И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ЭТОТ МОРОК (1)

Nov 16, 2022 09:08




«…Идут десятилетия. Мы не успеваем разобраться и самих себя понять в одном слое, как новым пеплом ложится следующий. Ни в одном десятилетии не было свободы и чистоты информации - и от удара до удара люди не успевали разобраться ни в себе, ни в других, ни в событиях».
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».

Сокрытие подлинных обстоятельств цареубийства - несомненно, самая длительная операция спецслужб, возникших вместе с захватом в 1917 г. власти над Россией группой политических авантюристов «неясных кровей», весьма далекой от прокламируемых ею «на публику» идей и целей.
Немало воды утекло с тех пор. Канул в небытие видимый политический строй. Сама страна сменила название, гимн, флаг и границы. Один за другим уходили правители, менялись официальные вывески правящих партий и спецслужб. На ушедших, как на козлов отпущения, вешали всех собак.
Воинствующий атеизм сменила свобода совести и оказалось, что даже с верой в Бога готовы были мириться, «искать общий язык». Не было большой проблемой и приручить монархистов, в том числе и тех, которые чтили Царственных Мучеников. Было и остается лишь одно препятствие: те, для кого важна Правда о страданиях Царской Семьи. Стержень этот обозначил еще в 1919 г. обретший на Ганиной Яме частицы Царских мощей следователь Н.А. Соколов: «Правда о смерти Царя - правда о страданиях России».
Отказаться от этого, принять «единственно верную» версию, сводящуюся на данном конкретном этапе более чем вековой эпопеи к признанию «екатеринбургских останков», - это и есть сегодня главная задача созданной в 1917 г. силы, прибегающей для достижения цели к содействию в числе прочих прирученных «людей Церкви», «договороспособных» чтителей Царственных Мучеников и монархистов.
Точно также было и раньше, пусть задачи для достижения желаемого чисто внешне и выглядели по-другому.
...Слой за слоем уходили в отвал разрабатывавшие и осуществлявшие операции прикрытия, связанные с этим делом; те, которые вводили, и те, которых вводили в заблуждение - манипуляторы и манипулируемые. За всей этой линией (с давних пор и до нынешних дней) можно проследить, внимательно ознакомившись с материалами только что вышедших наших двухтомников: «“Царское дело” Н.А Соколова и “Le prince de l'ombre”» (2021) и «Свидетель “Русской Агонии” Роберт Вильтон» (2022).
Менялись и сами посылы. Причем, взаимоисключающие, часто мирно соседствуя друг с другом; бывало, даже в одно и то же время. От Императора, Которого постигла «справедливая народная кара», Семья Которого укрыта «в надежном месте», до «мiр никогда не узнает, что мы с ними сделали», «чудесного спасения всей Царской Семьи» и неожиданного, не менее «чудесного», обретения «екатеринбургских останков».
Что только не было предпринято для поддержки всех этих замысловатых версий: прямая наглая ложь, лжесвидетельства, печатание статей и книг с сенсационными признаниями самих преступников и продвижение их (через организованные переводы на другие языки) на Западе, охота на участников белого следствия и за добытыми ими материалами, заготовка ложных «могильников» и документов, подобных «записке Юровского-Покровского».
В сем действе участвовали не только непосредственные организаторы и исполнители злодеяния, прямая чекистская агентура, коминтерновцы и агенты влияния из среды эмиграции и западной общественности; манипулятивному воздействию нередко подвергались весьма благонамеренные соотечественники, активные участники Белого движения и даже те, которые искренне чтили Царскую Семью, часто когда-то близкие Ей и даже кровно связанные с Нею (см. нашу книгу «Царские мощи. Документы. Материалы. Статьи». 2022 г.)



Обложка парижской газеты «Le Petit Journal illustré » со сценой расстрела Царской Семьи и с сообщением под рисунком: «Сын Царя жив».



Одним из источников, из которых сестры Государя, Великие Княгини Ксения Александровна и Ольга Александровна могли черпать уверенность в том, что Царская Семья жива, был Владыка Феофан (Быстров). В отличие от других Архиереев он был известен своим, пусть и не столь продолжительным, но все же близким и постоянным в определенный период - лицом к лицу - общением с Царской Семьей.
Есть некоторые основания полагать, что в силу многих причин личного свойства, находясь в эмиграции, психологически он оказался уязвим, а потому открыт для воздействия на него извне:
«По словам людей, хорошо знавших Владыку в последние годы, “у него до конца дней осталось упорное убеждение, что он виновен в гибели России и Царской Семьи” (М.Н. Кочубей «Несколько слов о Распутине». Буэнос Айрес. Август 1993 г. // Архив автора).
После переворота епископ Феофан - член Поместного Собора 1917-1918 гг. В составе Высшего Церковного Управления он покинул Россию в 1920 году. Служил на подворьях Афонских монастырей в Константинополе. Переехал в Югославию. Участник Собора 1921 г. в Сремских Карловцах. В 1920-е годы был заместителем председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В 1925 г. переехал в Софию, а позднее (16.4.1931) во Францию.
Об этом последнем периоде его жизни мало что известно…
Причину удаления Владыки во Францию и фактическое прерывание им отношений с Синодом Зарубежной Церкви истолковывали по-разному. Ходили слухи, что Преосвященный “на почве угрызений совести потерял душевное равновесие и здравый рассудок” (Схимонах Епифаний (Чернов) «Жизнь Святителя. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский». «Святая Русь». Афины. 1999-2000. Глава 8. Ложь и клевета - оружие грешного мiра).
Последний переезд, по словам одного из келейников Владыки, состоялся “по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых […] Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными […] к Императрице Марии Феодоровне […] Эта семья, находившаяся на исторической авансцене как бы в тени, явилась хранительницей тайны о Государе Николае II и Наследнике Престола, которые чудом Божиим, хотя и дорогою ценою, были спасены. […] Дело Божие, дело спасения Царской Семьи […] было организовано и разработано восемью гвардейскими офицерами под начальством генерала Порохова. Они сумели проникнуть в охрану ‘дома Ипатьева’, где находились Царственные Узники. […] …Главным источником слухов за границей была Августейшая Мать Государя Николая Александровича, Государыня Императрица Мария Феодоровна, жившая тогда в Дании. Ее слова передавались из уст в уста: ‘Слава Богу! Государь и Его Сын, Наследник, живы!' Дальше Она ничего не говорила и никогда не присутствовала ни на одной из торжественных панихид, устраиваемых ежегодно за рубежом. Это чрезвычайно веский аргумент в пользу этой версии! […] Близким людям, оставшимся в Болгарии, Владыка Феофан обещал письмом сообщить о встрече с Государем, если он точно удостоверится в Его подлинности. И вот вскоре после его отъезда из Болгарии было получено письмо, в котором архиепископ Феофан лаконично сообщает: ‘Никаких сомнений нет! И ездить никуда не надо…’ Это означало то, что у архиепископа Феофана нет уже и тени сомнений, что Государь Император Николай Второй действительно спасен и жив и что архиепископ Феофан Его лично видел и имел с Ним беседу, убедившую его в том, что перед ним был настоящий Государь… […] Но почему Государь пожелал встретиться именно с архиепископом Феофаном, а не с другим кем-либо из иерархов Зарубежной Церкви? Были ли побудительные причины к этому? - Да, были. И прежде всего та, что и Сам Государь, и, в особенности, Государыня Александра Феодоровна знали Владыку Феофана лучше всех других иерархов Православной Российской Церкви, и только с лучшей стороны; и лично Государь доверял ему… Но главное в том, что и Государь, и Государыня сознавали Свою неправоту, Свою вину перед архиепископом в давней истории с Распутиным. Они поняли, что действовали в 1911 г. только как ‘власть имущие’. И когда через шесть лет эту власть потеряли, то покаянно осознали, что в отношении к Владыке Феофану у Них не было должного уважения, как к говорившему Им то, что ему велел сказать Бог» (Схимонах Епифаний (Чернов) «Жизнь Святителя. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский». Глава 30. Приезд во Францию).
Одним словом, спите спокойно: стража не дремлет. Никаких панихид, никакого покаяния, никаких прославлений. Никаких претензий на Престол. Император и Наследник живы. Более того, Они даже покаялись за… Распутина.
Удобно! Но кому? Придет время и мы об этом спектакле, а также о его возможных режиссерах и суфлерах еще поговорим. Но вот, однако, в чей стан в конце концов привела кривая дорожка Владыку…
Устранившись от церковных дел, архиепископ Феофан жил в затворе, сначала в пригороде Парижа Кламаре, а затем в местечке Моун, близ г. Амбуаз на Луаре. Позднее он переехал в местечко Лимерэ (1.9.1939), где и скончался» (С.В. Фомин «Судья же мне Господь» (М. 2010. С. 622-623).
Священноначалие Зарубежной Церкви, опираясь на указание к тому времени уже почившего митрополита Антония (Храповицкого), приказало отпеть Архиерея как простого монаха…
Не с этими ли престранными событиями (нет даже твердой уверенности в том, было ли всё так или нет!) связана, пусть хотя бы и отчасти, недавняя операция по эксгумации останков Владыки и доставка их из Франции в Петербург, а также, с точки зрения здравого смысла, трудно объяснимая до неприличия длительная задержка с перезахоронением, связанная, как утверждают, со спорами о месте нового упокоения?
Чисто внешне, согласитесь, это выглядит крайне нелепо: затратив немало сил и средств, останки привезли, а теперь не знают, что с ними делать. При этом, однако, сопровождавший за границей процесс эксгумации временно управлявший Корсунской епархией архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/606254.html) отмечен как раз после окончания действа повышением: решением Св. Синода от 13 октября 2022 г. назначен архиепископом Корсунским и Западноевропейским, Патриаршим экзархом Западной Европы.
Именно в связи со всеми этими обстоятельствами мы, кстати говоря, и пытались в свое время обратить внимание читателей на этот приведенный выше текст да и на всю главу из нашей книги «Судья же мне Господь» в целом: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/608553.html Появившаяся некоторое время спустя после нашей публикации статья заштатного петербургского священника Сергия Чечаничева с весьма характерным названием «Страсти по архиепископу Феофану» (https://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/strasti_po_arhiepiskopu_feofanu) наглядно продемонстрировала, как упрощение некоторых сложных проблем и игнорирование целого ряда нюансов приводит к непониманию и легковесным, а в итоге - ошибочным, выводам.



Владыка Нестор (Сиротенко) и президент В.В. Путин. Российский духовно-культурный центр в Париже. 29 мая 2017 г.

Небезынтересно, полагаю, будет узнать и о людях, в доме которых жил Архиерей. Именно через них сестры Государя и другие влиятельные деятели русской эмиграции могли узнавать о взглядах Владыки на участь Царской Семьи.
Имя Ф.В. Порохова в каких-либо списках офицеров Российской Императорской Армии и Флота отсутствует. В Справочнике метрических записей архивов С.-Петербурга при заключении в 1897 г. браков он числится как коллежский асессор: https://forum.vgd.ru/post/3866/104590/p3178000.htm Таким образом, приписываемое ему генеральское звание выглядит явно фантастическим.
На генеалогических ресурсах утверждают, что Феодор Васильевич Порохов (1871-1936) был одним из последних потомков Богдана Хмельницкого. «Сын гетмана в молодости был настолько горяч, что отец прозвал его Порохом. Юноша попал в плен к туркам. Узнав, что перед ними наследник Украины, турки хотели его убить, но вся Малороссия молилась за пленника, и случилось чудо, подобное чуду мvроточивого Димитрия Солунского, который привез сына вдовицы. Непостижимым образом Порох очутился в Киеве. Изумленный отец снял перстень, вынул из него драгоценный камень и вставил в икону Спасителя. Этот Спас до сих пор хранится в одном из православных монастырей 3арубежья»: https://ru.rodovid.org/wk/Запись:805478



Дом Пороховых в Кламаре, предместье Парижа, в котором жил Владыка вместе с Пороховыми. Здесь и далее снимки из книги Вячеслава Марченко «Духовник Царской Семьи».

Лидия Николаевна Порохова (1877-1939) происходила из семьи издавна близкой Императорскому Двору. Прадед ее по материнской линии Федор Павлович фон Аделунг (1768-1843), русский историк, философ, библиограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук, директор учрежденного при Министерстве иностранных дел Института восточных языков, был воспитателем будущего Императора Николая I и его брата Великого Князя Михаила Павловича. Дед, генерал-майор Федор Федорович Аделунг, во время мятежа декабристов поручик Лейб-гвардии Саперного батальона, охранял личный кабинет Императора Николая I.
Мать - Мария Федоровна Герингер, урожденная Аделунг, состоявшая замужем за титулярным советником Николаем Людвиговичем Герингером, происходившим из рязанского дворянского рода немецкого происхождения и католического вероисповедания, в 1895-1917 гг. была камер-фрау Императрицы Александры Феодоровны - придворной дамой, заведовавшей гардеробом Государыни. Через ее посредство шла вся финансовая переписка к Кабинетом Ея Величества; она же отвечала за все драгоценности Императрицы, находившиеся как в покоях Царицы, так и во всех Императорских резиденциях, включая Александровский и Зимний Дворцы. Именно от нее С.А. Нилус узнал, по его словам, о пророчестве Императора Павла I, полученном Государем Николаем II.
Дочь М.Ф. Герингер, Лидия Николаевна Порохова вместе с супругом Феодором Васильевичем духовно окормлялись у преподобного Варнавы Гефсиманского. Лидия Николаевна приняла тайный монашеский постриг (с именем Мария). Супруги выехали из России под фамилией финляндских граждан Валконен: Германа и Ольги.
Архиепископ Феофан поселился в доме Пороховых в пригороде Парижа Кламаре (рю Паскаль, 2) после переезда его во Францию 16/29 апреля 1931 года. В начале 1936 г., безпокоясь о безопасности Владыки, за которым постоянно следили, как полагали, чекистские агенты, супруги оставили Кламар, переехав в местечко Моун, близ г. Амбуаз на Луаре (тупик де ла Фонтен, 1), где и скончались: Феодор Васильевич в апреле 1936-го, а Лидия Николаевна - в 1939-м.



Дом Пороховых в Моуне.

1 сентября 1939 г. Архиепископ Феофан переехал в город Лимерэ, где жил в усадьбе своей знакомой по С.-Петербургу и Полтаве - полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко (1882-1972), потерявшей супруга в 1914 году. До самой смерти о Владыке заботилась верная горничная Пороховых - Анастасия Васильевна Порохова (Настя), выехавшая вместе с ними из России. Она была дочерью убитого большевиками старшего брата Федора Васильевича Порохова - Василия Васильевича. Сестра Насти была монахиней Выксунского монастыря, основанного духовным отцом Пороховых - преподобным Варнавой Гефсиманским.



Пещеры в Лимерэ. В левой части находилась келлия Владыки и часовня; посредине - церковь; в правой части жила келейница. Фото 1988 года.

Памятуя распространявшиеся Владыкой Феофаном (или всё же приписываемые ему?) сведения о чудесном спасении Царской Семьи, весьма к месту здесь будет вспомнить также свидетельства (на сей раз подтверждаемые документально) и еще одного авторитетного в свое время в эмигрантской среде человека - «Царского гусляра» Сергея Бехтеева.
Пересказывать его сенсационные заявления нет смысла, поскольку в свое время мы их уже подробно разбирали:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/255669.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/255904.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/256367.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/257239.html



Обложка брошюры «Чудесное спасение Царской Семьи» с фотографией Н.Н. Джонсона, секретаря Великого Князя Михаила Александровича. В брошюре помещена трехстраничная статья С.С. Бехтеева, датированная 11 июля 1929 г., а также вложен печатный текст с надписью: «Раздавать исключительно верным и достойным лицам, любящим, верящим и надеющимся».

Вряд ли поэтому стоит удивляться, когда мы и сегодня среди искренне уверовавших в подлинность «екатеринбургских останков» также видим пользующихся авторитетом представителей духовенства, широко известных своим почитанием Царственных Мучеников. Для человека верующего это вряд ли неожиданно и ново: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 25).
В конце января 1928 г. тайну Царской могилы «раскрыл» во время поездки в урочище Четырех Братьев приехавшему на Урал Маяковскому старый уральский революционер, председатель Свердловского окрисполкома А.И. Парамонов, близкий знакомый многих участников цареубийства. Вряд ли он на такое бы решился, не получи на сей счет указание.
Шесть десятков лет спустя таким же способом - повязанием тайной (доверительным сообщением конфиденциальной информации об «обретении екатеринбургских останков») - «вербовал» будущих сторонников своей версии писатель, кинорежиссер и сценарист Гелий Рябов, снимавший по заказу одновременно и МВД и КГБ СССР фильмы, отмеченные этими ведомствами специальными премиями (случай редчайший, говорящий нам о многом).
Однако, в отличие от Парамонова, Рябов входил в доверие уже не к «пролетарским поэтам» (времена были уже иные), а к более перспективным в новых обстоятельствах лицам духовного звания - в частности, будущим протоиерею Александру Шаргунову и архимандриту Тихону (Затёкину) - широко известным своим устойчивым открытым почитанием Царственных Мучеников. Но ведь и прибыток от этой акции ожидался уже иной - не чета одинокому стихотворению Маяковского «Император». (Правда, и резонанс его в условиях тотального молчания в СССР был всё же весьма силен: кто надо его услышал, в том числе и заграницей.)



Архимандрит Тихон (Затекин) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение». Издательский отдел Нижегородской епархии, 2022.
Книга вышла с предисловием Натальи Розановой - монахини Иаили (Наливаевой): https://www.pecherskiy.nne.ru/letopis-sobyitij/2022/pervyij-venok-na-mogilu-czarskoj-semi-o-knige-arximandrita-tixona-(zatyokina).html Фигура эта примечательная и не случайная. О ней мне приходилось писать еще в 2008-м:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/19876.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/20200.
См. также: http://www.rv.ru/content.php3?id=8255html

На небезынтересную параллель обратил внимание недавно (хотя направление его мысли было и иное) нижегородский историк М.А. Князев: «Удивительно, но почти по тому же принципу, что и Парамонов в 1928 г., обследовали Ганину яму в 1976 г. А.Н. Авдонин и Г.Т. Рябов. [...] …Парамонову это место показал не кто иной, как цареубийца Я.М. Юровский в 1920 г. Но ведь всем известно, что как раз в 1920 (?) г. Юровский продиктовал историку М.Н. Покровскому свои воспоминания (“Записка”), в которых назвал иное место захоронения»: https://ruskline.ru/news_rl/2021/08/30/porosenkov_log_ili_ganinu_yamu_posetil_mayakovskii_v_1928_godu

Окончание следует.

Юровский Я., Бехтеевы, Феофан (Быстров) архиеп., Цареубийство

Previous post Next post
Up