«КОММУНАЛКА» И ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА

Jun 03, 2013 11:00

Проблема реформирования ЖКХ быстро превращается в остросоциальную. Повышение прозрачности в этом комплексе становится первоочередным и обязательным условием любых преобразований в ЖКХ. Без этого попытки обеспечить развитие коммунальной сферы приведут к еще большей неэффективности и напряженности в этой сфере.

Президент РФ В.Путин на заседании Госсовета РФ 31 мая поднял ряд вопросов по повышению качества жилищно-коммунальных услуги обозначил необходимость качественного преобразования сферы ЖКХ, а также сдерживания роста тарифов. Это затрагивает ряд глубинных проблем, копившихся не один год. Прежде всего -обоснованности соотношения цены и качества услуг коммунальной сферы.
Проблемы сферы ЖКХ в современной российской истории всегда были далеки от своего решения. Однако в последние, посткризисные годы они дополнились проблемами финансовыми. При замедлении ежегодного роста личных доходов практически вдвое, до уровня 10% - 12%, рост цен (тарифов) на услуги ЖКХ по -прежнему высок. Годовой рост тарифов в 25% - 30% не редкость. Подобный рост почти в два раза превышает рост заработной платы и в три раза превышает размер инфляции. Затраты на услуги ЖКХ стали потреблять заметную часть семейных бюджетов и превращаются в серьезную социальную проблему. Сохранение прежних тенденций роста выводит значительную часть населения за границу платежеспособности, с соответствующим обострением отношений в обществе. При этом, несмотря на быстрый рост цен, качество услуг ЖКХ практически не меняется и ситуация в отрасли не улучшается. Помимо прямой нагрузки на население, опережающий рост коммунальных платежей “съедает “ значительную часть прироста средств, направляемых государством в бюджетную сферу.
Низкая эффективность отрасли достаточно очевидна, в том числе по многочисленным и сомнительным (нередко по нескольку раз на одном месте) коммунальным ремонтам. Пока ЖКХ традиционно ассоциируются с деньгами бюджета. Однако, в реальности коммунальная сфера во многом лежит на плечах населения и финансируется за счет оплаты услуг. При сохранении сложившихся тенденций, денег на ЖКХ скоро не хватит ни у населения, ни у бюджетов.

Противоречия в тенденциях “коммуналки” Челябинской области

Информации о динамике ЖКХ (как рыночной отрасли) либо минимальна, либо мало достоверна. Здесь, в качестве наиболее точных индикаторов, следует использовать показатели расходов бюджета, отражающих динамику этой отрасли. В первую очередь нами рассматривается в этом контексте динамика коммунального хозяйства.
На примере анализа динамики бюджетных расходов, связанных с коммунальной сферой Челябинской области, видна противоречивость (несбалансированность) тенденций роста(см.рис.).


За последние пять лет прирост расходов на коммунальные услуги (при постоянной структуре услуг) составил 86% ,прирост расходов бюджетов городских округов составил 22%, а прирост расходов на коммунальное хозяйство из бюджетов городских округов составил только 2% (среднегодовые тренды прироста соответственно составили - 25%, 8%, 3%).
Финансирование коммунального хозяйства из бюджета незначительное и финансовую основу здесь составляют поступления от коммунальных платежей. Доля затрат на коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете региона не превышает 2%. C учетом инфляции произошло фактическое сокращение бюджетного финансирования коммунального хозяйства примерно на четверть.

Тормоз “размытых” естественных монополий

Неэффективность коммунальной сферы во многом обусловлена спецификой ее работы, как естественной монополии. В настоящих институциональных условиях структура подобной монополии специфична, а реальные ее рамки весьма размыты. В организации работы подобной монополи участвуют коммунальные предприятия, жилищно-эксплуатационные компании, муниципальные службы. В рыночной экономике монополист может работать эффективно для общества только при строгих ограничениях и независимом контроле. Сегодня для тысяч систем типа “КОММУНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - ЖЭКи - МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ” постоянный независимый контроль отсутствует, а существующий внутренний контроль обычно не затрагивает вопросы эффективности, формален и практически бесполезен.
Внутри подобных систем происходит полный цикл оборота денежных средств, от сбора в виде платежей, до использования. Здесь легко смешать реальные затраты, монопольную сверхприбыль, потери от неэффективных действий и ошибок, коррупционную составляющую. Саморазвитие множества “размытых” естественных монополий в соответствии с собственными целями и вне интересов общества способствует обострению общей национальной проблемы ЖКХ.

Перспективы и прозрачность

Из-за необходимости снижения затрат и повышения эффективности экономики, перемены в сфере ЖКХ неизбежны. В условиях нарастающих финансовых трудностей первые ограничения уже проявляются. В Челябинской области в 2012 году, при попытке экономии средств на региональном уровне, рост коммунальных платежей замедлился. Попытка компенсировать часть выпадающих доходов коммунальной сферы за счет населения, путем введения дополнительных общедомовых платежей, вызвала резко негативную общественную реакцию, и также была приостановлена сверху.
Вероятно, имеются резервы для более эффективного использования средств бюджета, выделяемых на ЖКХ. В общих объемах финансирования ЖКХ, подраздел “Коммунальное хозяйство” находится на последнем месте, а “Жилищное хозяйство” и “Коммунальное хозяйство” в совокупности заметно уступают подразделу “Благоустройство”, где результативность и эффективность еще более сомнительны (см. рис.).


Отдельные разовые мероприятия не могут быстро и кардинально изменить ситуацию в столь сложной и неоднородной отрасли. Риски скрытых проблем, в числе и ранее накопленных, здесь очень велики. Постепенное повышение прозрачности (выравнивание институциональной среды) становится первоочередным, принципиальным, обязательным условием любых преобразований в ЖКХ. Без этого попытки обеспечить развитие коммунальной сферы приведут к еще большей неэффективности.

"COMMUNAL" AND THE INTERESTS OF SOCIETY

The problem of housing reform is fast becoming a social sharply. Increased transparency in this complex becomes a priority and a prerequisite of any change in the housing sector. Without this, attempts to ensure the development of municipal services will lead to greater inefficiency and tension in this area.

transparency

Previous post Next post
Up