Обзор реформ административного деления России и ближнего зарубежья 2015 - 2018
Aug 04, 2018 13:46
Последние годы характеризуются сравнительно большой активностью среди стран постсоветского пространства в области реформирования административно-территориального деления (АТД) на разных уровнях. Причем в большинстве случаев этот период в самом разгаре. Пройдемся по России и странам ближнего зарубежья, признанным и не очень.
Предупреждение: пост довольно-таки большой, так что помимо ката спрятал текст кусками под спойлеры. __________________________________________________ Россия
[Читать]Первая ассоциация, вызываемая фразой "административное деление" - это области-края-республики, не так ли? Это единицы АТД первого уровня, и в РФ их сейчас 85. Однако какие-либо подвижки на первом уровне, к сожалению, в России происходят крайне редко, и сейчас речь не о них. На втором уровне субъекты, кроме городов федерального значения (ГФЗ), делятся на две категории муниципальных образований (МО) и по совместительству административно-территориальных единиц (АТЕ) - районы и городские округа. Вообще сетки МО и традиционных АТЕ после муниципальной реформы 2004 г. не всюду совпадают, а кое-где вообще друг другу противоречат, но оставим это за скобками и вслед за Росстатом будем обращать внимание именно на МО.
Принципиальное отличие: городской округ (ГО) - цельный, а район - состоит из городских и сельских поселений (ГП и СП). Любые ГО и ГП (а также ГФЗ) обязаны включать в себя минимум один населенный пункт городского типа (город или пгт), и при этом могут включать в себя сколько угодно городов, пгт и населенных пунктов сельского типа. А могут и не включать, границами совпадая с чертой города. Традиционно в ГО или ГП только один город, но исключений (2 или 3 города) все больше и больше. СП - тут проще, включают в себя гроздь соседних сельских населенных пунктов.
Так вот, с 2015 г. во многих регионах началась довольно бурная фаза процесса преобразования районов в городские округа - стирания внутреннего районного деления на разные ГП и СП. Местами меняются и границы районов / ГО, происходят их объединения и разделения. То есть практически мы имеем дело с качественным преобразованием структуры управления - вместо 3 уровней остается 2 ("нулевой" - вся страна - не в счет). О плюсах и минусах можно долго рассуждать, но такой цели сейчас не ставлю (хотя не скрываю своего одобрения) - одного обзорного поста не хватит.
Нужно отметить, что это явление не новое и городские округа, исторически являвшиеся не городами областного подчинения, а именно районами, были и раньше в больших количествах. Свердловская область так вообще состояла (и состоит) из них чуть менее, чем полностью. А некоторые ГО, в прошлом "города с подчиненными их администрациям населенными пунктами", "горсоветы", которые фактически были как районы, существовали еще при СССР - Большой Сочи как яркий пример. Но сейчас подошла новая волна сокращений чиновничьего аппарата - сразу целыми администрациями упраздняемых поселений.
На данный момент районоподобные ГО имеются в 25 регионах России. При этом Магаданская и с прошлого года Сахалинская области покрыты ими полностью; в Калининградской области последние три района превратятся в тыкву с нового 2019 года; Московская область стремительными темпами подходит по уровню покрытия городскими округами к застывшей Свердловской - усилиями Воробьева оставшиеся районы можно пересчитать по пальцам. Помимо Подмосковья, больше всего преобразований в 2016-2018 гг. произошло в Ставропольском и Пермском краях. В других - по мелочи. В целом можно сделать вывод, что новая двухуровневая модель управления приживается в совершенно разных по типу заселения регионах - и сверхурбанизированных, и промышленных, и сельскохозяйственных, и на Крайнем Севере. То есть потенциально в ближайшем будущем ГО вполне могут появляться на месте районов в принципе любого субъекта РФ.
[Читать]Если в России инициативы по укрупнению муниципалитетов появляются сугубо на региональном уровне, то Украина развернула государственную программу под меметичным названием "Об'єднання територіальних громад" под соусом децентрализации. К 2014 г. в составе Украины фактически (без Крыма и территорий под контролем ДНР/ЛНР) было 24 области и город центрального подчинения Киев, в составе областей - 450+ районов и 150+ горсоветов областного подчинения (= городских округов) и порядка 10 тысяч горсоветов, поссоветов и сельсоветов, в большинстве своем мелких до полной неэффективности. Теперь регионы предоставляют планы реорганизации, в которых вместо советов формируются объединенные громады (тоже трех типов по статусу центрального населенного пункта). В районе формируется от одной до десятка громад, всего ожидается в районе 1500 штук на всю страну.
Реформа идет очень хорошими темпами - за 3 года с лета 2015 создано уже более 700 громад, то есть половина от запланированного количества. Думаю, если в конце 2020 Украина наконец-таки проведет перепись, то реформу завершат как раз к ее сроку. В дальнейшем хотят объединять и районы (то есть областной и районный уровни заменить одним промежуточным, который будет делиться на громады), но пока только разговоры.
За ходом объединений удобно следить на сайте реформы decentralization.gov.ua. Инфографика оттуда:
______________________________________________
Эстония
[Читать]Третья страна, недавно запустившая похожий процесс укрупнения низовых территориальных единиц - Эстония. Кому-то покажется анекдотом, но управились они быстрее остальных, за один лишь 2017 год. С другой стороны, при малой территории почему бы и нет. 217 общин (волостей и отдельных относительно крупных городов) сократились до 79.
Реформа проводилась в добровольно-принудительном порядке (кстати, как замышлялась и украинская) - волости объединялись по местным инициативам, кое-где были и референдумы, до определенного срока, а потом с наиболее упертыми и нерасторопными разбирались уже сверху. Вообще говоря, разумный подход, однако из-за первого этапа (кто в лес, кто по дрова) итоговые общины по своим размерам весьма и весьма различаются - где-то слишком дробно, где-то чересчур крупно (весь остров Сааремаа объединился в 1 волость, и даже уездная столица не осталась отдельной, как в большинстве случаев). С администрацией Локсы так и не смогли совладать - по закону все поселения менее 5000 человек должны были объединяться, а этот 3-тысячный городок в итоге "уцелел" в прежних границах.
Вообще эта реформа, на мой взгляд, прецедент того, "как надо делать". Только бы еще в конце отшлифовать самые выбивающиеся случаи.
___________________________________________
Небольшие изменения: Казахстан, ДНР и ЛНР
[Читать]Выше были описаны три масштабных и в общем-то однотипных проекта реформирования АТД. За их пределами тоже есть изменения, но совсем по мелочи. В Казахстане противоположный тренд - разукрупнение. В этом году центр Южно-Казахстанской области Шымкент стал третьим городом-миллионником страны путем долгих манипуляций с присоединением окружающих сел и, раз пошла такая пьянка, был выведен из состава области в республиканское подчинение; область стала Туркестанской с центром - правильно - в Туркестане. Решение довольно рациональное. Правда, напрягает момент, что жители непосредственных пригородов Алматы, Астаны и Шымкента обязаны по всяческим административным делам мотаться в облцентры Талдыкорган, Кокшетау и Туркестан за пару сотен километров. Надо было выделять хотя бы с минимальной агломерацией, а не в границах черты города. И, кстати сказать, там как раз плотно взялись за разработку планов агломераций, так что все может быть в ближайшем будущем. Кроме того, в Туркестанской и Алматинской областях восстановили несколько районов, которые пообъединяли в 90-х - они сильно разрослись.
В непризнанных ДНР и ЛНР (на подконтрольной им территории) с советских времен сохранился полный административно-территориальный бардак. Ввиду высокой урбанизации горсоветов там больше, чем сельских (хотя бы условно) районов. При этом есть даже такие монстры, как села в горсовете в составе другого горсовета (!), пгт в составе горсовета в составе района крупного горсовета (!!!). Линия фронта с 2014-2015 к тому же разрезала большинство АТЕ по живому. Это как раз и катализировало определенные действия, чтобы хоть как-то упорядочить управление в откровенно депрессивных условиях. В ЛНР по российскому примеру частично внедрили модель городских округов - создали объединенные администрации районов и райцентов (Антрацит, Краснодон, Свердловск). В ДНР объединили Шахтерск со своим районом и упростили соподчинение администраций. Села и поселки в остатках районов, центры которых остались "по ту сторону добра и зла", ушли в подчинение к ближайшим городам - с украинской стороны, впрочем, то же самое. В итоге ДНР на данный момент состоит из 13 горсоветов и 4 районов, ЛНР - из 13 администраций модели "городской округ" и 1 районной администрации (Перевальской). При этом все это не нанесено на карты, от слова совсем - что надеюсь в скором времени исправить.
_______________________________________
Планы и перспективы: Латвия, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Киргизия
[Читать]В ряде стран об административно-территориальных преобразованиях пока только говорят. Наиболее активно обсуждение реформы АТД Латвии. Напоминаю: в 2009 году 26 советских районов были заменены на 109 (позднее 110) новадов, сильно напоминающих общей картиной новые эстонские волости - централизованные, но с большим разбросом в размерах. Очень много мелочи (менее 5 тысяч), хотя там даже законодательно стоят какие-то ограничения по размеру новадов - ну вы поняли. На постсоветском пространстве всюду туго с соблюдением буквы закона в данном вопросе.
По основному проекту в стране будут созданы 29 регионов (см. карту ниже) путем объединения вокруг центров тяготения - подробно изучал вопрос, выходит довольно разумно. А теперь - см. карту советских районов. "Совпадение? Не думаю!" На самом деле в 80% случаев - и это удивительно - прежние районы были адекватными. Но оставить что-то советское в странах Балтии? Да быть такого не может. Для этого приходится сначала менять в одну сторону, а спустя 10 лет - в обратную, чтобы не было повода говорить о какой-либо преемственности с прежними порядками. Со стороны выглядит именно так. Но посмотрим, что произойдет в итоге.
[Читать]В остальных случаях мы имеем дело с намного менее разработанными проектами. В Молдове проевропейские силы говорят об укрупнении районов до примерно 12, ЕС даже готов профинансировать это дело. Ни для кого не секрет, что такая реформа будет неизбежна в случае воссоединения с Румынией. Левые пророссийские силы, конечно же, против, отстаивают нынешнюю сетку эпохи плейстоцена. Стоит отметить, что в 1999-2002 годах районы уже укрупнялись и именно до 12 (+ фактически независимое Приднестровье), но с возвращением в парламент коммунистического большинства реформу откатили назад. Что-то подсказывает, что в дальнейшем метания примут такой же характер. Запасаемся попкорном.
Кроме того, периодически различными политическими силами и отдельными энтузиастами в СМИ публикуются мысли (чаще всего не подкрепленные картами, к сожалению) об изменении АТД 1-го уровня в Беларуси (15-20 поветов вместо 6 областей), Азербайджане (10-15 вилайетов вместо восьми десятков районов), Кыргызстане (дальнейшее уже начатое разукрупнение 7 областей до 12-15). Все эти проекты объединяет одно - борьба с нарезкой, оформленной в середине 20 века и уже давно утратившей эффективность, а местами и банальную логику. Уже и страна другая, и экономика, и демография не стоит на месте... Допустим, в Баку концентрируется четверть населения Азербайджана. Про ВВП даже страшно говорить - 83% от государственного! Ну а что вы хотели, нефть. То есть Баку по валовому продукту - третий город бывшего СССР после Москвы и Санкт-Петербурга, обгоняя и Киев, и Ташкент, не говоря уже о меньших по населению городах. А смысла от 80 районов на оставшейся территории - сами понимаете.
Кстати, заметили? Для относительно малых по размерам и централизованных стран все проекты в пределе имеют примерно одинаковое количество АТЕ 1-го порядка. Это заметил еще М.К. Шишков в своей монографии об административном делении, очень рекомендую. Знакомым с теорией центральных мест В. Кристаллера не составляет труда понять, почему здесь фигурируют "шестиугольные числа" - 7, 19, 37 (минимум, оптимум, максимум). Но это уже другая история. ______________________________________________
Напрашивается сделать общий вывод. Реформирование административного деления - процесс крайне важный, особенно в странах не с самыми лучшими экономикой и демографией. К сожалению, до масс этого не удается донести, в их глазах тактические, сиюминутные проблемы гораздо важнее стратегических ("опять эта возня, лучше зарплаты повысьте, да побольше"). Влияние АТД на благосостояние сильно недооценивается, однако надо приучаться думать о долгосрочных перспективах развития страны, причем желательно не только управленческому аппарату, но и простому народу. Надеюсь, что эта тема не заглохнет вновь на долгие годы.