пассажиров поезда, за окном снежные бураны и никто не чистит путь, а поезд уже второй десяток лет наматывает на огромной скорости километр за километром. ) И вот такого очевидного абсурда - по ведру в каждом кадре. Я все думал, ну что за бред? Что за штампы? Что курил автор? Но оторваться от просмотра не мог. Ибо абсурд завораживал. Я знал, что поезд докатается, и с рельсов все же сойдет, я знал, что борьба низов с верхами не окончится ничем, кроме перемены персоналий в руководстве, что все - бессмысленно. И все равно, на волне этого феерического абсурда поезд тащил меня дальше. И я досмотрел до конца.

Особенно приятно все это будет увидеть нашим братьям с Украины. Да и вообще, всем сторонникам идеи народной справедливости и анархии. Им нравится тезис, что это они ради справедливости свергают правительства? Смотрите на результат. Вы - пешки в большой игре. Возможно, игра иногда принимает другое направление, все не просчитать, личность таки влияет на ход истории, но маршрут проложен. Поезд, пока ты в нем находишься, диктует свои правила игры. И если ему нужно пожрать ваших детей - он их пожрет. Об этой правде жизни будут знать лишь посвященные, большинство продолжат бороться и подавлять, но цену заплатить придется в любом случае. Знаете вы об этом, не знаете - без разницы.

Каждый сверчок на своем шестке.




При всей свободе воли. При всем наличии выбора и субъективного понимания истины. Жизнь поезда (европейской цивилизации и ее ценностей) ставит свои ограничения. На это всегда приятно посмотреть - как идеалист сталкивается с реальностью жизни. Можно хоть до потери пульса говорить о том, что "ложки нет", нет стен и запретов, законов природы, главное верить, но когда этому идеалисту становится нечего жрать, но начинает жрать ближнего своего. И это не метафора. На поезде действительно присутствовали элементы каннибализма. Можно хоть до посинения кричать о свободе слова и высоких идеалах, равноправии, но если у тебя в руках нет пистолета, твоя свобода - ничто.




Если двигатель мироздания, его финансы, законы, ресурсы контролируешь не ты - их контролирует другой. И он - истина. А ты - червь из последних вагонов поезда. И даже твое стремление к свободе и равенству - часть общего цирка. Общего плана. Пока ты в этом поезде.

Давно я не видел столько разочарования и беспомощности. Такой обреченности и сосредоточения абсурда. Все идеалы , все красивые слова - растоптаны. Если человек нарушил правила - он заплатит. Поезд "обреченных" будет катиться к пропасти все на той же скорости, а в лучших вагонах будут петь птицы и звучать музыка.




Еще один "Титаник". Еще одно напоминание миру, что знание о природе нам нужно не для того, чтобы стало больше комфорта. А как избежать расплаты за свою жадность и глупость. Ведь расплата - это кровь. Смерть. Слезы. Знание , чем отличается вкус мяса взрослого человека от вкуса ребенка. Да-да, я эту фразу не придумал, она прозвучит в фильме.

Цивилизационный кризис на нашем пороге. Человек не знает, в какие еще идеалы стоит верить, все уничтожено. Нам говорят о свободе и демократии, а по итогам - нищета и трупы. Нам говорят о порядке и предназначении, а на выходе - у каждого свой вагон, и один купается в роскоши, а сотни жрут тараканов. И нет другого поезда, нет других рельсов. И очень мне понравился совет главному герою - не слушай, вырви язык. Неумолимая логика бытия поезда тебя уболтает. Ну, ты добился, стал управлять поездом, и что изменится? Ничего. Люди, что привели тебя на волне революции к власти, все равно будут истреблены, ибо в этом и состоял план - истребить, а персоналии машинистов - да кого это волнует, кроме самих машинистов? "Поезд мчится, в чистом поле"..

Куда? Навстречу своей гибели, куда же еще...




Удивительный контраст с образом , так хорошо известный нашей культуре. О птице-тройке.

"Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства."

В словах Гоголя - надежда. То, чего нет у чувствующих свою обреченность пассажиров современной модели "тройки". Осталось понять - мы тоже в одном из вагонов? Нас ожидает общая для европейской цивилизации судьба, и у нас тоже нет надежды?

Мне хочется надеяться, что нет. Но вероятность того, что пораженная вирусом безверия и самоуничтожения "мировая общественность" утащит за собой в пропасть весь мир - высока. А ему нужна надежда. и совсем другой транспорт, а не поезд, в основе которого - слезы и пот пятилетних детей. Авторы фильма говорят зрителям - "Одумайтесь!". Единственный выход, что они предлагают - это дверь. Пора соскочить. Если нужно - выпрыгивать на полном ходу, но ехать дальше - безумие. Правда, вне поезда - безмолвие снегов и внимательный взгляд голодных белых медведей, и кто знает, кто кому станет обедом, но это хоть какой-то вариант. Шанс. А если ехать дальше - шансов нет.

И вот это понимание авторов фильма, что шансов нет, и что все вокруг них - какая-то смесь красивых слов и жесточайшей кровожадной правды, которая всем до чертиков надоела, и несет нужный луч надежды. До них дошло. И это радует.

P.S.: От себя добавлю, что катастрофический финал и в самом деле похож на истерическую реакцию, вызванную осознанием факта, что "все мы в одной лодке". Однако глядя на это, я все больше соглашаюсь с ленинской трактовкой революции: если уж решил менять систему, а не улучшать ее, то нужно брать власть целиком в свои руки и идти вперед, делая все ошибки какие только можно. Иного пути нет. Эти ошибки могут быть чудовищны, но каждый неверный шаг все-таки будет формировать то новое, ради которого все и делалось. В противном случае - лучше даже не начинать, поскольку ничего кроме истерических отыгрываний не получится.

Дело в том, что самое главное препятствие в изменении общества - это его внутренняя инерция. Можно едва ли не в один миг переиначить социальные связи, имена вещей и ключевые образы (и социальные эксперименты ХХ века показали эту пугающую легкость), но очень сложно изменить задающие общий тон в обществе аффекты, телесные реакции, интенции и представления. Этот невербальный бэкграунд (или "общественное воображаемое" в терминах Касториадиса) - вот то, что следует постепенно и настойчиво менять. Это в некотором смысле необходимая обществу направленная эволюция, чтобы наконец появился человек, который смело дышит ледяным ветром свободы, а не простужается от сквозняка в своей привычной коробке. А в "шоковую терапию" и "начать все с чистого листа" я не верю - это иллюзия инфантильного сознания, не знающего или отвыкшего от усилий и труда.

Таким образом, проблема современности мне видится не столько в том, чтобы остановиться или сойти, а скорее в том, что осознание неминуемого краха нашего "Титаника" пока вызывает лишь растерянность (и в верхах, и в низах). В то время как пора поставить вопрос о том, что понадобится после - умение плавать, навык жить во льдах или (чем черт не шутит) не пора ли нам отращивать крылья? Ведь без утопий и сумасшедших проектов нам действительно уготованы лишь камлания о незыблемом социальном порядке и регуляции поголовья общества. Это ли не безумие?

Сквозь снег, свобода, конец света, революция, социальщина, кино, политика, репост

Previous post Next post
Up