РИСКИ ДЕГРАДАЦИИ: БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ДЕФОРМАЦИЯ «КОММУНАЛКИ»

Jun 21, 2013 15:01

Рассматриваются новые риски, негативные тенденции развития и реформирования отрасли ЖКХ. Анализируются возможные последствия сокращения бюджетного финансирования ЖКХ региона.

Решительные изменение в сфере ЖКХ еще только предстоят. Однако к отмеченным проблемам этой отрасли (cм. «КОММУНАЛКА» И ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА http://sgordeev.livejournal.com/2160.html) могут вскоре добавиться новые.
Сейчас на развитие ЖКК влияют два фактора федеральной социально - экономической политики. Первый - ограничение роста дефицитов региональных бюджетов и, соответственно, роста бюджетного финансирования ЖКХ. Второе - требование сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ для населения до конца 2013 года не более 6%. Подобное ограничение роста (ниже уровня инфляции) предполагает совершенствование сферы и снижение издержек ЖКХ. Экономическое развитие в условиях этих двух ограничений, но без преобразований в отрасли, может дать другой результат - деформацию в сфере услуг ЖКХ. Отдельные признаки таких деформаций и деградации ряда направлений ЖКХ уже имеются.
Челябинская область - “средний” по развитию регион, где, однако, вследствие ряда обстоятельств, многие кризисные проблемы проявляются более контрастно. Это относится и к проблемам ЖКХ.

Бюджетное финансирование как стабилизатор цены и качества услуг ЖКХ

Бюджетная составляющая финансирования ЖКХ выполняет важную стабилизирующую функцию. Она позволяет ограничивать рост и обеспечивать примерное равенство в цене услуг ЖКХ для населения (выравнивание исторически сложившихся локальных перекосов в издержках комплекса). Сегодня торможение роста доходов бюджета не позволяет заметно увеличить бюджетную поддержку ЖКХ и фактически означает дальнейшую коммерциализацию этой сферы. Ограничение роста или даже сокращение бюджетного финансирования многократно повышает риски роста цен на услуги ЖКХ.
Ограничение расходов бюджета затрагивают все четыре основных направления (подразделы) бюджетного финансирования ЖКХ:
• жилищное хозяйство,
• коммунальное хозяйство,
• благоустройство,
• другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - прочие).

Ограничения и деформация сферы ЖКХ

Ограничение роста тарифов и другие общегосударственные социальные требования затрагивают, прежде всего, первые два направления (жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство). Подобное делает эту пару направлений более защищенными в бюджете.
Другая пара направлений - благоустройство и прочие, при ограничениях бюджетного финансирования, деформируется в первую очередь. Эти направления ЖКХ очень неоднородны, охватывают разнообразные виды деятельности и крайне сложны для оценки результативности и эффективности.
Деформация в сфере ЖКХ связана с изменением структуры и качества услуг. В первую очередь «выпадают» расходы, связанные с перспективным развитием отрасли. В рыночных условиях возрастают риски изменения качества самых коммерчески невыгодных услуг, нередко социально наиболее значимых для населения.
Для услуг коммунальной сферы, где формально действуют ограничения на рост тарифов, возникают риски скрытых изменений. Ограничения общегосударственной социальной политики по росту тарифов легко обходятся в системе управления ЖКХ на территориях без явно выраженных признаков нарушений. Например, вводятся новые услуги: общедомовые или по ремонту отдельных составляющих ЖКХ. Впрочем, возможно простое изменение отчетности.
Наличие не явно выраженных, “размытых “ местных монополий, усиливает деформацию сферы ЖКХ, тормозит снижение издержек и переносит проблемы на последующие годы. Непрозрачность упрощает снижение качества услуг.
Частные меры, такие как перенос ответственности за благоустройство городов непосредственно на общество в виде субботников, как и другие безденежные варианты развития отрасли, не решают проблем.
Общий итог деформации - потеря качества услуг и рост расходов населения на “коммуналку”.

Противоречия бюджетной динамики ЖКХ Челябинской области

Противоречивость и нестабильность динамики бюджетного финансирования ЖКХ является явным признаком проблем этой отрасли в регионе. На примере анализа динамики расходов консолидированного бюджета по основным направлениям ЖКХ Челябинской области с 2008 по 2013 годы, видна противоречивость (несбалансированность) тенденций.

На весьма неравномерной картине (см.рис.) бюджетного финансирования отразились, как кризисные проблемы 2009-го года, так и происходящие структурные изменения, связанные с проблемами падения темпов роста доходов бюджета.



В целом по отрасли заметено резкое снижение объемов бюджетного финансирования в 2012 году и далее по плану 2013 года (см.рис.)



Очевидна крайняя противоречивость динамики расходов бюджета по основным направлениям ЖКХ и, как следствие, признаки явной деформации в этой отрасли.






После кризисного спада 2009 года относительно устойчивый рост объемов бюджетного финансирования до 2013 года отмечен только в коммунальном хозяйстве. Небольшой всплеск роста в жилищном хозяйстве в 2012 году совпадает с рядом федеральных инициатив. Обвальный десятикратный спад расходов на благоустройство в 2012 году и последующее снижение планового финансирования по всем направлениям ЖКХ в 2013 году, является явным признаком острого дефицита средств бюджета и деформации сферы ЖКХ с негативными последствиями для населения. Очевидно, что итоговая финансовая нагрузка на население региона в связи с проблемами ЖКХ будет заметно возрастать.

Благоустройство как индикатор

В условиях возрастания рисков деградации городской среды обитания, доля расходов на благоустройство в бюджете косвенно становится индикатором стабильности бюджетного финансирование отрасли ЖКХ в целом, а также социальной стабильности. Этот показатель с некоторой поправкой на структуру населенных пунктов косвенно отражает и благополучие региона. Сравнение данных по нескольким федеральным округам и субъектам РФ указывает на заметный провал Челябинской области: 1% против 3,5% в среднем по России).



Показатели столичных городов РФ в 6% -7% являются здесь определенным эталоном. На этом фоне показатели областного центра Челябинска более чем скромные.

В целом, анализ динамики бюджетного финансирования ЖКХ дает общую характеристику проблем отрасли, жизнеобеспечения территорий и возможных последствия для социума. Проблемы реформирования ЖКХ настойчиво требуют своего комплексного и всестороннего рассмотрения и решения.

ЖКХ, бюджет, crisis, кризис, housing, Челябинская область

Previous post Next post
Up