ПРИВЕЗЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?.. (3)

Aug 04, 2022 14:44



Гроб с останками Владыки Феофана на Петербурге. Фото Станислава Марченко.

Всё описанное в прошлом по́сте - дело давнее и к нынешнему перезахоронению архиепископа Феофана прямого отношения не имеет.
Пророческие же высказываниях Владыки о «последнем Царе» - другое дело!
Прежде чем привести сколь пристрастный, столь и искажающий факты, никак не вяжущейся с профессиональной честью историка, отзыв А.Н. Закатова (его мы будем приводить частями, но при этом полностью, без каких-либо сокращений), поясним - речь пойдет о трех изводах составленного мною сборника «Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии)», в которые вошли предсказания архиепископа Феофана:
1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 322-323.
2. М. «Родник». 1994. С. 370-371.
3. СПб. Общество Василия Великого». Т. II. 1998. С. 435-436.
Тексты Владыки, о которых идет речь, включены в состав главы «Последний Царь» и занимают в ней свое место наряду с другими, но при этом, подчеркнем, не первостепенное или вообще какое-либо особое.
Но таковыми, особо важными, они (вместе с «Клятвой 1613 года», о которой мы писали в предыдущем нашем по́сте) являются как раз для «кириллистов». Не исключено, что кто-то именно на них строит далеко идущие планы, придавая «Государственное» значение перезахоронению, или, во всяком случае, ловко прилепляясь к чужим прожектам для извлечения своих частных выгод…
«Когда жил Архиепископ Феофан, - пишет господин Закатов (здесь и далее орфография оригинала), - было еще немало молодых членов Российского Императорского Дома мужского пола, так что переход престолонаследия в женскую линию являлся чисто гипотетическим.
Предсказание начало сбываться спустя 52 года после кончины архипастыря. В связи с тем, что на момент смерти главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича в 1992 г. не осталось ни одного члена династии Романовых мужского пола (морганатические потомки к Дому Романовых не принадлежат и правом на престол не обладают), новой Главой Российского Императорского Дома в силу статьи 30 Основных государственных законов Российской империи стала дочь почившего Великая Княгиня Мария Владимировна.
Таким образом, кто бы ни стал в дальнейшем царем в случае восстановления монархии в России, он будет “из династии Романовых по линии матери”»: http://imperialhouse.ru/rus/extra/spodvizhniki-doma-romanovykh/feofan-bystrov-arkhiepiskop-poltavskij.html




Говоря о предсказаниях Преосвященного, нельзя игнорировать сложную, изобилующую белыми пятнами его биографию. В свое время мне приходилось подробно ее исследовать, на что были свои причины.
Так, подробный разбор его отношений с Царской Семьей, не всегда простых, завершившихся выездом Преосвященного из Петербурга, а также описание последнего затворнического этапа его жизни за границей содержатся в одной из глав («Ископание языка») нашей книги «Судья же мне Господь» (М. 2010. С. 589-623).
Кое-какие небезынтересные сведения о пребывании его в 1930-е годы во Франции, о семействе приютивших его Пороховых, связанных со вдовствующей Императрицей Марией Феодоровной и подпитывавших Ее сведениями о «чудесном спасении» всей Царской Семи, включая Государя, содержатся в подробных моих комментариях к «Запискам Архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) (М. «Правило Веры». 2002).
См. также и публикацию в моем ЖЖ (начало: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/65094.html), дающую кое-какую пищу для размышлений.
Вернемся, однако. к обещанной критике «личного секретаря Императорской Семьи».
«Клятвопреступникам Утвержденной грамоты 1613 года - пишет А.Н. Закатов - это [предсказание Владыки о Царе “из династии Романовых по линии матери”. - С.Ф.] чрезвычайно не по душе. Например, в книге: Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. - М., 1993. - С. 324; пророчество святителя Феофана (Быстрова) было злонамеренно и кощунственно искажено. Из приведенной цитаты изъято всё, что относится к дому Романовых.
Более того, составитель сборника не постеснялся снабдить извращенный им текст предсказания владыки Феофана таким добавлением: “О происхождении последнего царя высказываются противоречивые суждения. Одни утверждают, что будет он из рода Романовых, другие обращают внимание на слова владыки Феофана Полтавского - “предъизбранный Самим Господом” (Ук. соч., - С. 324)».
Речь идет о первом издании сборника, действительно вышедшем в 1993 г., но не в Москве, как пишет он с недопустимой для дипломированного историка-архивиста небрежностью, а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и не на странице 324-й, а на 322-й (последнее уточнение не придирка, а очень важная деталь, позволившая затем критику совершить очередной подлог).
Но сначала о тексте предсказания. Действительно в приведенном в книге пророчестве Владыки ничего нет о Царе «из династии Романовых по линии матери», но не потому, что составитель «злонамеренно и кощунственно исказил» текст или что-то «изъял» из него, а потому, что в самом тексте, из которого была взята цитата, ничего об этом не говорилось.
Вот он: «Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого.
Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог - не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает» (Е.Ю. Концевич «Архиепископ Феофан Полтавский. Личные воспоминания» // «Православная Русь». Джорданвилль. 1974. № 24. С. 7-8. Аналогичный текст был напечатан и в журнале «Orthodox World» 1969. № 5. Р. 184).Так что, если к кому и возможны какие-то претензии, то только к племяннице духовного писателя С.А. Нилуса, имевшей связь с Владыкой.
А теперь о том, что «составитель сборника не постеснялся снабдить извращенный им текст предсказания владыки Феофана […] добавлением». Приводящиеся далее А.Н. Закатовым слова («О происхождении последнего Царя высказываются противоречивые суждения. Одни утверждают, что будет он от Рода Романовых, другие обращают внимание на слова владыки Феофана Полтавского - “предъизбранный Самим Господом”») в книге действительно есть. Но идут они не качестве «добавления» к словам Владыки, а уже после других, подобных Феофановскому, текстов: схимитрополита Антония (Чернова), философа И.А. Ильина, архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева).
Сами предсказания Владыки Феофана находятся на стр. 322, а приведенные А.Н. Закатовым слова составителя - на 324-й. Для правдоподобности этого подлога (будто бы мы комментировали исключительно слова Владыки) «личному секретарю Императорской Семьи» и понадобилась эта намеренная путаница со страницами, которую мы отмечали ранее.
Расчет безпроигрышный: кто будет сверяться с книгой. Да и не у каждого ведь есть именно это издание.

Мои книги, Феофан (Быстров) архиеп., Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up