Мартин Хайдеггер (1889-1976).
«Историческая сила коммунизма
и его подлинной сущности,
как олигархической советской власти…»
«Коммунизм» состоит с точки зрения мышления не в том, что каждый должен столько же, сколько другие, съедать, зарабатывать, работать и развлекаться, а в том, что все должны пребывать в равном подчинении у абсолютной власти немногих безымянных правителей и отсутствие решения (прекращение всякого возможного формирования решения и всякого принятия его на себя) становится усредненным воздухом, которым все дышат. […]
Государство является лишь подчиненным инструментом партии, а сама партия - инструментом немногих. К их сущности относится то, что они остаются безымянными […] Деспотизм немногих потому коренится не в личной жажде власти отдельных «субъектов», но последние в свою очередь, сами того не ведая, лишь используются как носители и «наместники» абсолютного уполномочивания чистой власти с единственной целью - включить эту власть в их собственные организации и обезпечить ей престиж истинно действительного. […]
…Уравнение в правах правителей и «управляемых» являются только отговорками для «народа», перед которыми он стоит как зачарованный, не выглядывая за их рамки и не обращая внимания на то, что единственно есть, - власть немногих.
Еще раз: дело не в том, что эти немногие являются власть имущими, но в том, но в том, что только их «решимость» повсюду поддерживает неприкосновенный приоритет полновластности организаций по отношению ко всякой попытке самостоятельного понимания и осуществления воли индивидов и групп.
«Черные тетради». Размышления, XIII, 128.
Там, где сама «организация» «организуется» как средство принуждения, масса вступает во власть и закрепляет пролетаризацию как цель. «Вожди» отличаются тем, что они способны быть чистейшими «функционерами», - т.е. самыми зависимыми исполнителями организации напора масс. Они должны предъявлять высочайшие требования своему организационному штабу («партии»); это единственный способ удержаться у власти (ибо власть заключается только в превосходстве ее самой - и никогда в приспособлении «к кому-либо»).
Размышления, XIII, 104.