По многолетней традиции ( 2018, 2019, 2020), как правило, в первых числах августа публикую обзор новостей о реформах административно-территориального деления (АТД) на постсоветском пространстве (Россия и страны ближнего зарубежья).
Так выходит, что за последние годы 1/6 часть суши генерит чуть ли не 5/6 от мировых подвижек в этой теме, разгребая все то, что накопили за долгие десятилетия кляті попередники. А немногочисленные реформы дальнего зарубежья, например образование в Индии союзной территории с эпическим названием Дадра и Нагар-Хавели и Даман и Диу (вспоминается старая хохма), проходят в медиа-пространстве почти бесшумно.
На этот раз внимания заслуживают 5 стран. Обо всем по порядку - под катом.
Россия
Как всегда, начнем с РФ, тем более что КДПВ (карту для привлечения внимания) прикрепил соответствующую. За три года тенденции не изменились: на первом уровне административно-территориальных единиц (АТЕ-1) полный застой. Есть очередной вброс в инфополе про агломерации, на сей раз со стороны Хуснуллина - и всё, опять тишина. И даже нововведение - федеральные территории, по замыслу выводимые из состава субъектов в прямое подчинение центру - пока вылились лишь в создание одной федеральной территории "Сириус" из олимпийской части Сочи, которая с муниципальной точки зрения стала самым обыкновенным городским округом в составе Краснодарского края. То есть даже не регион-матрешка, отличие только номинальное.
А вот на уровнях АТЕ-2 (районы и округа) и АТЕ-3 (поселения) все гораздо веселее: семимильными шагами, не уступая в скорости украинскому об'єднанню громад, упраздняется поселенческий уровень путем преобразования муниципальных районов в городские округа, а также в муниципальные округа - очередной юридический костыль для территорий, которые для городских округов совсем уж неприлично раздуты. Для обретения статуса МО вместо ГО установлены критерии плотности населения и уровня урбанизации, однако изменения статуса происходят не автоматически, а локальными актами, и при этом монстры вроде Одинцовского ГО с четырьмя городами в составе под критерии для разжалования не попадает. Бедный Оккам...
В любом случае, если не разграничивать ГО и МО (суть одна - это единицы АТЕ-2, не имеющие в своем составе каких-либо поселений, городских или сельских, хотя в крупных городах могут формироваться в качестве уровня АТЕ-3 городские районы), счет преобразованных в округа районов пошел уже на сотни. Для наглядности слепил гифку с состоянием на август 2018 и август 2021:
После Сахалинской и Магаданской областей окончательно решили муниципальный вопрос Московская, Калининградская области, Ставропольский край и Удмуртия - регионы, сильно различающиеся по типу расселения, то бишь "не застрахован" от этого никто, разве что кроме десятка "султанатов", ну вы их знаете. Причем Удмуртия управилась с нуля буквально за месяц, а в Подмосковье продолжается дальнейшее укрупнение - слияние смежных ГО по двое/трое. Поселения (большей частью сельские) выжили только в Новой Москве, переданной из области в 2012 году. По пальцам оставшиеся районы можно пересчитать в Свердловской (причем уже давно, почему-то никак не довершат процесс), Кемеровской областях, Пермском крае и ЯНАО.
На этом фоне такие локальные новости, как выделение из г. Сочи поселков Сириус (см. выше) и Дагомыс и торжество разума в виде обособления Северной стороны Севастополя в отдельное внутригородское муниципальное образование, совсем теряются, но тем не менее. И в то же время крепчает юридический маразм - понятия города (населенного пункта) и городского округа (муниципалитета) путают постоянно и повсеместно, от чего страдают жители подчиненных населенных пунктов в составе ГО. Живу себе в Быково и не подозреваю, что в ряде документов стоит адрес "г. Раменское", и пофигу, что в них есть одноименные улицы с одноименными домами.
Кроме того, не могу оставить без внимания и еще одну новость - но не про АТД, а про экономическое районирование. Дальневосточный федеральный округ, он же - экономический макрорегион, разделили на четыре "экономические провинции" - Забайкальскую, Приграничную, Островную и Северную:
В целом деление довольно адекватно сложившимся экономическим и транспортным реалиям: отдельно Большое Забайкалье, недавно переданное из Сибирского ФО, отдельно - Крайний Север, отдельно - тихоокеанские регионы, один из которых (Сахалин) является островом физически, другой (Камчатка) - логистически, связи по суше никакой. Приграничная (...Китаю) провинция, составляющая половину от всего населения Дальнего Востока, выглядит раздутой - пожалуй, Приморье следовало обособить от Приамурья. Но все это - если оставаться в рамках существующих регионов, по-хорошему конечно следовало бы перераспределить "хвосты", которые хорошо видно на карте.
Будет ли что-то подобное в других частях страны - посмотрим. Не предсказать наверняка.
Украина
По Украине в общем-то все подробности разжевалв прошломгоду - де-юре 136, де-факто 119 укрупненных районов без затрагивания границ областей, 1438 громад (общин) размером от бывшего района до бывшего сельсовета (то есть в России на этом уровне теперь практически то же самое). Новые границы постепенно закрепляются в картографической практике, появляются интерактивные сервисы, недавно обновились карты на citypopulation.de.
Хотя не исключаю, что еще при нынешних властях еще что-нибудь не переиграется. Оставаясь в общих чертах в актуальной сетке, я бы как минимум обособил крупные города (более 150-200 тысяч + облцентры) от окружающих их районов, а по-хорошему "всю систему менять надо" - и это касается АТД практически всех постсоветских стран. И не только АТД...
Латвия
За перипетиями латвийской админреформы можно следить бесконечно. 1 июля новое деление на 36 укрупненных новадов (краев) и 7 городов таки утвердили, карту приводил в посте " Этюды АТД #7" (советую, там всё от истории до своих предложений по оптимальной реформе). Однако на этом никто не думал успокаиваться, некоторые новады протестуют против их растворения в соседних, Вараклянский даже успел отстоять независимость до дедлайна. Появилась и идея объединения городов с окружающими районами - ну неужто мои "Этюды" читали :-)
Эстония поукрупнялась в 2017, Латвия - в 2021. Я так понимаю, теперь ход Литвы в этой неспешной балтийской партии на троих. В скорости депопуляции (и соответственно падения рентабельности содержания кучи мелких администраций) она как минимум не уступает.
Азербайджан
Переместимся в Закавказье. Главное событие там, безусловно, конфликт в Карабахе, завершившийся разгромом Арцаха и ужиманием его до 2/3 от советских размеров (минус Шуша и Гадрут, помимо всего "пояса безопасности" - семи азербайджанских районов, занятых в начале 90-х). Путин всех переиграл, так что остаток НКР и Лачинский коридор (последний - номинально возвращен Азербайджану) минимум 5 лет будут контролироваться российскими войсками.
Статистические органы что Азербайджана, что Арцаха меряются покерфейсами, делая вид, что прошлой осенью вообще ничего такого не было. Районная сетка и там и там осталась прежней, и данные о населении - тоже, несмотря на их 100%-е несоответствие реальности во многих случаях. Власти НКР заявили, что сейчас не до реформ, при этом под их контролем осталось лишь 3,5 (в прямом смысле) района. Сколько же реально функционирующих администраций - вот честно, в душе не знаю.
С другой стороны, ликующий Азербайджан начинает разворачивать процесс возвращения беженцев на карабахские земли, с восстановлением инфраструктуры и т.д. И вместе с этим произошла реформа сетки экономических районов (которые также выступают как статистические единицы крупнее районов административных) - теперь их 14:
Надо сказать, вышло прямо-таки неожиданно хорошо - вполне соразмерно и по площади, и по населению (главное - распилен натрое огромный Аран), хотя как всегда "не без греха" (с). Разделять Баку и остальной Апшерон с Сумгаитом - ну не знаю, был бы смысл, если бы сам Баку оставался в границах собственно 1,2-миллионного города, а так между подчиненными столице поселениями и соседними поселениями Апшеронского района принципиальной разницы нет. Тем более там есть взаимные анклавы - см. карту. Странно выглядит Ширван-Сальянский полумесяц.
Но главный бред, конечно, в карабахском яблоке раздора: два новых района немного отличаются от прежних территориально, фактически же - с учетом линии контроля - оба не могут похвастаться инфраструктурной связностью. Карабахский район включает в себя, например, города Шуша и Агдам, однако между ними по прямой - земли вокруг Степанакерта, контролируемые НКР. А объезд выходит раз в десять длиннее. Из Кельбаджара в Лачин (Восточно-Зангезурский район) тоже проблематично попасть (а вот из Шуши как раз-таки просто). Хотя, может, после какого-то восстановительного периода там границы все-таки подредактируют.
И кстати, еще в начале 10-х звучали предложения по упразднению советской сетки районов в пользу 10-20 укрупненных вилайетов - и что мы видим? Заготовка налицо.
Молдова
И напоследок, обратим внимание на страну, где реформ АТД в последние годы не происходило, но они стали вполне вероятными. На данный момент в парламенте сформировано проевропейское (скажу больше, прорумынское) большинство, и прорумынская же президент(ка) Санду, прямо говорившая о намерениях провести административную реформу. Обрисована и примерная цель - около 10 жудецов (уездов), что хорошо соотносится с предыдущей итерацией введения таких единиц в 1999-2002 годах. Де-факто независимое Приднестровье, понятное дело, не в счет, Гагаузия (+ солидарная с ней болгарская Тараклия) - с автономией.
Запасаемся попкорном. Кто знает, может, дело дойдет даже до присоединения к Румынии - только тогда жудецы должны быть еще крупнее.
P.S. Кстати, если трезво и непредвзято взглянуть на сетки деления всех стран постсовка, меньше всего вопросов вызывает - будете смеяться - Туркмения. Там сложно начудить: 5 больших городов вокруг пустыни - 5 велаятов с границами чуть ли не по линейке. Хотя актуальных данных о населении оттуда чуть более чем никаких.
До конца года планирую еще несколько " Этюдов", цели расписаны еще дальше - кто хочет, может погадать, но на спойлеры с конкретикой особо не рассчитывайте :-)